Беломорско – Балтийский канал. часть I

 

Судоходных каналов в России построено много. Иные за ненадобностью канули в лета… другие, и по сей день продолжают работать являясь серьёзными транспортными артериями. Конечно строятся автодороги, модернизируются железнодорожные пути и грузопотоки водных перевозок уменьшаются, но потребность в судоходных каналах остаётся. Особняком, среди ныне действующих, остаётся Беломорско-Балтийский канал. Сказать, что Беломорканал, самый-самый, это ни сказать ничего. Построенный в 1933 г. в рекордные сроки он стал одной из первых великих строек страны Советов и первой великой стройкой, где использовался труд заключенных. Канал протяженностью в 227 км построен всего за двадцать месяцев! Для сравнения: Панамский канал длиной 80 км строился 28 лет, Суэцкий, длиной 160 км – 10 лет. На Беломорканале построены 19 шлюзов, 13 из которых двухкамерные, и 6 однокамерные. Итого – 32 шлюзовые камеры. История строительства канала хорошо описана в различных источниках размещённых в сети, и повторять её здесь нет смысла. Мы будем лишь иногда возвращаться к ней по мере развития событий.

Беломорско-Балтийский канал. От Онежского озера до Белого моря. Фото с сайта www.losev-library.ru/

Беломорско-Балтийский канал. От Онежского озера до Белого моря. Фото с сайта www.losev-library.ru/

Конечно проще пройти канал на автомобиле, точнее проехать вдоль него. От первого шлюза идёт идёт хорошая дорога до 8-го, дальше похуже, до девятого. Там выходить на М18 и короткими ответвлениями можно подъехать ко многим интересным местам, но не близко – канал хорошо охраняется. Воочию же увидеть как работает столь серьёзное гидросооружение, услышать переговоры диспетчеров, почувствовать как живет канал, можно только пройдя по нему от начала до конца. Причём не на круизном теплоходе, а самостоятельно, на лодке. Лодка есть, желание то же и на начало июля запланировано второе путешествие этого года – «Беломорско-Балтийский канал». Ограничиться прохождением только Беломорканала мы не хотели. Во-первых, путешествие получилось бы довольно коротким, суток 3-4 не считая доезда.  Да и побывать на Онежском озере, а именно с него мы планировали войти в канал, и не походить по нему под парусами, не постоять на островах и не порыбачить было бы неправильно. И во-вторых, пройдя весь ББК, и дойдя до Белого моря сдуваться и ехать домой то же неразумно — конечно походить по морю, постоять на Кузовах и сбегать на Соловки. И уже весной, наше предполагаемое путешествие имело очертание эдакого трёхглавого существа, все части которого были связаны между собой, и последующее вытекало из предыдущего: «Онежское озеро» – «Беломорканал» – «Белое море». Ну и конечно четвёртая часть, присутствующая на всех смешанных маршрутах – доставка до места проведения, в исполнении Патриота

Маршрут путешествия - Онего - Беломорканал - Белое море-

Маршрут путешествия — Онего — Беломорканал — Белое море-

 

- Уравнение с двумя неизвестными -

 

В осуществлении первой части путешествия – «Онежское озеро» вопросов не возникало. И хотя Онего и Ладога приравнены к морям, и относятся к бассейнам 1 разряда , достаточно было иметь исправные документы и укомплектованность согласно судовому билету. Да и ГИМС по слухам лоялен в этих местах и здорово не придирается.
По второй части путешествия, «Беломорканал»,  было сложнее… в смысле возможности шлюзования на надувастике. Маломеров с жесткими корпусами в канал берут и в сети есть несколько подробных отчётов на эту тему, про надувных же ничего найти не удалось. Весной звонили в Медвежьегорск в управление каналом, мониторили профильные сайты, списывались с людьми которые проходили ББК, но конкретного ответа «да-нет» так и не получили. Единственная информация, что под бортом жёсткого корпуса прошлюзоваться можно, на условии высадки людей из надувного, на борт буксируемого судна до захода в камеру шлюза. Так как в канале 19 шлюзов, перспектива такая радовала мало, хотя до последнего момента оставалась единственной для осуществления намеченного. И это было первое неизвестное.
Второе неизвестное заключалось в следующем: Канал, как я уже писал, имеет в своём составе 19 гидроузлов, проще говоря шлюзов. Нумерация ведётся от посёлка Повенец на Онежском озере, здесь первый шлюз и до Белого моря, до Беломорска, где расположен 19 шлюз. Если даже добро будет получено и мы войдём в канал, то пройти, в лучшем случае удастся 18 шлюзов. В 19-й, последний шлюз пустят только после оформления выхода в море. Разрешение на выход в море даёт Капитан порта Беломорск, после освидетельствование инспектором ГИМС на годность к плаванию на морских простора…. или не даёт. Конечно можно сдуться, обнести последний шлюз, и выйти «молча», но тогда Беломорканал, ради которого всё это затевалось будет пройден не полностью, за минусом одного шлюза под номером 19. Требования ГИМС к выходу в море мы изучили и конечно готовились, но второе неизвестное, так и оставалось неизвестным до последнего момента, собственно как и первое.

