- Суровый мезенский грейдер -
Со слов местных жителей такой жары здесь не было с 2000 года, и вероятность, что Кулойский канал пересох высока. Посему едем в Пинегу на машине поглядеть, что и как, и на месте принять решение по водной части маршрута.
Дорога до Пинеги это часть автодороги «Архангельск – Мезень» протяженностью 390 км. Первые 80 до Белгородского асфальт, остальные 300 км – грейдер. Заправка есть в самой Пинеге и Боброво, в 40 км от Архангельска. Большинство фоток на грейдерах делаем на ходу. Встать, значит погрузиться в клубы собственной пыли и зависнуть минут на 10-15.
Участок «Белгородский – Пинега» пожалуй самый живописный. Cначала дорога идёт вдоль правого берега р. Пинега, выходя практически к самой реке, дальше уходит круто вверх, напоминая горный серпантин, и огибая Пинежский заповедник снова спускается к реке.
Дальше очень интересное место. Здесь на поверхность выходят гипсы и доломиты Пинежского карста. Постоянно чередующиеся спуски и подъемы с крутыми поворотами и сужениями, плюс летящие лесовозы, коих тут немерено.
Пройдя туркомплекс «Голубино» мы покидаем грейдер и уходим налево по грунтовке, чтобы посетить самую высокую точку Архангельской области – деревню Красная горка. Здесь расположен Красногорский монастырь, основанный в 1603 году, который любил посещать находившийся в ссылке в Пинеге князь Голицын.
После смерти Василий Голицин был погребён на территории Красногорского монастыря. В ссылку же боярин отправлен … за «особливую привязанность» к царевне Софье. В сентябре 1689 г указом Петра отрешен был от всех дел, сперва сослан с женою и детьми в Каргополь, а спустя два года переведен в Пустозерский острог на вечное житие. Скончался в 1715 г в Великопинеге, откуда тело его было перевезено в Красногорский монастырь.
Познакомившись с Красной горкой и монастырем, спускаемся обратно, и через полчаса пос. Пинега и Кулойский канал.
- Кулойский канал -
Канал «Пинега – Кулой» построен в 1928 году и предназначен для транспортировки леса на лесопильные заводы Архангельска. Канал совсем небольшой, всего 6 км, имеет в своем составе единственный шлюз Сотка, который давно разрушен. До недавнего времени был судоходен и использовался для доставки грузов в период половодья, в основном продуктов в Мезень и Лешуконское. Со строительством круглогодичной дороги «Архангельск – Мезень» в 2008 году потерял свою актуальность и сейчас используется лишь туристами – байдарочниками. На среднем фото мост через Кулойский канал в период июньских дождей 2014 г, на правом – каким его увидели мы в июле 2016.
Для нас, кроме как гидротехническое сооружение, канал был интересен возможностью закольцевать маршрут. Выйдя водой с Архангельска, пройти каналом до Белого моря и вдоль зимнего берега вернуться к месту старта. Не получилось… из-за аномальной жары канал почти пересох, и если здесь у моста воды было по щиколотку, то вход со стороны Пинеги больше напоминал какую нибудь южно-африканскую пустыню.
Берем тайм-аут для обдумывания дальнейших действий и заселяемся в аэропортовскую гостиницу, расположенную в сотне метрах отсюда. Стрёмно… самого аэропорта уже лет 20 как нет в Пинеге, а гостиница осталась.
Сходили в настоящую деревенскую баньку, за ужином обсудили наши дальнейшие планы и ближе к полуночи отошли ко сну. Назавтра знакомство с Мезенью и обратно в Архангельск, собирать корабль и по возможности выходить.
То ли от трясучки на грейдере, то ли от пылищи, которая лезла во все щели – стал заедать замок зажигания. Сначала ключ подклинивал, а потом и вовсе перестал выниматься. Так и оставили машинку на ночь с ключом в замке. Позже уже в Самаре суровый мезенский грейдер не раз напомнит о себе… «отстрелились» головки трех болтиков крышки заднего моста, из-за отказа «левого полушария» пришлось менять приборную панель и много ещё чего по мелочи.
Утром ключ удалось извлечь с помощью шприца и WD-шки… Промыли спиртом личинку, продули компрессором и покатились дальше. Быть рядом и не посетить один из старейших северных городов было бы непростительно.
