- Пошли -
День выхода выдался насыщенным на события. Утром ещё Ижма, затем паром и сборка лодки. Далеко идти не хотелось, и через пару часов стали планировать ночлег. Прошли Сергеево-Щелье и Нижнее Алехино – здесь ещё тянется кусочек грунтовки от Усть-Цильмы, и цивилизация как-то напоминает о себе. Первые километры по Печоре – видео
Берега в основном песчаные, и долго искать не пришлось – ближе к вечеру встали на правом берегу в районе пос. Барашки. С советских времён поселок числился как зимовье, а к середине 70-х был упразднён и исключен из списков учета. Сегодня это рыбацкая тоня, каких по берегам Печоры множество.
Местные собаки встретили нас дружным лаем, всем видом показывая, что порвут любого, кто посмеет ступить на их берег. Но вскоре мы подружимся – тот, что с хитрой мордой, стащит из едовой сумки шмат сала, второму больше понравится заправленный специями, но ещё не залитый кипятком, Доширак. Медвежья охрана на эту ночь обеспечена.
Читали, что медведей тут принято бояться, и к обычному арсеналу, состоящему из фальшфейеров, ракет и прочих пукалок, добавили ещё одно средство. В активную колонку вмонтировали MP3 декодер USB с флешкой с бухающими и звякающими произведениями. Ставили на ночь около палатки, чтобы кроме съестных запахов создавалась иллюзия активной человеческой жизнедеятельности. Но вскоре нам это надоело, и в дальнейшем использовали приблуду по прямому назначению – видео
Ночь выдалась спокойной, но к утру ветер усилился, и выход отложили. Уходить с палаткой в лес и добровольно сдаваться на съедение комарам не стали – прикрыли жилище лодочным тентом и остались ещё на одну ночёвку. Позже подошли рыбаки, угостили рыбой и предложили домик для ночлега, но мы отказались (от домика) – мы «за туманом…».
Пока супруга колдует над ухой пытаюсь столкнуть лодку. За прошедшие сутки кораблик осушился на пол-корпуса, и завтра это будет сделать сложнее. Помогли транцевые колеса, песок здесь плотный и выпуск шасси упростил поставленную задачу.
На ужин шикарная уха под бальзам «Прикамский», предусмотрительно купленный в Гайнах. Не знали, что на Печоре водится такая рыба, а пермяки делают столь благородный напиток.
К утру следующего дня ветер стих, и мы стали собираться. Печора входила в берега, и каждое последующее утро начиналось с физзарядки – вытаскиваем канистры, сталкиваем лодку и грузим обратно.
Хлопот это доставляло немного, к тому же с каждым днем лодка становилась легче на одну бензиновую канистру и пивную полуторку. Снимаем лагерь, грузимся и вскоре выходим.
Дальше мы просто шли… Шли, пока не надоест, и вставали в первом попавшемся месте, чтобы отдохнуть и приготовить еду. День менялся ночью, полдень не многим отличался от полуночи, но одно оставалось неизменно – быстрая река несла нас на Север к конечной цели путешествия – заполярному Нарьян-Мару.
Шли в основном протоками – течение в них быстрее, чем в основном русле, и волна намного меньше. Северный ветер в нижнем течении Печоры это отдельная тема. Сделав крутой поворот у села Усть-Цильма, река устремляется строго на Север, и даже небольшой встречный ветер поднимает здесь крутую волну. Окатывало нас постоянно, и все стоянки начинались с разведения костра, растягивания верёвок и сушки.
От острова Верхний ушли в протоку Быковский Шар и вскоре встали на рыбалку у острова Печорский. Течение тут пипец… идет водораздел на два русла, и вода буквально «закипает», огибая приверх острова. Нашли относительное тиховодье в прошлогодних камышах и ткнулись носом в берег. Ищем тиховодье – видео.
По снастям выбор не богат – одна поплавочная удочка и пару донок. Донка на таком течении не при делах, посему рыбачим попеременке. За полчаса подняли с десяток мелких хвостов и двинули дальше. Первая рыбалка на Печоре состоялась.
