Автомобиль УАЗ Патриот, комплектации комфорт, год выпуска 2011. Приобретался специально для путешествий, и к весне 2012 г был готов к дальним поездкам. Здесь описаны некоторые изменения и усовершенствования автомобиля, которые мы вносили в конструкцию ради удобства и безопасности. Ни в коем разе не претендуем на однозначную правильность таких решений. Делали всё как считали нужным, своими силами и по возможности бюджетно.
- Спальник -
Роль спальника в многодневных поездках сложно переоценить. Это и полноценный отдых после рулёжки, и отсутствие необходимости ставить лагерь и налаживать быт на одну ночёвку, да и в зимних поездках, которые то же планировались, порой как единственное место для отдыха. Всего было опробовано три варианта обустройства спального места:
Первый вариант. С одной боковой сидухой, столиком и сложенными задними сиденьями просуществовал недолго. Места для сна недостаточно, боковая сидуха ограничивала вместимость, да и вдвоём сидеть за столом не получалось.
Второй вариант Боковое сидение сняли и столик продолжили во всю ширину. Спать стало просторнее, вместимость увеличилась, но никуда не подлезть и ничего не найти. Конкретно мешали задние пассажирские сидения.
Третий вариант. Так как путешествуем вдвоём и необходимости в задних сидениях нет – решили их снять. Удлинили каркас, заменили настил, сделав его полностью открывающимся со 100% доступом к содержимому, и добавили два откидных столика. Размер получился 1,9х1,4х0,85 м. Крепления боковых и задних сидений остались, и в течении двух часов можно восстановить штатный вид салона с задними пассажирскими и боковыми сидухами.
Этот вариант прижился, зарекомендовал себя и существует по сей день. Не выходя на дождь или мороз можно поднять спальник и найти все что угодно не вытряхивая ничего на улицу. Комментировать здесь нечего, на фото всё подробно.
Для хранения снаряжения, запчастей и продуктов, используем емкости для строительных смесей объёмом 40 литров. Шесть в багажнике и две вместо задних сидух. Большой их плюс – морозостойкость, при -40° не теряют эластичности.
- Сетки на стёклах -
Для хранения вещей ближнего доступа на задних стёклах установлены сетки. Штука в путешествиях необходимая, и казалось бы нет ничего проще… но лишь на 4 год эксплуатации удалось достичь желаемого. Обычные веревочные не устраивали по объему, резиновые за пару зимних поездок отвисали на морозе и уже не возвращались на исходную.
Использование 14 мм. пружин от советского эспандера и сетки от гамака позволило решить этот вопрос. Теперь после транспортировки габаритного спальника или 3-4 футбольных мячей, вся «конструкция» неизменно возвращается в первоначальное состояние. Сейчас спальник выглядит так.
Из ближайших планов по благоустройству – подвести в район откидных полок 12 v для зарядки гаджетов, разместить по салону 2-3 датчика угарного газа MQ-135 и может врезать в облицовку беспроводной Bluetooth MP3 WMA декодер.
- Внедорожное -
Первый опыт эксплуатации Патриота показал, что проходимость его достаточная для наших целей и необходимости в серьезных изменениях подвески нет. В дальнейшем, для компенсации утяжеления, сделан небольшой лифт подвески: замена пружин, установка 4-х листовых рессор и небольшой завал кастора в 4°. Позже, когда в свои путешествия стали возить лодку, и загрузка на дальняк совсем зашкаливала, часть силового приходилось снимать и оставлять дома.
Лебёдка электрическая T-MAX EW-9500, тяговое усилие около 4-х тонн, ток под нагрузкой до 400а. Установлена под бампер, доступ к тросу через снятый номерной знак. Блок управления поднят в районе бачка ГУРа.
Защиты две. Бензобаков, так как был печальный случай пробития бака на п-ве Рыбачий, и вторая, однозначно нужная – защита рулевых тяг. Защиту рулевых тяг делал под заказ, бензобаков купил готовую.
Пружины, рессоры, амортизаторы. 4-х листовые рессоры производства ЧМЗ г. Чусовой, амортизаторы Rancho и пружины KYB. Здесь собственно ничего необычного – покупка, монтаж и счастье при езде. Правда после усиления подвески пустая машинка стала жестче и рыскливее на неровностях дороги. Пришлось маленько завалить кастор.
Кастор. Заморачиваться с поворотом кулаков не стал, и повернул весь мост на 4 градуса за счёт смещения передних отверстий крепления клюшек в мосту. Делов на полдня в гараже, и визит к сварщику – машинка пошла как вкопанная.