- Идем на Мезень -
До Мезени отсюда 180 км пыльного грейдера и три понтонные переправы через реки Мезень, Кимжа и Пеза. Скорость та же – либо 5, либо 60 км/ч. Раннее утро, встречки нет, идем 60…
Через пару часов река Кимжа. Армейские понтоны почти не шелохнулись от нашего веса. Ещё бы… 20-и тонные лесовозы тут обычное явление.
Буквально через пять минут выкатываемся на берег Мезени, и в паре километрах сама переправа. Очередь из двух грузовичков, встаем за ними… Как позже выяснилось, никакой очереди нет а мужики просто перетаскивают скарб из одного авто в другой. Навстречу несколько машин с правого берега, торможу…
Хотя знаки свидетельствуют о нашем преимуществе прохождения переправы, пытаюсь закрепить собственные знания ПДД у местного джипера… «У кого больше машина, тот и прав» – демонстрирует местный абориген немногословность народов севера. Почти как в Польше – «У кого больше, тот и пан…», но спорить с местными не стал, и минут через 10, пропустив колонну, принялись форсировать очередную водную преграду – реку Мезень.
Пять барж, надёжно сцепленных между собой, запредельные углы аппарелей и грохот на их стыках… и мы уже на правом берегу Мезени. Читали, что раньше переправа была платной, сейчас нет… просто проехали и всё.
Дальше развилка «Мезень – Лешуконское», нам налево. Кстати, направо мимо Лешуконского можно вернуться в Самару через Коми, там же и отворотка на легендарный Печорский тракт. Но нам на Мезень, и вскоре третья по счету переправа через Пезу. Переправу прошли в гордом одиночестве и неспешно, любуясь видами спокойной реки.
Круглогодичная дорога в Мезень появилась совсем недавно в 2008 году. До этого сообщение с большой землёй было по зимнику, а летом самолетом. Сейчас добраться до Мезени можно в любое время года, погранзона перенесена немного на север, но знак остался. Пропуска наши до самой Шойны, и беспокойства за свое присутствие в ПЗ нет. Фоткаемся…
Гостиница в Мезени одна и совсем не дешёвая, двухместный номер без удобств 4 тысячи. Поэтому мягким кроватям мы предпочли ночевку в настоящем таёжном лесу.
На следующий день той же дорогой возвращаемся в Архангельск, где по договоренности с яхт-клубом «Норд» собираем лодку, оставляем машину и выходим в море. Снова останавливаемся у Кулойского канала, фоткаемся и ещё раз убеждаемся в правильности принятого решения – в канал не идти, а возвращаться в Архангельск и выходить в море.
Вернувшись в Архангельск заселяемся в гостиницу на Обводном канале 8, с интересной курилкой на крыше. Назавтра сборка корабля и выход в море. Погоду правда дают не айс – аномальная жара меняется резким похолоданием, отсюда штормовые ветра и грозы. Забегая вперёд скажу, что за 10 суток нашего пребывания в море штормовое предупреждение объявлялось 6 раз. Отчего движение наше по морю не было упорядоченным и больше напоминало броуновское…
После скитания по пыльным дорогам горячий душ и алкоголь сделали своё дело – «светает рано…», «выкинем лодку и пока я смотаюсь за бензином…». «хлеб не забудь…», «в МЧС звякнуть, что выходим»… Заснули.
Утром небольшая физзарядка. Из навигатора выстреливает micro SD и падает в щель между водительским и торпедой. Попытки извлечь её при помощи ножовочного полотна ещё больше усугубляют ситуацию – флешка проваливается глубже… На ней 13 гигов морских карт, SAS планет под андроид и куча нужной информации. Идти в море без неё, тоже самое, что закрыть глаза. Снимаем водительское кресло и вдобавок имеем десяток зажигалок и пару фломастеров.)))
- Сборка корабля -
Вызволив micro SD из плена, быстро собираемся и едем в Соломбалу. Там по договоренности с руководством яхт-клуба «Норд» мы собираем лодку, оставляем машину и выходим в море.
Плавучий пирс и удобный подъезд на авто, круглосуточная охрана… словом очень хорошее место для стапеля. Спасибо руководству яхт-клуба за предоставленное место для сборки лодки.
Часов десять на сборку, плюс довоз бензина, погрузка и улаживание формальностей… и ровно в 6-00 мы покидаем гостеприимный «Норд» и берём курс на север.
Здесь, у Архангельска, дельта Северной Двины разделяется на три крупных рукава, каждый из которых впадает в Белое море: Никольский, Мурманский и Корабельный. Мы пойдем самым интересным из них – Корабельным.
Продолжение следует.