Мимо проплывали деревеньки, приветствуя нас СМС. Сотовая связь здесь практически постоянная – Хабариха, Окунев Нос, Новый бор. Эти населенные пункты видно издалека по высоким мачтам базовых станций GSM.
- Бугаевская переправа -
Бугаевская переправа – место, где происходит смена транспорта. Жители левобережья оставляют тут свои автомобили и пересаживаются на катера. В планировании маршрута мы рассматривали это место как стапель, но заправки тут нет, а грузить в Патриот ещё 200 литров бензина не решились. От Усть-Цильмы здесь всего-то полсотни км водой.
От Бугаево небольшой переход основным руслом Печоры и снова уходим в протоку. Лабазский Шар – одна из протяженных проток Печоры, её длина около 50 км. По ней дойдем до Окунева носа, переночуем и на следующий день выйдем в основное русло реки уже у Полярного круга.
Печора – крупная река. При длине 1809 км. имеет падение 630 м. и соотв. приличный уклон. Ширина достигает 4 км, а территория водосбора чрезвычайно дикая и труднодоступная – автомобильных дорог здесь практически нет. Кроме множества проток русло постоянно разделяется: у Великовисочного – на Малую и Большую Печору, в районе Нового Бора – на Печору и Сухую Печору и от Медвежки – на Старую Печору и просто Печору. Малозаселённый Ненецкий автономный округ делится Печорой практически пополам: слева – Малоземельская тундра и п-ов Канин, справа – Большеземельская и Югорский полуостров.
Крупное судоходство практически прекращено на Печоре. Пару раз попался паром Щельяюр-Нарьян-Мар и такие вот небольшие паромчики местного значения. В основном мотолодки и частные катера, надувного флота тут очень мало.
Ближе к полуночи прошли Окунев нос и стали планировать ночлег. Берег здесь заметно выше и чтобы не тащить все хозяйство наверх, устроились в лодке. Сдвинули банки, поставили на них палатку и уснули.
Утром традиционная сушка, дозаправка и готовка вчерашнего улова. Снова рыбный день – уха и жаренная рыба.
Полярный круг мы проскочили, ставим точку и обратной дорогой отметим это событие как подобает. Новый Бор – крупный поселок на левом берегу Печоры. Мы идем правым, но мачты GSM и уровень сигнала на телефонах выдают присутствие цивилизации. Принимаем прогноз – север 3-5 м/с, облачно и без осадков.
Следующую ночь провели на большой отмели в протоке Сухая Печора в районе впадения р. Шапкина. Минимум комаров и куча луж с теплой водой. Назавтра прибытие в Нарян-Мар и нужно привести себя в порядок. Среди огромной песчаной пустыни с многочисленными лужами, так вот «уютненько», мы встали на четвертую ночевку.
Проснулись часа в два от рокота судовых дизелей – по реке спускается паром. На барже с десяток фур и столько же легковушек. По расписанию прибытие в Нарян-Мар у него рано утром, и у нас утром – собираем палатку, сталкиваем кораблик и в путь. Паром идёт основным руслом, мы протокой Катин Шар, и у Ермицы встречаемся.
Судя по выхлопным трубам «СТ-58″ особо не упирается, течение тут приличное, и жечь топливо нет смысла. Недолго держимся за ним, а проснувшись окончательно – обгоняем. Его 18 км/ч ни вашим, ни нашим, да и не попутчик он нам: до Нарян-Мара паром пойдет основным руслом , мы – протокой Городецкий Шар.
Прошли границу Коми и НАО. Правый берег здесь высокий и мест для стоянок совсем мало. Хорошо, что вчера не пошли дальше и встали на отмели. На рассвете Печора прекрасна, и похоже главной достопримечательностью водной части маршрута будет сама река.
Идти Городецким Шаром – не только желание сократить. В культурной программе посещение города Пустозерск, и добраться туда можно только протокой. Причем без разницы, что со стороны Нарьян-Мара, что от п. Пылемец. Вся протока около 60 км, и исчезнувший ныне город находился примерно посередине. В 4 утра прошли Пылемец и вскоре заходим в Городецкий Шар. На картплоттере протока нанесена частично, и идем по планшету с Яндекс картами. Пылемец дает весёлый 3G, и с подгрузкой вопросов нет. Заходим в протоку Городецкий Шар – видео
За час прошли 10 км. Расклад прежний – 5 км/ч толкает «Мерк» и ещё пять течение. Планшет садится и заряжаемся на ходу – напряжение 5,2v, ток 0,89a. Несмотря на малые обороты и отсутствие зарядки бортсеть 15,3v – титанат рулит. По прежнему «идем по суше» и постоянно ставим точки на Lowrance, ответвлений дофига и плутать обратной дорогой совсем неохота.
