Лодочка часть 1

 

Лодка Титан-460 грузоподъемностью 1450 кг. Оснащена 2-х тактным двигателем Mercury мощностью 30 л.с.  Столь большая из надувных лодка выбрана не случайно. Задача брать на борт как можно больше топлива и снаряжения, тем самым иметь приличные дальность и автономность плавания. Два года эксплуатации показали, что при полном снаряжении и 400 литров топлива на борту, выход на глиссирование есть и дальность плавания составляет 800-900 км. Как и Патриот, лодка приобреталась для дальних походов, посему и здесь без доработок не обошлось. Технические характеристики Титан-460 здесь.

 

- Материалы -

 

Рубка и гермомешки изготовлены из ПВХ ткани 650 г/м, металлопрокат в основном Д16, паруса и тент – ткань «RipStop». Гибкое стекло для иллюминаторов «Mehler». Для склеивания ПВХ применялся полиуретановый клей «Супер-НН». Ткань и стекло клеили горячим способом: наносим клей на обе поверхности, даём подсохнуть 20-30 минут. После прикладываем, прогреваем феном и прокатываем при температуре 90-100°С. Инструкция по применению клея здесь

Полиуретановый клей Супер-НН

Полиуретановый клей Супер-НН

Баннерная ткань 650 г/м

Баннерная ткань 650 г/м

ПВХ стекло толщиной 0,75 мм

ПВХ стекло толщиной 0,75 мм

 

- Рубочка -

 

Для защиты походного снаряжения, продуктов и электроники от дождя и волны, носовую часть лодки закрыли небольшой рубочкой. Весь набор рубочки «лежит» тремя точками на баллонах, зафиксирован при помощи переделанных уключин от Баджера и дополнительно связан с пайолом 3-я пиллерсами. Получилась мощная конструкция способная выдерживать вес человека и нести ветровую нагрузку парусного вооружения. Что из этого получилось – на трех фото ниже.

DSCF5770

.

DSCF5729

.

DSCF5739

.

Основой конструкции является «трапеция» швертовой балки, сдвоенный карлингс и носовой пиллерс мощно вязанный на бушприт. Палуба из обычной 5 мм. фанеры, неоднократно пропитанной олифой при помощи утюга. Весь набор Д16 и АМГ… пиллерсы, швертовая балка, бушприт ф40 мм. Подпалубный карлингс 40х25, бимсы 40х40. Во избежания смятия профиля, в местах вязки набора вставлены берёзовые заглушки «прокипяченные» в олифе.

Швертовая балка, бимс и карлингс – несущая конструкция всей рубочки

Швертовая балка, бимс и карлингс – несущая конструкция всей рубочки

Швертовая балка, бимс и карлингс – несущая конструкция всей рубочки

Швертовая балка, бимс и карлингс – несущая конструкция всей рубочки

Трехлапое крепление набора рубочки к баллонам и тремя пиллерсами к пайолу.

Трехлапое крепление набора рубочки к баллонам и тремя пиллерсами к пайолу.

У желтого тента рубочки есть ещё одна важная функция – на случай разгерметизации носовых баллонов удерживать ПВХ борта в вертикальном состоянии и не допустить попадания воды в лодку. Для этого по периметру носовой части приклеен ликтрос, к которому тент и крепиться. На «липучке» получилось ненадежно и остановились на обычной шнуровке.

Для крепления тента клеим ликтрос.

Для крепления тента клеим ликтрос.

Крепление тента рубочки к баллонам

Крепление тента рубочки к баллонам

Крепление тента рубки к баллонам

Крепление тента рубки к баллонам

Для прохода мачты карлингс сделан сдвоенным и пятнерс установлен под него. Что бы не нагружать палубу рубочки, мачта в пятнерсе не крепиться, и может свободно перемещается. Вопрос водотечности по мачте решается сальником. Корабль надувной, осевой ход мачты в пятнерсе при хорошем волнении 8-10 см. и крепление тут недопустимо. По этой-же причине пиллерсы швертовой балки не имеют жесткого крепления к пайолу. Вертикальный ход здесь до 5 см.

Сдвоенный карлингс и пятнерс

Сдвоенный карлингс и пятнерс

Сальник допускает осевой ход до 10 см.

Сальник допускает осевой ход до 10 см.

На волне осевой ход пиллерса до 5 см.

На волне осевой ход пиллерса до 5 см.

