Зимники Нарьян-Мара часть 1

 

Зимние путешествия интересны по-своему, особенно, если маршрут проложен по тем местам, куда летом дорог нет по определению, и добраться можно только по зимникам. Зимник – штука рукотворная, и хотя основным «подрядчиком» выступает «Морозстройдор», без человеческого труда тут не обходится. Это довольно сложное дорожное сооружение, протяженностью порой в сотни километров, которое обустраивает и поддерживает большое количество людей и техники. Снег нагребают, проминают, постоянно укатывая волокушами. Вдобавок на тундровых и заболоченных участках все это поливается водой, иногда подогретой, и снова укатывают, наращивая слой за слоем. Круглосуточно работает тяжелая техника, постоянно снуют бочки за водой, тарахтят мотопомпы… все это мы увидим в предстоящей поездке «Зимники Нарьян-Мара», запланированной на новогодние каникулы 2013 г.

 

- Подготовка -

 

Памятуя известную пословицу «Готовь сани летом», мы так и сделали. Объём работ запланирован был не шуточный: предстояло хорошо утеплить салон и моторный отсек, так как ночевки планировались в авто – установить автономный обогреватель, а лучше два… обзавестись мощным резервным аккумулятором и по возможности предусмотреть подогрев мостов, КПП и РК выхлопом от автономок. Ко всем этим хлопотам добавилось ещё одно… Возвращаясь в конце лета с Кольского, когда до дома оставалось меньше суток – мы загорелись. Перетёрлась тормозная трубка, и жижа брызнула на катализатор. Погасить успели, благо заметили сразу и огнетушитель был под рукой. На скрутках восстановили проводку, заглушили перебитый тормозной контур и покатились на Самару. Месяц ушел на устранение последствий пожара, и в сентябре начали подготовку к предстоящей зимней поездке. Фотки ниже, видео пожара глазом регистратора – здесь

Сгорела проводка ДК1 и ДК2, ДПРВ... шланги омывателя, бачок ОЖ...

Сгорела проводка ДК1 и ДК2, ДПРВ… шланги омывателя, бачок ОЖ…

Заглушили тормозной контур карданным болтом с подмоткой.

Заглушили тормозной контур карданным болтом с подмоткой.

Прижатая между кузовом и рамой, перетёрлась тормозная трубка.

Прижатая между кузовом и рамой, перетёрлась тормозная трубка.

Салон был разобран полностью, демонтированы многочисленные пластмассинки, закрывающие внутренние полости кузова, разобраны двери, снята облицовка потолка. Все тщательно оклеивалось пенофолом толщиной 4 и 8 мм. В дальнейшем были изготовлены утеплённые заглушки на все стекла. Три задние прирезаны в размер и вставляются враспор, четыре дверных монтируются в проем при опущенных стеклах и надёжно фиксируются после их поднятия.

Утепление кузова

Утепление кузова

Резервный аккумулятор Varta 110а/ч

Резервный аккумулятор Varta 110а/ч

Утеплённые заглушки на 5 задних стёкол

Утеплённые заглушки на 5 задних стёкол

Спальник то же переделали. Из имеющейся на то время «полуторки» в полноценную «двухспалку» со стопроцентным доступом к содержимому. Правда пришлось пожертвовать задними сиденьями, и машина стала 2-х местной, но этот вариант нас вполне устраивает – путешествуем вдвоем, объём салона прилично увеличился и ушло 40-50 кг лишнего веса. Теперь, не выходя на улицу, можно поднять спальник и достать все, что угодно.

Спальник получился вместительный

Спальник получился вместительный

100% доступ к содержимому не выходя

100% доступ к содержимому не выходя

Раскладной спальник с двумя полками

Раскладной спальник с двумя полками

В октябре 2012 года одна из самарских фирм, занимающаяся продажей автономок, предоставляла хорошие скидки на свою продукцию, и мы решили взять оба подогревателя. В салон 2-х киловаттный фен Webasto и 4-х киловаттный Eberspacher Hydronic в моторный отсек для предпускового подогрева движка. Оба «немца», оба на бензине, оба с 2-х летней гарантией. За все с монтажом отдали 86 тыс, но техника надёжная и стоит того.

Фен Вебасто установлен под задними пассажирскими сидениями

Фен Вебасто установлен под задними пассажирскими сидениями

Предпусковой подогреватель двигателя Eberspacher Hydronic B4 WS

Предпусковой подогреватель двигателя Eberspacher Hydronic B4 WS

Отопление и подогрев двигателя обошлись в приличную сумму.

Отопление и подогрев двигателя обошлись в приличную сумму.

Питание и управление подогревателями размещены на консоли, которая запитана хорошим квадратом и помимо замка зажигания. Слева таймер предпускового, справа крутилка Вебасто. Выключил зажигание – тепло, светло и на связи.

Таймер Eberspacher Hydronic B4 WS

Таймер Eberspacher Hydronic B4 WS

Справа встала крутилка Webasto

Справа встала крутилка Webasto

Общий вид консоли

Общий вид консоли

Почти два месяца ушло на подготовку автомобиля и комплектацию полноценного ЗИПа, и к началу декабря мы имели неплохо заряженный для зимних поездок внедорожник. Параллельно прорабатывали и маршрут…

 

- Маршрут -

 

Необходимо было определить места посещения, ночевок, заправок… и если на асфальтовом участке автодороги «Самара – Ухта» вопросов не возникало, с зимниками было сложнее. Сумятицу вносила строящаяся дорога «Ухта – Печора». По одним источникам отсыпка закрыта и машины идут по зимнику, по другим – частично открыта, пускают, но надо знать, где на неё выйти.