Пару раз останавливаемся отогреться чаем и порыбачить, но течение быстро прижимает кораблик к берегу. Якорь класть лениво и с рыбалкой завязываем. До Пустозерска час ходу, до Нарян-Мара ещё два – и все мысли уже там. Глиссируем.
Крутой поворот, точнее почти разворот, и мы заходим в небольшую протоку Городецкая Виска. Появляются одинокие строения по берегам и вскоре деревня Устье. Здесь проходит грунтовая дорога до Тельвиски, но качество её оставляет желать лучшего, и местные жители добираются до цивилизации на моторных лодках. Есть дизель-генератор и водокачка. Школа тоже есть, но она закрыта – учить здесь некого. Минут через 20 выходим в Городецкое озеро – видео
- Пустозерск -
Осенью 1499 г. по указу царя Ивана III, в одном из рукавов дельты Печоры была заложена военная крепость. Потребность в остроге назрела давно – рыба и пушнина не самое главное в освоении Печорских земель, хотя и приносило в казну немалую часть дохода. Для чеканки монет необходимо серебро, но своих месторождений на Руси ещё не открыто, и в качестве сырья используются монеты иностранных государств. Сведения о наличии серебряных руд на далекой Цильме датированы еще 12 веком, и в 1491 году из Москвы на Цильму была направлена геолого-разведочная экспедиция. Поиски увенчались успехом – в августа того же года, в районе сегодняшнего Нонбурга, была найдена серебряная руда. Острог был заложен на мысу озера Пустое (сегодня Городецкое) и получил одноименное с ним название – Пустозерск.
Вскоре была учреждена Пустозерская волость, а в начале 17 века был образован Пустозерский уезд, который простирался от реки Мезень до Уральских гор. В самом городе к тому времени насчитывалось около 2 тыс жителей. В основном здесь проживали военные и чиновники, несшие государеву службу. Местное население занималось рыбной ловлей, охотой, промыслом морского зверя и торговлей. Пустозерск процветал – народились потомки первых военных, женившихся на раскосых красавицах, а на знаменитые Пустозерские ярмарки съезжалась вся тундра. В казённых магазинах приобретали муку, соль и порох. Обменивали продукцию своего промысла – кости мамонта, моржевые клыки, меха. Здесь же в казну вносился ясак – натуральная подать. Ярмарки эти доходили численностью до 2000 человек. В середине 15 века, согласно грамоте Ивана Грозного, в Пустозерске имелось три церкви – Преображенская, Никольская и Введенская. В 17-ом их было уже четыре, в первой половине XIX века – пять. Пустозёрск стал первым русским городом за Полярным кругом и главным форпостом России в освоении Сибири и Севера.
В 18 веке веке Городецкий шар начинает затягивать песком, и большие корабли уже не проходят к Городищу. Оставшись в стороне от ведущих торговых дорог, Пустозерск начинает переживать упадок. В 1762 году по указу Екатерины II была разобрана и пущена «на топление» Пустозерская крепость. В 1780 году Пустозерский уезд упразднен, и его территория переходит в состав Мезенского, и в тот же год воинский гарнизон и воеводская канцелярия переводится из Пустозерска в Мезень. В начале 20 века некогда процветающий Пустозерск похож на небольшую северную деревушку – порядка 30 жилых домов и около 200 жителей. В 1924 году Пустозерск теряет статус города, а в 1928 году перестаёт быть и центром сельсовета, утратив последние административные функции. На 1 января 1928 года в нём было 24 жилых дома и 183 жителя, в 1950 году — лишь 12 жилых домов. Пустозерск был окончательно покинут в 1962 году, его последней жительницей была Аграфена Андроновна Кожевина
Продолжение следует