Зимние путешествия интересны по-своему, особенно, если маршрут проложен по тем местам, куда летом дорог нет по определению, и добраться можно только по зимникам. Зимник – штука рукотворная, и хотя основным «подрядчиком» выступает «Морозстройдор», без человеческого труда тут не обходится. Это довольно сложное дорожное сооружение, протяженностью порой в сотни километров, которое обустраивает и поддерживает большое количество людей и техники. Снег нагребают, проминают, постоянно укатывая волокушами. Вдобавок на тундровых и заболоченных участках все это поливается водой, иногда подогретой, и снова укатывают, наращивая слой за слоем. Круглосуточно работает тяжелая техника, постоянно снуют бочки за водой, тарахтят мотопомпы… все это мы увидим в предстоящей поездке «Зимники Нарьян-Мара», запланированной на новогодние каникулы 2013 г.
- Подготовка -
Памятуя известную пословицу «Готовь сани летом», мы так и сделали. Объём работ запланирован был не шуточный: предстояло хорошо утеплить салон и моторный отсек, так как ночевки планировались в авто – установить автономный обогреватель, а лучше два… обзавестись мощным резервным аккумулятором и по возможности предусмотреть подогрев мостов, КПП и РК выхлопом от автономок. Ко всем этим хлопотам добавилось ещё одно… Возвращаясь в конце лета с Кольского, когда до дома оставалось меньше суток – мы загорелись. Перетёрлась тормозная трубка, и жижа брызнула на катализатор. Погасить успели, благо заметили сразу и огнетушитель был под рукой. На скрутках восстановили проводку, заглушили перебитый тормозной контур и покатились на Самару. Месяц ушел на устранение последствий пожара, и в сентябре начали подготовку к предстоящей зимней поездке. Фотки ниже, видео пожара глазом регистратора – здесь
Салон был разобран полностью, демонтированы многочисленные пластмассинки, закрывающие внутренние полости кузова, разобраны двери, снята облицовка потолка. Все тщательно оклеивалось пенофолом толщиной 4 и 8 мм. В дальнейшем были изготовлены утеплённые заглушки на все стекла. Три задние прирезаны в размер и вставляются враспор, четыре дверных монтируются в проем при опущенных стеклах и надёжно фиксируются после их поднятия.
Спальник то же переделали. Из имеющейся на то время «полуторки» в полноценную «двухспалку» со стопроцентным доступом к содержимому. Правда пришлось пожертвовать задними сиденьями, и машина стала 2-х местной, но этот вариант нас вполне устраивает – путешествуем вдвоем, объём салона прилично увеличился и ушло 40-50 кг лишнего веса. Теперь, не выходя на улицу, можно поднять спальник и достать все, что угодно.
В октябре 2012 года одна из самарских фирм, занимающаяся продажей автономок, предоставляла хорошие скидки на свою продукцию, и мы решили взять оба подогревателя. В салон 2-х киловаттный фен Webasto и 4-х киловаттный Eberspacher Hydronic в моторный отсек для предпускового подогрева движка. Оба «немца», оба на бензине, оба с 2-х летней гарантией. За все с монтажом отдали 86 тыс, но техника надёжная и стоит того.
Питание и управление подогревателями размещены на консоли, которая запитана хорошим квадратом и помимо замка зажигания. Слева таймер предпускового, справа крутилка Вебасто. Выключил зажигание – тепло, светло и на связи.
Почти два месяца ушло на подготовку автомобиля и комплектацию полноценного ЗИПа, и к началу декабря мы имели неплохо заряженный для зимних поездок внедорожник. Параллельно прорабатывали и маршрут…
- Маршрут -
Необходимо было определить места посещения, ночевок, заправок… и если на асфальтовом участке автодороги «Самара – Ухта» вопросов не возникало, с зимниками было сложнее. Сумятицу вносила строящаяся дорога «Ухта – Печора». По одним источникам отсыпка закрыта и машины идут по зимнику, по другим – частично открыта, пускают, но надо знать, где на неё выйти.
Основными источниками информации по зимникам были два форума: Нарьян-Марский «На краю земли» и «Усинский городской форум». Ежегодно на них создаются темы по обустройству зимников, ледовых переправ и т.д. Словом вся информация отсюда – Нарьян-Марский форум и Усинский форум. После проработки названных тем получился такой маршрут: «Самара – Ухта» асфальт 1500 км. и «Ухта – Нарян-Мар» по бетонкам и трем зимникам около 1000 км.
Маршрут составлен, день старта определен, и 31-го мы начали погрузку. Состав участников путешествия к тому времени уже определился: поначалу записалось машин пять, но ближе к выезду народ стал отваливаться и по факту пошли в две машины – мы с супругой и наш товарищ по прошлым путешествиям Роман (Atil) с подмосковного Ногинска. Тема – здесь
- В путь -
Утром 2-го января залили баки под горловину, обнулили одометр и покатились…. до Йошкар-Олы в одну машину, там встреча с Ромычем и дальше уже вдвоем. Скажу, что «зимники» для нас начались уже в Ульяновской области, когда решили срезать и пошли через Бесовское лесничество. У Старой Сахчи вперлись в хороший туман, и вся наша экономия пошла лесом… Бесовским. По километрам наверное сократили, но по времени точно нет, и к месту встречи – столице Марий-Эл подкатились уже затемно, отмотав за первый день всего 550 км.
Не желая утруждать Романа поиском нас по городу, встали на Лукойловской заправке на выезде, поужинали и легли спать. Ромыч подъехал за полночь, долго гремел посудой и что-то рассказывал… но я его уже не слышал. Назавтра предстоял бросок до первого зимника, а это чуть больше 1000 км зимних дорог, и нужно было хорошо выспаться.
Спали как дома… тепло и просторный спальник способствуют полноценному отдыху. С утра фотосессия по спящей Йошкар-Оле, завтрак в придорожной кафешке, и понеслась… Киров, Сыктывкар, Евма.
Останавливались только на заправки, размяться и пофоткать. В Евме Ромыч пополнил запасы газа, мы бензина… в канистры брать не стали – на трассе заправок хватает, и в Ухте, перед выходом на зимники, затаримся по полной.
Километрах в 100 от Ухты, на ночной стоянке – гостеприимный Федорыч, то же владелец Патриота… в подробностях рассказал про зимники и предложил остаться на ночевку. Но силы ещё были и мы покатились дальше, в надежде добраться до Ухты, откуда начинается первый зимник.
Ближе к полуночи добрались до Ухты, где и заночевали на платной стоянке. Координаты N63°34’17,35″,E53°38’09,70″. На ужин самарские пельмешки с багажника и планы на завтрашний день. Главная тема – завтрашний выход на зимник.
3 января, заканчивается второй день путешествия – надо бы еще лежать на диване, смотреть телек и доедать оливье, а мы уже в Ухте, и где-то здесь кончается асфальт…