В месте крепления степса пайол усилен фанерой 14 мм. По носовым срезам стрингеров, в месте максимальной нагрузки при всхожести на крутую волну, закреплены два тавра 50х50 мм. Позже установлены усиления палубы – два в баллоны и два на носовой пиллерс, что позволяет моему центнеру свободно перемещаться по рубочке.

Усиление под мачту  14 мм. фанерой

Усиление под мачту 14 мм. фанерой

Усиление пайола двумя "Т" 50х50 мм.

Усиление пайола двумя «Т» 50х50 мм.

Подпалубные усиления

Подпалубные усиления

Бушприт вязан на пайол и стык носовых баллонов в ДП – на нём штаг и галс-оттяжка генакера. Крепить за резиновую рым-ручку не решился и стропой связал с рым-кольцом на форштевне. Швартовка и буксировка то-же за бушприт.

Трёхлапое крепление набора рубочки к баллонам с фиксацией

Трёхлапое крепление набора рубочки к баллонам с фиксацией

Бушприт мощно вязан на форштевень, баллоны и пайол.

Бушприт мощно вязан на форштевень, баллоны и пайол.

Крепление бушприта к стальному кольцу на форштевне

Крепление бушприта к стальному кольцу на форштевне

Раскрой ПВХ ткани по шаблонам, после чего склеивание горячим способом и установка ПВХ стекол. Конструкция рубочки получилась брызгозащищённой и неоднократно нас выручала. Дальше фото с комментариями…

Раскрой по шаблону

Раскрой по шаблону

На солнце +40, так легче работать с ПВХ

На солнце +40, так легче работать с ПВХ

Склеиваем составные части

Склеиваем составные части

.

.

Вклеиваем стёкла иллюимнаторов

Вклеиваем стёкла иллюимнаторов

В заключение откидной клапан тента

В заключение откидной клапан тента

 

- Парусное вооружение -

 

Мачта высотой 4,5 м. изготовлена из трубы Д16 ф40 мм, для удобства транспортировки сделана составной из 3-х частей. Ликпаз накладной, крепиться к мачте через П-образный профиль тридцатью винтами М3. Гик – труба Д16 ф30 мм.

Приспособ для фрезеровки ликпаза

Приспособ для фрезеровки ликпаза

Ликпаз из трубы Д16 ф=16 мм.

Ликпаз из трубы Д16 ф=16 мм.

Средняя часть мачты и гик

Средняя часть мачты и гик

Мачта в сборе

Мачта

Штаги, ванты и т.д

Штаги, ванты и т.д

Топ мачты

Топ мачты

На длительных стоянках мачту и гик используем в качестве штатива вертрогенератора и прочих приблуд.

Мачта, гик и багор - штатив ветряка

Мачта, гик и багор — штатив ветряка

Мачта в качестве штатива

Мачта в качестве штатива

IMG_9142

.

Шверцы из 12 мм. фанеры пропитанные олифой. На швертовой балке фиксируются силовыми хомутами под нужным углом.

Шверцы изготовлены из 12 мм фанеры.

Шверцы изготовлены из 12 мм фанеры.

Пропитаны олифой и покрашены

Пропитаны олифой и покрашены

Крепление шверца на балке

Крепление шверца на балке

Паруса шили самостоятельно. Грот 3,4 м/кв, и стаксель 1,2 м/кв. Позже изготовили небольшой генакер, площадью 6,4 м/кв. из ткани RIPSTOP.

Оригинальный раскрой генакера

Оригинальный раскрой генакера

Фаловый, галсовый и шкотовый

Фаловый, галсовый и шкотовый

Будущий грот

Будущий грот

Чертеж генакера позаимствован с интернета, для нас он великоват посему размеры были пересчитаны с коэффициентом 0,8

Сшиваем три части

Сшиваем три части

Шов только зигзаг

Шов только зигзаг

Нижняя часть готова

Нижняя часть готова

Верх готов

Верх готов

Нижняя часть генакера

Нижняя часть генакера

Чертёж верхней части

Чертёж верхней части

Боуты это пожалуй самое сложное

Боуты это пожалуй самое сложное

Весь раскрой ткани-паяльником

Весь раскрой ткани-паяльником

Боуты и люверсы генакера

Боуты и люверсы генакера

Боуты и люверсы грота

Боуты и люверсы грота

Латы вшиты в лат-карманы

Латы вшиты в лат-карманы

Пузо получилось приличное

Пузо получилось приличное

 

- Снаряжение -

 

Постоянных электропотребителей немного – ходовые огни, клотик, сирена и картплоттер. Остальные подключаются по мере необходимости к распредщиту… морская и речная радиостанции, ноут, навигатор, зарядки и т.д. Для контроля тока установлен амперметр -30А-0-+30А. Все внешние соединения на разъёмах и сложностей при сборке не возникает.

