в Нарьян-Мар по Печоре 2

 

- К месту посадки космического корабля «Восход-2″ -

 

Маршрут к месту посадки космического корабля "Восход-2"

Маршрут к месту посадки космического корабля «Восход-2″

Выехали часа в 4. В Усолье берем оба под горловины + канистру на всякий… следующая заправка в Гайнах. Яндекс отказался прокладывать маршрут Березники – Басим на автомобиле, только мотоцикл – 110 км. за 6 ч. 14 мин. Навигатор оказался сговорчивее и проложился до места посадки, но о качестве дороги тактично «промолчал».

Березники-Басим только на мотоцикле

Березники-Басим только на мотоцикле

Мост через р. Кама у Березников

Мост через р. Кама у Березников

Заправка в Усолье

Заправка в Усолье

Дорога оказалась грейдером хорошего качества с небольшими участками асфальта у населенных пунктов, и через пару часов были уже в Басиме.

До Басима хороший грейдер.

До Басима хороший грейдер.

Отворотка на п. Басим

Отворотка на п. Басим

.

.

Указателей немерено и заблудиться тут сложно.

прошли Никино

прошли Никино

За ним  Левино.

За ним Левино.

За п. Левино налево – логично.

За п. Левино налево – логично.

У лесовозников консультируемся о возможности проезда, как здесь говорят, к обелиску. «Не знаю, туда давно уже никто не ездит. Раньше автобус с Басима возил экскурсии. Если плиты остались, наверное пройдете». Дедок на старенькой буханке – «До Гайн? Не знаю, прошлый год у п. Косы совсем плохо было, может сейчас подлатали.». Про Гайны напрягает, возвращаться вкруголя через Киров совсем не катит.

Лесовозники мотаются постоянно.

Лесовозники мотаются постоянно.

.

.

п. Уролка, до Басима 8 км.

п. Уролка, до Басима 8 км.

Засекаем по одометру Басим и ровно через 9 км. уходим налево к месту посадки. На фото – первые километры дороги к месту посадки.

.

.

.

.

.

.

После отворотки тайга наполнилась шашлычным запахом, будто огромный мегаполис разом выехал на природу и разжигает свои мангалы. Ответ нашелся сразу: через пару минут мы выехали на огромную площадку с десятками углевыжигательных печей и штабелями мешков с готовой продукцией – здесь делают древесный уголь.

Пошли лесовозные просеки

Пошли лесовозные просеки

Сырьё, печь и готовая продукция.

Сырьё, печь и готовая продукция.

.

.

Несмотря на ранний час печи дымят и работники на местах, похоже производство тут непрерывное. Уточняем дорогу: «На УАЗе пройдёте, только заросло там уже всё, вряд ли обелиск найдете. Возвращайтесь назад, будет поворот и указатель высоко на дереве.» Похоже мы его проскочили…

Консультируюсь.

Консультируюсь.

.

.

.

.

Возвращаемся, находим указатель, фоткаемся.

Находим указатель. Фоткаемся.

Находим указатель. Фоткаемся.

Находим указатель. Фоткаемся.

Находим указатель. Фоткаемся.

Находим указатель. Фоткаемся.

Находим указатель. Фоткаемся.

Техника тут серьезная, в основном гусеничная, и вот такая – «комбинированная». Мы на их фоне пузотеры. На полпути ещё один указатель к месту посадки, но точку не ставим, и где конкретно уже не вспомнить.

Техника тут такая, мы самые маленькие.

Техника тут такая, мы самые маленькие.

.

.

Указатель на полпути к месту посадки

Указатель на полпути к месту посадки

Все 25 км. от отворотки до места посадки можно разделить на 2 участка. От трассы до точки «Поворот» (прибл 17 км.) поддерживается лесовозниками в хорошем состоянии в т.ч. мост через р. Чугор.

Первые 17 км. хорошего качества

Первые 17 км. хорошего качества

На мосту через р. Чугор

На мосту через р. Чугор

Свежий мостик

Свежий мостик

Следующие 8 км. до места посадки – это заросшая лесная просека, по которой похоже давно никто не ездил, с остатками бетонных плит, поваленными деревьями и тройкой засадных мест, основное из которых – ручей около метра глубиной.

2-3 засадных места на последних км.

2-3 засадных места на последних км.

Ручей около метра глубиной

Ручей около метра глубиной

300 м. пешком к месту посадки.

300 м. пешком к месту посадки.

