В центре Нарьян-Мара, на улице Тыко Вылки, стоит небольшой срубовой дом, доставленный сюда из Пустозерска в 1933 году. Сейчас в нём расположен музей исчезнувшего города. Дабы быть вооруженными историческими фактами, посещение Городища было запланировано после музея, но как говорится «охота пуще неволи», и мы пошли по ходу – сначала Пустозерск, потом музей в Нарян-Маре. Посещение до некогда процветающего города, точнее того что от него осталось, оставило тягостное впечатление.
- Город которого нет -
Вышли в Городецкое озеро. Глубины здесь полтора-два метра, и с учетом того что Печора ещё не в берегах, скоро тут будет совсем мелко. Слева по ходу мыс Виселичный, справа Богородичный на котором когда то был Пустозерск.
В 1999г, в дни празднования 500-летия первого российского форпоста Заполярья, на мысе Виселичный был установлен памятник ненцам, погибшим во время колонизации – «Хэбидя Тен», что в переводе с ненецкого означает «Священная память». Не стану цитировать надпись на деревянном щите символизирующим бубен, текст хорошо виден на фото. Возвращаемся к лодке и перебираемся на противоположную сторону озера.
Когда-то здесь был процветающий город: кипела жизнь, устраивались шумные ярмарки, на которые съезжалась вся тундра. Сюда шли торговые суда из далёкой Дании и Голландии. Сейчас здесь пустые берега, множество крестов и небольшая часовня.
Не будучи историком воздержусь от оценки трагических событий происходивших в Пустозёрске на протяжении пяти веков его существования. Приведу лишь цитаты:
Появление российского форпоста было враждебно встречено представителями самодийских родов. Люди, испокон веков жившие на этой земле, не желали мириться с потерей своих родовых угодий, пастбищ и рыбных тоней. Отказавшись платить ясак, они вступили в неравную схватку с опричниками. Нападения на Пустозерск начались в 1662 году и повторялись в1668, 1712-1714, 1720, 1723 гг. В 1730-1731 годах восстание охватило весь Пустозерский уезд. В 1746-1749 годах восстания «взбунтовавшейся самояди» подавлялись огнем и мечом. В память о 1000 повешенных ненцах, в память обо всех ушедших поколениях, в знак признательности и любви установлен этот памятник — ХЭБИДЯ ТЕН (священная память).
Источник – https://grandkid.ru/doroga-k-svyashhennoy-pamyati/
∼ ♦ ∼
Однако в северных землях было неспокойно. «Самоядские люди» нападали на обозы с «государевой ясачной казной», грабили и убивали. Пустозерские воеводы и сборщики дани часто допускали произвол. Воспринимающие враждебно появление Пустозерска и доведенные до отчаяния притеснениями самоеды неоднократно совершали разоряющие набеги на острог. Первое известное нападение на Пустозерск было в 1644 году. В ответ властями принимались самые жестокие меры. Царь Михаил Федорович приказал вешать «воров-самоедов по пяти и шести по дорогам, чтобы другим неповадно было».
Источник – https://pustozersk-nao.ru/index.php/ru/novosti/19-den-pustozerska
∼ ♦ ∼
А в 1991 году на месте казни протопопа Аввакума старообрядцы установили восьмиконечный крест в память о том, что жизнь в этом проклятом месте иссякла…
Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=5074
∼ ♦ ∼
Безусловно, на уклад городской жизни наложило и то обстоятельство, что в 1644 году в Пустозерске была поставлена тюрьма для воров и опальных людей — самая страшная и дальняя на севере государства. Здесь около 15 лет томился в заключении идеолог старообрядчества и выдающийся русский писатель XVII века протопоп Аввакум. Несколько лет находился знаменитый дипломат и культурный деятель XVII века боярин Артамон Матвеев. Среди узников были князья Семен Щербатый, Иван Долгорукий, участники восстаний К.Булавина, С.Разина, Соловецкого «сидения» и др.
В 1894 г. в Карском море в 6 милях от входа в Югорский шар потерпело крушение норвежское судно «Sternen». В это время Иван Александрович Кожевин оказался на Карском побережье по промысловым делам. Проезжая мимо на оленьей упряжке, он увидел большую группу людей. Объяснившись с капитаном, который, по всей видимости, говорил по-русски, Кожевин отправился по стоянкам оленеводов. Ему удалось собрать необходимое количество упряжек и теплой одежды, чтобы организовать вывоз потерпевших в Пустозерск. В Пустозерске англичане были тепло приняты, а большая часть команды проживала в доме самого Кожевина. Некоторое время спустя, все 49 членов экипажа через Архангельск были отправлены в Англию.
