Лодка Титан-460 грузоподъемностью 1450 кг. Оснащена 2-х тактным двигателем Mercury мощностью 30 л.с. Столь большая из надувных лодка выбрана не случайно. Задача брать на борт как можно больше топлива и снаряжения, тем самым иметь приличные дальность и автономность плавания. Два года эксплуатации показали, что при полном снаряжении и 400 литров топлива на борту, выход на глиссирование есть и дальность плавания составляет 800-900 км. Как и Патриот, лодка приобреталась для дальних походов, посему и здесь без доработок не обошлось. Технические характеристики Титан-460 здесь.
- Материалы -
Рубка и гермомешки изготовлены из ПВХ ткани 650 г/м, металлопрокат в основном Д16, паруса и тент – ткань «RipStop». Гибкое стекло для иллюминаторов «Mehler». Для склеивания ПВХ применялся полиуретановый клей «Супер-НН». Ткань и стекло клеили горячим способом: наносим клей на обе поверхности, даём подсохнуть 20-30 минут. После прикладываем, прогреваем феном и прокатываем при температуре 90-100°С. Инструкция по применению клея здесь
- Рубочка -
Для защиты походного снаряжения, продуктов и электроники от дождя и волны, носовую часть лодки закрыли небольшой рубочкой. Весь набор рубочки «лежит» тремя точками на баллонах, зафиксирован при помощи переделанных уключин от Баджера и дополнительно связан с пайолом 3-я пиллерсами. Получилась мощная конструкция способная выдерживать вес человека и нести ветровую нагрузку парусного вооружения. Что из этого получилось – на трех фото ниже.
Основой конструкции является «трапеция» швертовой балки, сдвоенный карлингс и носовой пиллерс мощно вязанный на бушприт. Палуба из обычной 5 мм. фанеры, неоднократно пропитанной олифой при помощи утюга. Весь набор Д16 и АМГ… пиллерсы, швертовая балка, бушприт ф40 мм. Подпалубный карлингс 40х25, бимсы 40х40. Во избежания смятия профиля, в местах вязки набора вставлены берёзовые заглушки «прокипяченные» в олифе.
У желтого тента рубочки есть ещё одна важная функция – на случай разгерметизации носовых баллонов удерживать ПВХ борта в вертикальном состоянии и не допустить попадания воды в лодку. Для этого по периметру носовой части приклеен ликтрос, к которому тент и крепиться. На «липучке» получилось ненадежно и остановились на обычной шнуровке.
Для прохода мачты карлингс сделан сдвоенным и пятнерс установлен под него. Что бы не нагружать палубу рубочки, мачта в пятнерсе не крепиться, и может свободно перемещается. Вопрос водотечности по мачте решается сальником. Корабль надувной, осевой ход мачты в пятнерсе при хорошем волнении 8-10 см. и крепление тут недопустимо. По этой-же причине пиллерсы швертовой балки не имеют жесткого крепления к пайолу. Вертикальный ход здесь до 5 см.
В месте крепления степса пайол усилен фанерой 14 мм. По носовым срезам стрингеров, в месте максимальной нагрузки при всхожести на крутую волну, закреплены два тавра 50х50 мм. Позже установлены усиления палубы – два в баллоны и два на носовой пиллерс, что позволяет моему центнеру свободно перемещаться по рубочке.
Бушприт вязан на пайол и стык носовых баллонов в ДП – на нём штаг и галс-оттяжка генакера. Крепить за резиновую рым-ручку не решился и стропой связал с рым-кольцом на форштевне. Швартовка и буксировка то-же за бушприт.
Раскрой ПВХ ткани по шаблонам, после чего склеивание горячим способом и установка ПВХ стекол. Конструкция рубочки получилась брызгозащищённой и неоднократно нас выручала. Дальше фото с комментариями…
- Парусное вооружение -
Мачта высотой 4,5 м. изготовлена из трубы Д16 ф40 мм, для удобства транспортировки сделана составной из 3-х частей. Ликпаз накладной, крепиться к мачте через П-образный профиль тридцатью винтами М3. Гик – труба Д16 ф30 мм.
На длительных стоянках мачту и гик используем в качестве штатива вертрогенератора и прочих приблуд.
Шверцы из 12 мм. фанеры пропитанные олифой. На швертовой балке фиксируются силовыми хомутами под нужным углом.