Шноркель, шкворня, сапуны. При монтаже шноркеля подвинул ЭБУ и блок реле, бачок обывателя ушел к крылу, а на это место встал 2-й АКБ. В суровые минуса гофру шноркеля переносим к масляному щупу, что помогает от обмерзания дросселя. Сапуны переднего моста, КПП и РК выведены в район кондиционера, заднего – в нишу крыла. Шкворня менял на Ваксойловскую бронзу – качество изготовления отличное плюс шкворневой ключ в придачу. Заказывал здесь
Резина. Летом BFGoodrich All-Terrain 245/75/R16. Этот размер максимальный для нашей машинки так как в задних арках есть уступ, за который при хорошей загрузке уже чиркаем. Зимой – шипованные MICHELIN.
- Электрооборудование -
Контроль токов. После монтажа внештатных потребителей появилась конкретная нехватка электроэнергии. Зимняя ночевка забирает треть емкости АКБ; 15-20 мин. работы лебедки сажают аккумулятор до нижнего порога допустимости а при одновременном включении кондиционера и люстры о зарядке можно уже не мечтать… Что-бы знать сколько и куда уходит, и почему не хватает, изготовлено устройство для постоянного контроля всех силовых токов, и самое главное – зарядного тока АКБ во время движения. Подробности изготовления устройства для контроля токов – здесь
Регулировка напряжения генератора. Для 100% зимней зарядки свинцового аккумулятора, работающего в циклическом режиме, необходимо напряжение не ниже 16,5 вольт. Для этих целей штатное РН заменёно на самодельное с плавной регулировкой напряжения от 12 до 17 вольт. Теперь, имея контроль токов и регулировку напряжения, можно полноценно заряжать аккумулятор даже в суровые минуса и не опасаться перезаряда летом. Подробности изготовления здесь
Альтернативные источники тока. Постоянная нехватка электроэнергии в путешествиях сподвигла к изготовлению источников тока не связанных с движением или работой каких-либо механизмов. Электроэнергия в них вырабатывается за счет природных явлений – солнца, тепла и ветра. Причем последний, в котором используется энергия ветра, сделан тихоходным, имеет ручной привод и способен вырабатывать ток при помощи мускульной силы человека. Как создавались источники тока подробно описал здесь – «Ветрогенератор», «Термогенератор», «Солнечные батареи».
Кроме штатного аккумулятора, под капот установлен второй аккумулятор емкостью 55 а/ч. и снабжен переключателем на 4 положения: «I», «II», «0″ и «I+II», как на заряд так и на разряд. Летом такой емкости (55) вполне достаточно для запуска. На зиму, аккум снимается, а на это место встаёт предпусковой подогреватель двигателя Eberspacher.
На зимние путешествия резервным АКБ служит Varta 110 а/ч и находится в салоне. На постоянку к сети не подключен, соответственно возможность случайной разрядки исключена. Заряжается по мере необходимости через повышающий преобразователь со стабилизатором тока, вентилируется отдельным шлангом через заднее правое крыло.
Бортсеть 220в. обеспечивается двумя инверторами мощностью 1200 и 200 ватт. Первый закреплён в заднем крыле, отработал 5 лет и неплохо себя зарекомендовал. Электрочайник 600 вт, дрель, болгарка, пылесос в 1600 вт. – всем этим постоянно пользуемся. Второй, мощностью 200 ватт, используем для зарядки мелких гаджетов. Основное его назначение 220v в водных походах. Оба имеют защиты от перегрузок и принудительное охлаждение работающее на автомате.
Консоль. Время шло, машинка обрастала всевозможными гаджетами, которые постоянно елозили в ходу не находя себе места. Перебирались возможные решения этой проблемы, но по разным причинам стандартные решения не устраивали и поиск продолжался. Продолжался пока не пропахал щель в потолочной облицовке во всю ширину, раздвинул и заглянул туда… места для размещения мелочевки достаточно, рядом потолочный усилитель к которому можно все закрепить.
Прочность образующее всей конструкции стала радиостанция, которая связывает фальшпанель консоли с потолочным усилителем, все остальное лёгкое и крепиться непосредственно к панели. Изначально планировалась установка только бортового компьютера и рации, но позже появлялись новые прибамбасы, которые требовали себе места на постоянку.
Добавился термометр, таймер предпускового и крутилка Вебасто, потом пара гнезд прикуривателя… короче, работы по модернизации консоли ведутся по сей день, и превратились в некую забаву – больше наверное что бы не скучать.
Гнезда прикуривателя достали… точнее не сами гнёзда, а их постоянный лимит. Использование разветвителей и тройников не принесло желаемого результата, и только натыкав их 5 штук по разным местам временно сняло напряг.
Позже приобрели адаптер 12/5 с током 2А и разветвитель на 4хUSB. Постоянные потребители (навигатор, регистратор и т.п.) перешли на своё питание, а гнезда остались для временных – зарядки сотовых, фонариков, раций и т.д.
Во второй части речь пойдет о багажнике, без которого сложно далеко и надолго… а так-же утеплении и отоплении.