Распределение электроэнергии идёт отсюда.

Распределение электроэнергии идёт отсюда.

Распределительный щит.

Распределительный щит.

Все соединения на разъемах

Все соединения на разъемах

Источником тока служит обычный свинцовый аккумулятор 75 а/ч, с пополнением от генератора подвесного мотора. Генератор мощностью 80 ватт выдает 6-7 ампер зарядки и в ходу под двигателем вполне хватает.

Гаковому другого места не нашлось

Гаковому другого места не нашлось

Топовый, клотиковый и сирена

Топовый, клотиковый и сирена

Ходовые как положено – красный слева

Ходовые как положено – красный слева

На стоянках и при хождении под парусами используем источники тока не связанные с работой двигателя. Как создавались источники в подробностях описал здесь – «Ветрогенератор», «Термогенератор»,  «Солнечные батареи».

... зелёный справа

… зелёный справа

Мачта, гик и багор - штатив ветряка

Мачта, гик и багор — штатив ветряка

Нашлось место солнечным батареям

Нашлось место солнечным батареям

∼ ♦ ∼

В прошлом году, после неудачного подхода к о.Мудьюгский, аккумулятор начал «закисать». Выдернули сразу, но солёной воды похоже втянул. Заряжается нормально, стартер крутит весело, но появился саморазряд – за месяц отстоя аккум теряет половину емкости. Т.к. «свинец» в походе не лучший вариант, взял «литий». Литий-железо-фосфат (LiFeP04) на сегодня пожалуй лучший из семейства литиевых, в сравнении с литий-ионными (Li-ion) и литий полимерными (Li-pol) – большая удельная емкость, низкий саморазряд, менее склонны к самовозгоранию при перезаряде и механических повреждениях. Недостаток – «лифер» нельзя заряжать при минусовых температурах. Разряжать можно – заряжать нет. Аккумулятор способный полноценно заряжаться на морозе это литий-титанат (LpTO). Напряжение одного элемента у титаната самое низкое из литиевых – 2,4В (лифер 3,2В, липоль 3,7В) и для получения нужных 12-14 необходимо 5-6 баток, но неоспоримое преимущество «минусовой» зарядки взяло верх.

2016 г. Белое море. Неудачный подход к острову Мудьюгский.

2016 г. Белое море. Неудачный подход к острову Мудьюгский.

Электробусы работающие на литий-титанатных аккумуляторах Microvast

Электробусы работающие на литий-титанатных аккумуляторах Microvast

Сборка из 15 элементов в параллель от китайских электробусов. Емкость 165 а.ч

Сборка из 15 элементов в параллель от китайских электробусов. Емкость 165 а.ч

На Али и Тао представлен широкий ассортимент литий-титаната, например, тут, но рисковать не стал, и взял две готовые сборки по 165 а.ч от китайских электробусов Microvast. Со слов производителя, Microvast Lithium Titanate, теряет всего 3% начальной емкости после 3000 циклов заряд-разряд. Для сравнения обычный свинцовый приходит в негодность после 300 циклов, а некоторые и раньше. Общий ресурс титаната – 20000 циклов. Если добавить низкое Rвн (0.00005 Ом) и бешеную длительную токоотдачу в 600А (1600А в течении минуты), плюс возможность быстрой зарядки токами в сотни ампер и низкий саморазряд… Короче, денег своих он стоит и владельцам лебедок и пр. силовых потребителей есть над чем задуматься.

Приобрел две сборки титаната по 165 а.ч.

Приобрел две сборки титаната по 165 а.ч.

Пакеты с маркировкой

Пакеты с маркировкой

Готовы два блока по 5 элементов

Готовы два блока по 5 элементов

Пришли 100% заряженные, разброс 2,69-2,71v по пакетам. После 2-х месяцев отлёжки стало 2,66-2,69. то есть саморазряд практически нулевой. Внутри элементы соединены при помощи точечной сварки и свободно разделяются обычным скальпелем. Получилось 30 пакетов по 11 а.ч. и соотв два варианта соединений: 5 блоков по 6 пакетов параллельно в каждом (12,5 вольт), и 6 блоков по 5 в параллель (15 вольт).