Паруса шили самостоятельно. Грот 3,4 м/кв, и стаксель 1,2 м/кв. Позже изготовили небольшой генакер, площадью 6,4 м/кв. из ткани RIPSTOP.
Чертеж генакера позаимствован с интернета, для нас он великоват посему размеры были пересчитаны с коэффициентом 0,8
- Снаряжение -
Постоянных электропотребителей немного – ходовые огни, клотик, сирена и картплоттер. Остальные подключаются по мере необходимости к распредщиту… морская и речная радиостанции, ноут, навигатор, зарядки и т.д. Для контроля тока установлен амперметр -30А-0-+30А. Все внешние соединения на разъёмах и сложностей при сборке не возникает.
Источником тока служит обычный свинцовый аккумулятор 75 а/ч, с пополнением от генератора подвесного мотора. Генератор мощностью 80 ватт выдает 6-7 ампер зарядки и в ходу под двигателем вполне хватает.
На стоянках и при хождении под парусами используем источники тока не связанные с работой двигателя. Как создавались источники в подробностях описал здесь – «Ветрогенератор», «Термогенератор», «Солнечные батареи».
∼ ♦ ∼
В прошлом году, после неудачного подхода к о.Мудьюгский, аккумулятор начал «закисать». Выдернули сразу, но солёной воды похоже втянул. Заряжается нормально, стартер крутит весело, но появился саморазряд – за месяц отстоя аккум теряет половину емкости. Т.к. «свинец» в походе не лучший вариант, взял «литий». Литий-железо-фосфат (LiFeP04) на сегодня пожалуй лучший из семейства литиевых, в сравнении с литий-ионными (Li-ion) и литий полимерными (Li-pol) – большая удельная емкость, низкий саморазряд, менее склонны к самовозгоранию при перезаряде и механических повреждениях. Недостаток – «лифер» нельзя заряжать при минусовых температурах. Разряжать можно – заряжать нет. Аккумулятор способный полноценно заряжаться на морозе это литий-титанат (LpTO). Напряжение одного элемента у титаната самое низкое из литиевых – 2,4В (лифер 3,2В, липоль 3,7В) и для получения нужных 12-14 необходимо 5-6 баток, но неоспоримое преимущество «минусовой» зарядки взяло верх.
На Али и Тао представлен широкий ассортимент литий-титаната, например, тут, но рисковать не стал, и взял две готовые сборки по 165 а.ч от китайских электробусов Microvast. Со слов производителя, Microvast Lithium Titanate, теряет всего 3% начальной емкости после 3000 циклов заряд-разряд. Для сравнения обычный свинцовый приходит в негодность после 300 циклов, а некоторые и раньше. Общий ресурс титаната – 20000 циклов. Если добавить низкое Rвн (0.00005 Ом) и бешеную длительную токоотдачу в 600А (1600А в течении минуты), плюс возможность быстрой зарядки токами в сотни ампер и низкий саморазряд… Короче, денег своих он стоит и владельцам лебедок и пр. силовых потребителей есть над чем задуматься.
Пришли 100% заряженные, разброс 2,69-2,71v по пакетам. После 2-х месяцев отлёжки стало 2,66-2,69. то есть саморазряд практически нулевой. Внутри элементы соединены при помощи точечной сварки и свободно разделяются обычным скальпелем. Получилось 30 пакетов по 11 а.ч. и соотв два варианта соединений: 5 блоков по 6 пакетов параллельно в каждом (12,5 вольт), и 6 блоков по 5 в параллель (15 вольт).
Пробовал оба варианта соединений. При 5s6p зарядный ток от генератора 100-110 ампер и посаженный титанат автомобильный генератор воспринимает почти как КЗ. Титанату ничего не будет от такого тока, за генератор страхово. Переделал на 6s5p – стало лучше. Сразу 60-70А и плавное снижение тока по мере заряда. Так и оставил – 6 блоков последовательно, в каждом по 5 пакетов в параллель. Получился аккумулятор емкостью 55ah и напряжением 14,4v. Время полной зарядки на Патриоте – час-полтора.