На этих 8 км. оторвем сначала глушитель, потом амортизатор и бонусом появится проблема с креплением РЦС – при нажатии верхнее ухо отходит от колокола на 2-3 мм. Похоже я сам потянул резьбу, когда перед выездом менял сцепу. Подвязываем глушак и едем дальше. Капрон плавится, глушак снова повисает на приемной трубе. Осталось немного. Фоток делали мало, но регистратор успели скинуть. На всё, судя по регистратору, ушло около 2-х часов в один конец. Ниже на фотках собственно все 25 км. пути по времени и три засадных места.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

На видео последние метры до развилки, где оставим машину. На 1:34 останавливаемся, потом пытаемся проехать к месту посадки и сразу садимся 2:20. Возвращаемся на исходную и идем пешком метров 300 до указателя. Видео.

.

.

.

.

.

.

Сам обелиск мы не увидели, обследовали ближайшие заросли ивняка, но ничего не нашли – лес вырублен, вся площадь вспахана трелёвочной техникой. Фотографии в интернете, с прошлых посещений обелиска, сделаны на фоне густого соснового леса. У нас редкие берёзки, метровые ямы с остатками брёвен и табличка со стрелкой «Место приземления космонавтов».

Третий по счёту указатель.

Третий по счёту указатель.

Место посадки "Восход-2".

Место посадки «Восход-2″.

Место посадки "Восход-2".

Место посадки «Восход-2″.

По приезду рассматривали это место по Google earth: В 2014 на месте посадки густой лес. В 2015 лес вырублен. Скорее всего обелиск там, мы просто не нашли его в молодых зарослях. Третье фото с привязкой к местности – ближайший лес в километре к югу, в русле р. Уролка, но это совсем далеко.

Место посадки в 2014 г.

Место посадки в 2014 г.

Место посадки в 2015 г.

Место посадки в 2015 г.

Космоснимок с привязкой к местности.

Космоснимок с привязкой к местности.

Всё чаще подтягиваем нижний болт РЦС, и похоже он долго не протянет в одиночку. Есть пару метров 6 мм. вязальной проволоки и столько же тормозной трубки в ЗИПе, но всё это в легкую перерубит полугнилую бочку глушака. Решили разоружить паруса – штаги и ванты из 4 мм стального троса в оболочке и куча всяких прибамбасов – карабинов, вертлюгов, талрепов… может и подберём что-то для крепления РЦС. Пока ползём до открытого места, редко жмакая сцепу и больше по лужам. Здесь комары сожрут нас раньше, чем мы разложим ключи.

Пришлось разоружить паруса. Талреп для РЦС, штаги для глушителя.

Пришлось разоружить паруса. Талреп для РЦС, штаги для глушителя.

Задняя часть чуть теплая, тут капроновая стропа справилась с задачей.

Задняя часть чуть теплая, тут капроновая стропа справилась с задачей.

Тут без комментариев, докатились до Самары на 3-х амортизаторах

Тут без комментариев, докатились до Самары на 3-х амортизаторах

5 метров ахтерштага хватило для крепления глушителя. Талреп оттяжки гика встал как влитой – кольцом на колокол, крючком за штуцер удаления воздуха. Набиваем втугую и фиксируем стяжками. Хотели до Сыктывкара и в сервис, но «колхоз» оказался живучим и докатились до Самары – с талрепом на РЦС, тросами на глушаке и трёх амортизаторах.

Переднее крепление глушителя 4 мм. стальным тросом штага

Переднее крепление глушителя 4 мм. стальным тросом штага

Талреп оттяжки гика надёжно зафиксировал рабочий цилиндр сцепы.

Талреп оттяжки гика надёжно зафиксировал рабочий цилиндр сцепы.

Что бы не перепилило, подгнившую бочку обмотали тремя витками.

Чтобы не перепилило, подгнившую бочку обмотали тремя витками.

 

- из Пермского края в Коми -

 

Вышли на Басимовский грейдер. Супруга на скорую руку описывает прошедшие события, я ныряю под машину – РЦС прижат, глушитель и все остальное вроде в норме. Катимся дальше.

.

.

Супруга описывает прошедшие события

Супруга описывает прошедшие события

я ныряю под машину

я ныряю под машину

Село Коса – дорожная техника и кучи щебня по обочинам, похоже прав был дедок на буханке – совсем недавно тут было не проехать. Вскоре выходим на трассу Кудымкар-Гайны. Тот же грейдер, асфальтом тут даже не пахнет.