Два блока по 5 пакетов

Два блока по 5 пакетов

Пакет титаната 2,4v 11 a.h 225х130х6мм

Пакет титаната 2,4v 11 a.h 225х130х6мм

Один 3s5p готов, перемычки рядом.

Один 3s5p готов, перемычки рядом.

Пробовал оба варианта соединений. При 5s6p зарядный ток от генератора 100-110 ампер и посаженный титанат автомобильный генератор воспринимает почти как КЗ. Титанату ничего не будет от такого тока, за генератор страхово. Переделал на 6s5p – стало лучше. Сразу 60-70А и плавное снижение тока по мере заряда. Так и оставил – 6 блоков последовательно, в каждом по 5 пакетов в параллель. Получился аккумулятор емкостью 55ah и напряжением 14,4v. Время полной зарядки на Патриоте – час-полтора.

Весь аккумулятор стянут 6-ю шпильками М6 по периметру

Весь аккумулятор стянут 6-ю шпильками М6 по периметру

Для будущей платы BMS сделаны выводы межбаночных соединений

Для будущей платы BMS сделаны выводы межбаночных соединений

Межбаночные соединения из 5 мм. алюминиевой пластины

Межбаночные соединения из 5 мм. алюминиевой пластины

Соединение пакетов по схеме 6s5p, с напряжением 15-16 вольт, позволяет заряжать обычные 12В акб прямым подключением, то есть «самотёком». На фото зарядка литий-железо-фосфата током 15А и подкапотного «свинца» током 4,5А непосредственно в прикуриватель. Зимой оптимально параллелить свинец и титанат на постоянку и иметь надежный пуск в любые морозы. За несколько минут работы генератора титанат восстановиться и будет неспешно переливать свои ампер-часы подкапотному после остановки двигателя. При необходимости 2-3 метра соединительных проводов ограничат зарядный ток.

IMG_6527

й

IMG_6509

й

IMG_6527

й

Все 30 пакетов стянуты шестью шпильками М6, межбаночные соединения из алюминиевой полосы 5 мм. с клеммами для подключения BMS. Для использовании в качестве пускового поставил обмеднённые болты М10 – подтаскиваем, накидываем клеммы и запускаем. На воде под электромотором точных замеров пока не проводил. Думаю на на 10-12 км. этой емкости хватит. Ну и конечно гермомешок из традиционного желтого ПВХ на 2-3 закрутки и ручкой для переноски. Вес 12 кг.

Для использования в качестве стартерной клеммы М10. Подносим и запускаем.

Для использования в качестве стартерной клеммы М10. Подносим и запускаем.

Для переноски изготовлен гермомешка с 2-3 закрутками. Вес аккумулятора 12 кг.

Для переноски изготовлен гермомешка с 2-3 закрутками. Вес аккумулятора 12 кг.

Думаю одной зарядки хватит на 10-12 км. под этим электромотором. Буду пробовать.

Думаю одной зарядки хватит на 10-12 км хода под электромотором. Буду пробовать.

∼ ♦ ∼

Для улучшения обитаемости кокпита изготовлено крепление для канистр из нейлоновой стропы и трезубцев. Трезубцы (фастексы) имеют натяжитель который позволяет менять количество канистр. Внедорожная канистра с пазами 570 мм всегда нижняя, так как на баллоны наклеены два резиновых клыка, которые удерживают её в горизонтальной плоскости. Весь пакет из канистр дополнительно прижат к баллону четырьмя стропами – получилось прочно и надежно.

Между клыками на баллонах  =  570 мм

Между клыками на баллонах = 570 мм

На баллоны наклеены резиновые клыки

На баллоны наклеены резиновые клыки

Место под солнечные и антенну.

Место под солнечные панели и антенну.

Длинна строп сделана с запасом и позволяет крепить на каждом борту до 70 литров топлива, что прилично увеличивает обитаемость кокпита. Вдобавок для солнечных панелей и антенны нашлось хорошее место.

Проверка фатексов на прочность...

Проверка фатексов на прочность…

...завершилась успешно, но водички качнули

…завершилась успешно, но водички качнули

В ходу

В ходу

∼ ♦ ∼

Транцевые колёса самодельные из 65 мм. нержавеющей трубы, крепятся к транцу четырьмя болтами М8 и выдерживают вес человека. Опираясь на них можно легко забраться в лодку с воды через транец т.к. с бортов это сделать практически невозможно. Откидной руль установлен на стойке левого колеса, здесь же телескопические тяги крепления ахтерштагов.