Карта зимников 2006 года

Карта зимников 2006 года. Фото с сайта https://усинск.онлайн

Схема зимников Коми и НАО

Схема зимников Коми и НАО Фото с сайта https://усинск.онлайн

Строящаяся дорога Ухта-Печора

Строящаяся дорога Ухта-Печора. Фото с сайта https://усинск.онлайн

Основными источниками информации по зимникам были два форума: Нарьян-Марский «На краю земли» и «Усинский городской форум». Ежегодно на них создаются темы по обустройству зимников, ледовых переправ и т.д. Словом вся информация отсюда – Нарьян-Марский форум и Усинский форум. После проработки названных тем получился такой маршрут: «Самара – Ухта» асфальт 1500 км. и «Ухта – Нарян-Мар» по бетонкам и трем зимникам около 1000 км.

Карта зимников Нарьян-Мара

Карта зимников Нарьян-Мара

Маршрут составлен, день старта определен, и 31-го мы начали погрузку. Состав участников путешествия к тому времени уже определился: поначалу записалось машин пять, но ближе к выезду народ стал отваливаться и по факту пошли в две машины – мы с супругой и наш товарищ по прошлым путешествиям Роман (Atil) с подмосковного Ногинска. Тема – здесь

Часть стекол заглушили сразу в Самаре, остальные поставим на зимнике

Часть стекол заглушили сразу в Самаре, остальные поставим на зимнике

Наверх что полегче – 3 кг пельменей и пустые канистры под бензин.

Наверх что полегче – 3 кг. пельменей и пустые канистры под бензин.

Поначалу желающих набралось 5 машин , по факту пошли вдвоем – мы и Рома Atil

Поначалу желающих набралось 5 машин , по факту пошли вдвоем – мы и Рома Atil

 

- В путь -

 

Утром 2-го января залили баки под горловину, обнулили одометр и покатились…. до Йошкар-Олы в одну машину, там встреча с Ромычем и дальше уже вдвоем. Скажу, что «зимники» для нас начались уже в Ульяновской области, когда решили срезать и пошли через Бесовское лесничество. У Старой Сахчи вперлись в хороший туман, и вся наша экономия пошла лесом… Бесовским. По километрам наверное сократили, но по времени точно нет, и к месту встречи – столице Марий-Эл подкатились уже затемно, отмотав за первый день всего 550 км.

Маршрут первого дня пути

Маршрут первого дня пути

Бесовский лес

Бесовский лес

Где-то на подъезде к столице Марий-Эл

Где-то на подъезде к столице Марий-Эл

Не желая утруждать Романа поиском нас по городу, встали на Лукойловской заправке на выезде, поужинали и легли спать. Ромыч подъехал за полночь, долго гремел посудой и что-то рассказывал… но я его уже не слышал. Назавтра предстоял бросок до первого зимника, а это чуть больше 1000 км зимних дорог, и нужно было хорошо выспаться.

На связи. Ждем Романа

На связи. Ждем Романа

Ромыч подкатил заполночь

Ромыч подкатил заполночь

Ночевка Иошкар-Ола

Ночевка Иошкар-Ола

Спали как дома… тепло и просторный спальник способствуют полноценному отдыху. С утра фотосессия по спящей Йошкар-Оле, завтрак в придорожной кафешке, и понеслась… Киров, Сыктывкар, Евма.

Ночная Йошкар-Ола

Ночная Йошкар-Ола

Ночная Йошкар-Ола

Ночная Йошкар-Ола

Ночная Йошкар-Ола

Ночная Йошкар-Ола

Останавливались только на заправки, размяться и пофоткать. В Евме Ромыч пополнил запасы газа, мы бензина… в канистры брать не стали – на трассе заправок хватает, и в Ухте, перед выходом на зимники, затаримся по полной.

Заправка и дальше...

Заправка и дальше…

На Ухту налево

На Ухту налево

DSCF4816

Прошли Евму

Километрах в 100 от Ухты, на ночной стоянке – гостеприимный Федорыч, то же владелец Патриота… в подробностях рассказал про зимники и предложил остаться на ночевку. Но силы ещё были и мы покатились дальше, в надежде добраться до Ухты, откуда начинается первый зимник.

Где-то на границе Кировской и Коми

Где-то на границе Кировской и Коми

Неплохое придорожное кафе

Неплохое придорожное кафе

У Федорыча...

У Федорыча…

Ближе к полуночи добрались до Ухты, где и заночевали на платной стоянке. Координаты N63°34’17,35″,E53°38’09,70″. На ужин самарские пельмешки с багажника и планы на завтрашний день. Главная тема – завтрашний выход на зимник.

Автостоянка в Ухте

Автостоянка в Ухте

Готовим канистры, завтра на зимники

Готовим канистры, завтра на зимники

На ужин пельмени с морозильника

На ужин пельмени с морозильника

3 января, заканчивается второй день путешествия – надо бы еще лежать на диване, смотреть телек и доедать оливье, а мы уже в Ухте, и где-то здесь кончается асфальт…

Маршрут второго дня

Маршрут второго дня

Тут кончается дорога фото усинск онлайн

Тут кончается дорога фото усинск онлайн

Координаты ночевки в Ухте

Координаты ночевки в Ухте

 

часть 1 часть 2 часть 3