- Белое море -
- Экскурсия вдоль набережной Северной Двины -
- Белое море – капризное море -
Белое море считается внутренним и по площади немногим больше Аральского, самого небольшого моря на территории России, но относится к бассейну Ледовитого океана, отчего и славится своей непредсказуемостью. Площадь его невелика, и фазы Луны не сильно влияют на величину приливов, но водообмен через воронку и горло с суровым Баренцевым кардинально меняет приливную картину в его восточной части. Два раза в сутки миллионы тонн воды устремляются через горло в Белое море из Баренцева и столько же раз возвращаются обратно. Огромные массы воды разгоняются в горле до 8-10 км/ч, создавая в Мезенском заливе аномально высокие уровни приливов. В сизигии их величина достигает 10-11 метров, а при нагонных ветрах и до 13-15, это одни из самых высоких приливов на планете.
Пять лет назад, в ноябре 2011 года, здесь разыгралась настоящая трагедия, которая могла иметь печальные последствия, и только грамотные действия всего экипажа т/х «Капитан Кузнецов» позволили предотвратить беду. Информация и фотографии с сайтов – radiovesti.ru, news29.ru, foto.rg.ru и portnews.ru
∼ ♦ ∼
Теплоход «Капитан Кузнецов» 3 ноября 2011 года, по окончании выгрузки груза в порто-пункте Яра–Яха Байдарацкой губы Карского моря, направился в балласте в порт Архангельск для постановки на зимний отстой. Когда судно вошло в горло Белого моря у мыса Канин нос, погодные условия стали резко ухудшаться, высота волн поднялась до 3-4 м. По состоянию на 03:00 (МСК) 15 ноября сила ветра увеличилась, высота волн достигла 4 м и постепенно нарастала. Для обеспечения безопасности мореплавания на т/х «Капитан Кузнецов» усилили вахту. В 03:20 (МСК) капитан принял решение изменить курс и идти по направлению к Кольскому полуострову под прикрытие от ветра береговой линией. На тот момент расстояние до Кольского полуострова составляло около 40 миль. Но уйти под прикрытие берега т/х «Капитан Кузнецов» не успел.
После пересечения нескольких небольших волн в 03:37 (МСК) 15 ноября судно столкнулось с волной высотой около 10 м, которая, закручиваясь, обрушилась стеной на носовую часть судовой надстройки. В результате этого было значительно повреждено управление в рулевой рубке, навигационное и радиооборудование не работало. Радиосвязь оказалась потеряна, по судну объявлена общесудовая тревога, вручную приведены в действие аварийные радиобуи
В 04:00 (мск) 15 ноября сигнал, передаваемый аварийными радиобуями сухогруза, был получен Морским спасательным координационным центром, после чего началась спасательная операция по поиску и спасению судна. 16 ноября в 11:18 (мск) теплоход был обнаружен спасательным самолетом ИЛ-38 в Белом море. К месту обнаружения судна направился вертолет, спасательная группа которого передала информацию о том, что все люди на борту живы. Ледокол «Диксон» привел на буксире аварийный сухогруз «Капитан Кузнецов» к приемному бую порта Архангельск. далее в порт назначения аварийный теплоход буксировал ледокол «Капитан Чадаев»
∼ ♦ ∼
Тогда, в ноябре 2011 года, мы внимательно следили за информацией по пропаже теплохода, потому что «Капитан Кузнецов» это в прошлом наша «четверка» (СТ-1304), где нам с супругой довелось работать в 80-х годах. Позже, в конце 90-х теплоход был переименован в «Капитан Кузнецов» и передан в Северо-Западное пароходство.
На левом фото выбитые штормом стёкла штурманской и радиорубки. На правых наша верхняя каюта… печальное зрелище. Грустно видеть до некогда свой корабль в таком состоянии. Фото с сайта — https://river-forum.ru/
К сожалению, кроме записей в двух трудовых у нас ничего не сохранились в память об «СТ-1304″, разве что вот это… В 1989 г. с нами в рейс ходил писатель Глебов В.П., который в то время заканчивал свою книгу «Позывные родного причала». В подарок экипажу были написаны стихи, рукопись которых сохранилась у нас вместе со всей наглядной агитацией. Экипаж то наш был комсомольско – молодёжный!
Продолжение следует.