Капитан спасенного судна Иосиф Виггинс, выступая в Российском гидрографическом обществе в Санкт-Петербурге 14 января 1895 года с докладом «Морской путь в Сибирь Карским морем. 1874-1894», упомянул историю спасения его команды Кожевиным Иваном Александровичем. Позднее, 21 августа 1895 года, в город Архангельск из Министерства внутренних дел был отправлен документ следующего содержания: « В год 1895. Господину Архангельскому Губернатору. Пребывающий здесь Великобританский посол уведомляет Министерство иностранных дел, что его Правительство пожаловало, за услуги, оказанные экипажу погибшего в Карском море в сентябре прошлого года английского парохода «Sternen» пустозерскому негоцианту Ивану Кожевину золотую медаль…». Иван Александрович Кожевин умер 3 января 1928 года в возрасте 82 лет. Надпись на могильном кресте гласит: «На сем месте покоится тело господина села Пустозерск Ивана Александровича Кожевина. Скончался 1928. Отроду было 82 г.». В октябре 2006 года сотрудники МЧС России по Ненецкому автономному округу заменили старый обветшалый крест на могиле «первого спасателя Ненецкого автономного округа».
Рядом самый молодой на Богородичном мысу воинский памятник, открытый в 2014 году. Правда, с ошибкой — не пустозерцы, а пустозеры (и обязательно через «е» — никаких ПустозЁрсков!). Деревня была маленькая, а сколько людей полегло на далёком фронте…
Посещение Пустозерска оставило тягостное впечатление: воющая на ветру тундра, множество могильных и поминальных крестов и звонящий на ветру колокол на месте сожжения Аввакума. Пробыв здесь часа три мы спешно покинули это скорбное место.
В своей приустьевой зоне Печора разбивается на бесчисленное количество больших и малых проток. Самые крупные из них носят здесь название Шаров – Городецкий Шар, Лабожский Шар, Голубковский Шар. Более мелкие – Виски: Косвиска, Тельвиска, Пашенская Виска и т.д. Глухие прототоки и заливы имеют название Курьи.
В 1973 году в Ненецкий округ пришло телевидение – это стало возможным благодаря строительству в Тельвиске цеха космической связи « Орбита ». Сегодня по этому каналу идёт телефонная и специальной связь, ретрансляция теле и радиосигнала и интернет.
- Нарьян-Мар -
«Орби́та» — система дальней космической радиосвязи, созданная на основе искусственного спутника Земли «Молния» для передачи, приёма и последующей ретрансляции программ Центрального телевидения, а также обеспечения двусторонней телефонной, телеграфной и фототелеграфной связи[1], охватывающая восточные районы СССР, позже — России и стран СНГ среднеазиатского региона.
Летние загоны для скота — в Тельвиске работает крупное сельхозпредприятие.
Входные подходы к порту имеют протяженность 125,7 км и состоят из естественного фарватера, и из искусственных каналов с глубинами от 4,7 до 5,2 метра. Порт доступен для судов с осадкой до 3,9 м, длиной не более 114 м, шириной до 14 м. В порту имеется 4 причала общей длиной 384,55 метров, с глубинами у причальных стенок до 6,0 метра. Обработка судов в порту производится как у причалов, так и на рейде. Глубина в местах рейдовой обработки от 7 до 10 метров.
Радиоэфир оживился:диспетчеры разруливают местный флот, маломеры решают свои вопросы. Интересуемся где оставить лодку на одну-две ночевки — «Заходите в любую курью, там суточные охраняемые стоянки для лодок». Топонимика…
На всем протяжении Печора разбивается на многочисленные протоки. Самые крупные из них носят здесь название Шаров – Городецкий Шар, Лабожский Шар, Катин Шар. Более мелкие – «Виски»: Тельвиска, Городецкая Виска… Глухие прототоки и заливы называются Курьи – Заводская Курья, Захребетная Курья и т.д.