До Косы нормальная дорога

До Косы нормальная дорога

Вышли на дорогу Кудымкар-Гайны.

Вышли на дорогу Кудымкар-Гайны.

Гайнский район

Гайнский район

В Гайнах на Лукойле заправляем машину и заправляемся сами.

Заправили машинку, заправились сами...

Заправили машинку, заправились сами…

..

.

.

.

Въезжаем в Коми. Перед Кажимом две полосы рыхлого песка с узкой лесной просекой посередине. Прыгаем с одной на другую, но хрен редьки не слаще и возвращаемся на предыдущую. Главное не останавливаться.

.

.

И у нас есть, не только в Пизе...

И у нас есть, не только в Пизе…

Въезжаем в Коми.

Въезжаем в Коми.

В Кажиме два интересных места – бывший Чугунолитейный завод, состоящий из комплекса полуразрушенных зданий: заводоуправления, доменной печи, литейного цеха и плотины. Смотрится интересно, и похоже это главная достопримечательность небольшого поселка в Коми.

п. Кажим.

п. Кажим.

Плотина и здание заводоуправления

Плотина и здание заводоуправления

Тут автобусное кольцо

Тут автобусное кольцо

Есть ещё одна. На территории Кажимского водохранилища расположено рыболовное хозяйство по выращиванию форели. С моста через плотину хорошо видны его садки.

Кажимский чугунолитейный завод.

Кажимский чугунолитейный завод.

Вид на плотину Кажимского водохранилища

Вид на плотину Кажимского водохранилища

Садки Кажимского рыбколхоза.

Садки Кажимского рыбколхоза.

Прошли Койгородок, грейдер сменился асфальтом, и через пару часов выходим на трассу Киров – Сыктывкар. Внеплановая Пермская часть путешествия заканчивается. Дорога из Пермского края в Коми есть и хорошего качества. (450 км. грейдер + 100 асфальт.) Яндекс по прежнему направляет через Басим и Гайны только мотоциклы, а машины «посылает» в объезд через Кудымкар (670 км.). Стрёмно.

Внеплановая часть маршрута

Внеплановая часть маршрута

Вышли на трассу с монгольфьером

Вышли на трассу с монгольфьером

п. Визинга.

п. Визинга.

Ночуем в придорожной гостинице п.Визинга. Чистим пёрышки, скидываем фото/видео, ужинаем. Внеплановая Пермская часть путешествия закончилась, дальше уже по ранее намеченному – Сыктывкар, Ухта, Ижма…

п. Визинга.

п. Визинга.

Ночуем в мотеле

Ночуем в мотеле

Скидываем фото/видео на комп

Скидываем фото/видео на комп

 

- По ранее намеченному -

 

Дорога тут разная. В основном асфальт, немного нудного грейдера до Малой Перы и 35 км отличной дороги Малая Пера-Ираёль, сданной в эксплуатацию в прошлом году.

.

.

Снова грейдер

Снова грейдер

Ухта 200 км.

Ухта 200 км.

В 2013 г. мы тут с Романом (Atil) ехали смотреть Нарьян-Марский зимник. Тогда это была просто отсыпка строящейся дороги, сейчас – отличное покрытие с разметкой, знаками и пр. атрибутами.

 5 лет тому назад.

5 лет тому назад.

Возвращаемся с Нарьян-Мара

Возвращаемся с Нарьян-Мара

Малая Пера-Ираёль.

Малая Пера-Ираёль.

Грейдер – прерогатива супруги, она водит аккуратно, без излишних разгонов и торможений. Получается даже быстрее.

Грейдер прерогатива супруги.

Грейдер прерогатива супруги.

.

.

.

.

В Ираёле заправка, и через пару часов Ижма. Ночуем в небольшом домике на окраине села. Тут все просто: (по телефону) «Ключ найдёте «там-то», деньги за ночевку оставьте в СВЧ. Заселяйтесь.» Назавтра посещение очередной достопримечательности – заброшенного аэропорта Ижма.

Село Ижма

Село Ижма

река Ижма приток Печоры

река Ижма приток Печоры

IMG_3554

032

Небольшое село в Коми стало широко известным после аварийной посадки обесточенного Ту-154 на заброшенную полосу аэродрома Ижма в сентябре 2010. Полгода борт пробыл в Ижме, и в конце марта 2011 под управлением летчика-испытателя Рубена Есаяна поднялся в воздух и, не убирая шасси, ушел сначала на Ухту, а потом и на ремонт в Самару, сделав прощальный круг над Ижмой. Видео – Легендарный взлет Ту-154 в Ижме. Фото – trinixy.ru

Аварийная посадка в Ту-154 в Ижме

Аварийная посадка в Ту-154 в Ижме

Ижма взлет Ту-154  24 марта 2011 г.