Самодельные транцевые колёса

Самодельные транцевые колёса

Транцевые колеса и крепление ахтерштагов

Транцевые колеса и крепление ахтерштагов

Откидное крепление баллера руля

Откидное крепление баллера руля

∼ ♦ ∼

Тента два… сначала был изготовлен стояночный тент с креплением по периметру лодки при помощи крючков от Баджера, которые развалились через 2 года и были заменены на самодельные из алюминиевой полосы 1х10 мм. Как стояночный тент вполне устраивал, но в ходу пользоваться не получалось – на волне крепление ослабевает и слетает.

Стояночный тент

Стояночный тент

Стояночный тент

Стояночный тент

Крепиться скобами к ликпазу "Титана"

Крепиться скобами к ликпазу «Титана»

В качестве ходового изготовлен второй тент с креплением за швертовую балку и бушприт. Носовая часть крепиться на постоянку, кормовая сворачивается «скаткой» на рубочку и в случае дождя растягивается на всю длину.

Люверсы для  крепления на балку и бушприт

Люверсы для крепления на балку и бушприт

Сбор дождевой воды при помощи тента

Сбор дождевой воды при помощи тента

За час хорошего дождя 40+10 и ещё немного.

За час хорошего дождя 40+10 и ещё немного.

Размеры тента 4х6 м, что позволяет использовать его для сбора воды. За час хорошего дождя имеем 40-50 литров пресной воды.

Ходовой тент на лодке

Ходовой тент на лодке

литров 50-70 пресной...

литров 50-70 пресной…

Сбор пресной воды тентом

Сбор пресной воды тентом

∼ ♦ ∼

Трёхместная «Аляска» удачно вписалась на сдвинутые банки без дополнительных креплений и переделок. В ходу под двигателем обзор конечно никакой, но для неспешного сплава, отдыха и рыбалки вариант вполне пригоден. Плюс готовка без проблем.

Ширины 3-х банок вполне достаточно.

Ширины 3-х банок вполне достаточно.

Палатка встала без переделок.

Палатка встала без переделок.

Палатка в лодке

Палатка в лодке

∼ ♦ ∼

Три полиэтиленовые бочки – основное хранилище для продуктов, сухой одежды и электроники. Они удачно вписались в распор на миделе и не позволяют многочисленной снаряге вываливаться из носовой части в кокпит, оставляя его по максимуму обитаемым. Сами же держатся за счет двух пиллерсов швертовой балки и соотв. всей конструкцией рубочки.

В бочки по 100-200 гр. силикагеля, помогает

В бочки по 100-200 гр. силикагеля, помогает

Три бочки удачно вписались на миделе

Три бочки удачно вписались на миделе

3-4 закрутки и фатексы для фиксации

3-4 закрутки и фатексы для фиксации

Это позволяет грузить носовую часть «под крышу» как на фото, соблюдая конечно «весовую центровку». Из остатков ПВХ изготовлены гермомешки с теми же фатексами для фиксации. 3-4 закрутки и спальники всегда сухие.

Как не странно все это разместится в носу.

Как не странно все это разместится в носу.

... хотя и будет под самую палубу.

… хотя и будет под самую палубу.

Из остатков ПВХ изготовлены гермомешки.

Из остатков ПВХ изготовлены гермомешки.

∼ ♦ ∼

Вся пиротехника герметично запакована в ПВХ стекло, за исключением 2-3 фальшфейеров которые с собой. С собой так-же документы, судовой билет, права… которые герметично вклеиваются в ПВХ стекло перед самым выходом.

Фальшфейеры

Фальшфейеры

Цветные ракеты охотничьи

Цветные ракеты охотничьи

Сигнальные патроны

Сигнальные патроны

Клей пробовали различный, но лучше чем упомянутый Супер-НН не нашли. При соблюдении технологии склеивания и выжидании 24 часов, разрушение ПВХ происходит по внутренним нитям и никак по клеевому шву. Хотя возим разные…

Клей для ПВХ

Клей для ПВХ

Магнитный компас и кренометр

Магнитный компас и кренометр

Запасной двигатель 2 л/с

Запасной двигатель 2 л/с

Связь и навигация используются в авто и лодке, посему описаны отдельно «Радиосвязь», «Навигация», «Интернет»

 

часть 1 часть 2