Обзваниваем гостиницы и мотели – цены тут совсем не нашенские, среднеполосные… Нарян-Мар заряжает от 5 тыс за двухместный, турбаза в Якуше, где мы планировали встать на отдых – 5500. Хостел в поселке Искатели, пригороде Нарян-Мара, предлагает 1800 с удобствами на этаже… Идем в Искатели, там будем искать стоянку в Захребетной курье рядом с гостиницей.
Заселяемся в двухместный под номером 8. Рядом с дверью репродукция картины дома Клодта в Самаре, купца второй гильдии Ивана Андреевича Клодта. В раннее советское время в особняке были жилые квартиры, позже располагались различные организации — ЖАКТ № 115, детский сад, 1-я детская художественная школа… в одно время здесь размещалось афганское консульство. С прошлого века – детская картинная галерея. Так, по иронии судьбы, находясь в заполярном Нарян-Маре, мы имеем по соседству кусочек Самары.
Район здесь малообжитой, но необходимая инфраструктура присутствует: рядом столовая «Вахта-80″, пару магазинов… Напротив хостела Погрануправление НАО, кому дальше на север — за пропусками сюда.
Памятник «Оружие победы». Танк Т-34-85 купленный в Польше за 4 млн. рублей и доставленный сюда в 2014г. Установлен на перекрёстке улиц Угольная и Монтажников.
- Экскурсия -
По совету администратора гостиницы завтра на экскурсию поедем на автобусе. Ходит часто, народу немного и больше увидим, чем на такси. Дома мы немного приготовились: Краеведческий музей, Музей Пустозерска, здание почты – это всё в центре. Едем до остановки ул. Ленина.
В память о жителях Ненецкого автономного округа, которые в годы Великой Отечественной войны сформировали пять оленетранспортных эшелонов, общей численностью более 600 человек, и более 7 000 голов ездовых оленей. Эшелоны стали основой для создания на Карельском фронте оленно-лыжных батальонов.
В 1944 году рабочие и служащие судоверфи Нарьян-Мара собрали 81170 рублей на постройку самолета-истребителя «Як-7Б». Памятник трудовому подвигу жителей НАО в годы Отечественной войны «Самолет капитана Тарасова»
Обелиск Победы — памятник в Нарьян-Маре, на улице Победы, рядом со зданием главпочтамта в честь павших в годы Великой Отечественной войны жителей Ненецкого округа.
Памятник Участникам локальных войн и вооруженных конфликтов
Обратная дорога была малоинтересной – топили на всю гашетку с редкими остановками. Казалось летим на бешеной скорости, хотя по GPS 21-23 км/ч. Вышли после обеда, прошли около 100 км. и встали на небольшом песчаном острове на отдых. Супруга настолько увлеклась рыбалкой, что на следующий день пришлось делать внеплановую стоянку.
За вторые сутки прошли ещё 200 км. и заночевали в уже известном нам месте в Барашках. Наших четвероногих друзей похоже закрыли в домах и не выпускали – собаки тяжело переносят нашествие мошки.
Мы сами забились в палатку и не выходили без особой надобности – мошки на порядок больше чем 5 дней назад.
Вышли пораньше, и через пару часов и мы в Усть-Цильме. Подгоняем машину, разбираем и грузим кораблик. Водная часть маршрута благополучно завершена.
Дальше паром, ночевка в частном доме на окраине Ижмы, кусок Нудного грейдера до Малой Перы и гостиница в Визинге.
В 4 руки километры бегут быстрее, и мили тоже.
На следующий день уже Самара.
В Нарьян-Мар привезли легендарную «тридцатьчетверку», которая станет мемориалом оружию Победы. Танк был куплен еще летом прошлого года в Польше за 4 миллиона рублей спонсорских средств. Памятник установлен в честь боевой машины Победы — танка Т-34. Особое значение в годы Великой Отечественной войны придавалось сбору средств на строительство военной техники. За период с сентября 1941 по январь 1943 года жители Ненецкого автономного округа на строительство танковой колонны собрали один миллион семьдесят две тысячи рублей.
Танк Т-34–85, ставший памятником в п. Искателей, в годы Второй мировой войны участвовал в сражениях в Польше, там его нашли, отреставрировали, превратили в исторический экспонат. Всего в СССР было выпущено более 84 тысяч танков Т-34–85. Это международный и самый массовый средний танк советской армии, участвовавший во Второй мировой войне
18 дней в пути, 5200 сушей и 660 км. водой, 17 литров на сотню и 200 на водный круг – обмен состоялся.
Продолжение следует.