Ижма взлет Ту-154 24 марта 2011 г.

Едем в аэропорт Ижма.

Едем в аэропорт Ижма.

Утром дождь. Здание аэровокзала заколочено, ворота на взлетную полосу за замке. Немного пережидаем непогоду, фоткаемся и едем дальше.

Аэропорт Ижма.

Аэропорт Ижма.

Ворота на замке

Ворота на замке

Дождь немного успокоился, фоткаемся.

Дождь немного успокоился, фоткаемся.

До Усть-Цильмы около 100 км, вместо вчерашних +25 за бортом +16,2 – север приближается.

До Усть-Цильмы 98 км.

До Усть-Цильмы 98 км.

Похолодало 16,2С

Похолодало 16,2С

Выезжаем на берег Печоры.

Выезжаем на берег Печоры.

Выезжаем на берег Печоры. Несмотря на ранний час, желающих перебраться на противоположный берег уже прилично. Успокаивает примечание в расписании – «При накоплении на берегу 3-х и более единиц производятся дополнительные рейсы.» На паром заезжаем задним ходом, так положено. Цена за УАЗ – 475 р.

Расписание парома в Усть-Цильму

Расписание парома в Усть-Цильму

Паром подходит.

Паром подходит.

IMG_3682

Паром

Печора – быстрая река и русло своё меняет часто. Где недавно был судовой ход, появляются песчаные острова, а на месте вчерашних отмелей река промывает себе новую дорогу. Путейцы, обслуживающие реку, постоянно меняют расположение знаков судоходной обстановки и отражают их в лоции. У нас из навигации SAS и Lowrance с древними картами, посему хватаю фотик и бегу на буксир. Капитан разрешает переснять лоцию реки со свежими корректировками. На мое предложение отблагодарить, слышу в ответ – ничего не нужно.

Едем.

Едем.

Карта р. Печора. Лист №28

Карта р. Печора. Лист №28

Подход к н/п Великовисочное

Подход к н/п Великовисочное

«Ничего не нужно» – эту фразу мы услышим ещё не раз: местные рыбаки, удивляясь нашему самарскому происхождению, угощали рыбой, «немного» другой, чем мы ловили на удочку. На ведомственном причале в Нарьян-Маре нашлось место на ночевку нашему кораблику, и тоже – «Ничего не нужно»… Печора мелела на глазах. Возвращаясь обратно, в протоке Городецкий Шар, хорошо встряли – широко и везде 0,3-0,4 метра. С нашими 0,6 под килем на малом ходу тут не пройти, только глиссирование. Подъехал местный житель на «Казанке» – «Помощь нужна? Держитесь за нами.» и вывел нас в основное русло Печоры. Судя по карте сами не вышли бы. Люди здесь добрее и отзывчивее, и похоже сам Север обязывает их быть такими.

На ведомственном причале нашлось место нашему кораблику

На ведомственном причале нашлось место нашему кораблику

Широко но везде 0,3-0,5 м. "Казанка" выводит нас в основное русло Печоры

Широко но везде 0,3-0,5 м. «Казанка» выводит нас в основное русло Печоры

Выход с Городецкого Шара в основное русло Печоры

Выход с Городецкого Шара в основное русло Печоры

Полсотни км. мокрого грейдера и мы в Усть-Цильме. Небольшая экскурсия по селу и поиск места для сборки лодки.

Ещё 50 км.

Ещё 50 км.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

Заправка в Усть-Цильме работает только днём. Выгружаем кораблик, скидываем сверху канистры и за бензином. Берём во всё что есть – 10 канистр и бак. Этих 213 л. хватит до Нарьян-Мара и обратно.

Выгрузка корабля.

Выгрузка корабля.

Скидываем канистры и на заправку.

Скидываем канистры и на заправку.

9 канистр + бак до полного – 213 литров.

9 канистр + бак до полного – 213 литров.

Погода налаживается, и ближайшую неделю дождя не будет. Будет небольшой «северок», незаходящее круглые сутки солнце и прекрасные виды вокруг. Начинается водная часть путешествия.

.

.

.

.

.

.

 

- Продолжение следует -