Соединение пакетов по схеме 6s5p, с напряжением 15-16 вольт, позволяет заряжать обычные 12В акб прямым подключением, то есть «самотёком». На фото зарядка литий-железо-фосфата током 15А и подкапотного «свинца» током 4,5А непосредственно в прикуриватель. Зимой оптимально параллелить свинец и титанат на постоянку и иметь надежный пуск в любые морозы. За несколько минут работы генератора титанат восстановиться и будет неспешно переливать свои ампер-часы подкапотному после остановки двигателя. При необходимости 2-3 метра соединительных проводов ограничат зарядный ток.
Все 30 пакетов стянуты шестью шпильками М6, межбаночные соединения из алюминиевой полосы 5 мм. с клеммами для подключения BMS. Для использовании в качестве пускового поставил обмеднённые болты М10 – подтаскиваем, накидываем клеммы и запускаем. На воде под электромотором точных замеров пока не проводил. Думаю на на 10-12 км. этой емкости хватит. Ну и конечно гермомешок из традиционного желтого ПВХ на 2-3 закрутки и ручкой для переноски. Вес 12 кг.
∼ ♦ ∼
Для улучшения обитаемости кокпита изготовлено крепление для канистр из нейлоновой стропы и трезубцев. Трезубцы (фастексы) имеют натяжитель который позволяет менять количество канистр. Внедорожная канистра с пазами 570 мм всегда нижняя, так как на баллоны наклеены два резиновых клыка, которые удерживают её в горизонтальной плоскости. Весь пакет из канистр дополнительно прижат к баллону четырьмя стропами – получилось прочно и надежно.
Длинна строп сделана с запасом и позволяет крепить на каждом борту до 70 литров топлива, что прилично увеличивает обитаемость кокпита. Вдобавок для солнечных панелей и антенны нашлось хорошее место.
∼ ♦ ∼
Транцевые колёса самодельные из 65 мм. нержавеющей трубы, крепятся к транцу четырьмя болтами М8 и выдерживают вес человека. Опираясь на них можно легко забраться в лодку с воды через транец т.к. с бортов это сделать практически невозможно. Откидной руль установлен на стойке левого колеса, здесь же телескопические тяги крепления ахтерштагов.
∼ ♦ ∼
Тента два… сначала был изготовлен стояночный тент с креплением по периметру лодки при помощи крючков от Баджера, которые развалились через 2 года и были заменены на самодельные из алюминиевой полосы 1х10 мм. Как стояночный тент вполне устраивал, но в ходу пользоваться не получалось – на волне крепление ослабевает и слетает.
В качестве ходового изготовлен второй тент с креплением за швертовую балку и бушприт. Носовая часть крепиться на постоянку, кормовая сворачивается «скаткой» на рубочку и в случае дождя растягивается на всю длину.
Размеры тента 4х6 м, что позволяет использовать его для сбора воды. За час хорошего дождя имеем 40-50 литров пресной воды.
∼ ♦ ∼
Трёхместная «Аляска» удачно вписалась на сдвинутые банки без дополнительных креплений и переделок. В ходу под двигателем обзор конечно никакой, но для неспешного сплава, отдыха и рыбалки вариант вполне пригоден. Плюс готовка без проблем.
∼ ♦ ∼
Три полиэтиленовые бочки – основное хранилище для продуктов, сухой одежды и электроники. Они удачно вписались в распор на миделе и не позволяют многочисленной снаряге вываливаться из носовой части в кокпит, оставляя его по максимуму обитаемым. Сами же держатся за счет двух пиллерсов швертовой балки и соотв. всей конструкцией рубочки.
Это позволяет грузить носовую часть «под крышу» как на фото, соблюдая конечно «весовую центровку». Из остатков ПВХ изготовлены гермомешки с теми же фатексами для фиксации. 3-4 закрутки и спальники всегда сухие.
∼ ♦ ∼
Вся пиротехника герметично запакована в ПВХ стекло, за исключением 2-3 фальшфейеров которые с собой. С собой так-же документы, судовой билет, права… которые герметично вклеиваются в ПВХ стекло перед самым выходом.
Клей пробовали различный, но лучше чем упомянутый Супер-НН не нашли. При соблюдении технологии склеивания и выжидании 24 часов, разрушение ПВХ происходит по внутренним нитям и никак по клеевому шву. Хотя возим разные…
Связь и навигация используются в авто и лодке, посему описаны отдельно «Радиосвязь», «Навигация», «Интернет»