 

- Подготовка -

 

Патриот: Замена цепи ГРМ назрела ещё перед поездкой на Ямал. Если тогда обошлось заменой гидронатяжителей и цепь вроде успокоилась, то сейчас – страшный грохот на пусках и до неприличия вылезшие плунжера гидриков из своих корпусов. То ли цепь вытянулась, то ли звёзды прилично износились по впадинам, короче цепь под замену. Комплект двухрядной ЗМЗ приобретён, замена заняла часов 15 с тремя подходами перед работой. В остальном всё как обычно: протяжка ходовой, контроль масла в агрегатах и сбор раскиданного по гаражу дальняковского ЗИПа.

Замена цепи ГРМ

Замена цепи ГРМ

Загрузка кг 500 примерно, и нас двое.

Загрузка кг 500 примерно, и нас двое.

Печь не взяли, о чём не раз пожалели

Печь не взяли, о чём не раз пожалели

По лодке вопросов было меньше, достаточно было собрать все приблуды в кучу, и сверить по судовому билету, но в Беломорске, непосредственно перед выходом в море, предстояло освидетельствование инспектором ГИМС, и здесь нужно было подготовиться. Сам механизм получения разрешения на выход подробно опишем позже, здесь подготовка. Ходовые огни – вещь, казалось бы, не нужная надувному флоту. Ходить в тёмное время суток всё равно запрещено, разве что только клотик… но в планах Беломорканал, который за сутки не пройти никак, поэтому бегом в бывший «Турист», где за 600 р. приобрёл три фонаря – гаковый и пару ходовых. Топовый и клотиковый к тому времени уже были. Рации брали обе: без речной в Беломорканале делать нечего, а без морской – в море. Из дома проверили связь с «Окским» на переправе и приняли пару прогнозов «Самара-Радио». Нанесли бортовые номера на спасжилеты, и на скорую руку изготовленный багор, что оказалось совсем не лишним. Распечатали графики приливов, в SAS закинули гигов 20 карт, открыли роуминг на Мегафоновский интернет и на этом, по технической части, подготовку закончили. Да, приобрели ещё пачку папирос «Беломорканал», как резервную карту маршрута )))

Распечатали приливы-отливы по нескольким точкам Белого моря.

Распечатали приливы-отливы по нескольким точкам Белого моря.

Номера на спасжилетах - требование ГИМС при оформлении выхода в море.

Номера на спасжилетах — требование ГИМС при оформлении выхода в море.

Папиросы и компас, как резервная система навигации в Беломорканале

Папиросы и компас, как резервная система навигации в Беломорканале

Подготовкой быта и питания занималась супруга. Продукты были закуплены в Самаре, из расчёта 10 суток автонома, плюс в «нз» – 2 кг. муки и столько же мяса, которое после сушки свободно уместилось в литровую баклашку и весило грамм 500. По одежде, зная что нас ожидает, решили подготовиться серьёзно: по 2 полных комплекта теплой одежды, и по два непромокаемой. Палатку и шатёр, спальники и пенки, сапоги и забродники, и т.д. Не взяли только дровяную печь в палатку, о чем позже не раз пожалели. За неделю до старта к нам присоединился Рома из Ногинска, наш боевой товарищ по прошлым путешествиям, чему мы были только рады.

 

- В путь -

 

Утром 4 июля выехали с Самары. Чтобы объехать многочисленные ремонты дорог в Чувашии, от Ульяновска ушли на Сергач, а там от Кстово через Доскино на М7, не въезжая в Нижний с его километровыми пробками. По километрам до первой ночёвки получилось около 1100 км. Проиграли совсем немного, но ехать было спокойнее. Машина гружёная под крышу, спать негде, и мы тянулись до Ярославля, где и встали на ночёвку в гостинице. Гостиница расположена на въезде в город и от маршрута отклоняться не пришлось. Координаты гостиницы: 57°35′25″N, 39°52′45″E

Сухопутная часть маршрута

Сухопутная часть маршрута

Загрузка под крышу, спать негде

Загрузка под крышу, спать негде

Ярославль, гостиница. Собираемся в дорогу

Ярославль, гостиница. Собираемся в дорогу

Рома вышел в ночь, и утром мы встретились на ярославке в районе Щедрино.

Добрались до места встречи с Ромычем

Добрались до места встречи с Ромычем

Встретились, дальше пойдем вдвоём

Встретились, дальше пойдем вдвоём

Внимательно наблюдают за нашей встречей

Внимательно наблюдают за нашей встречей

Дальше с редкими остановками до Пудожа. В Пудоже, на ТНК заправили УАЗы, залили 160 литров 95-го в канистры для лодки, и на Пяльму, где по предварительной договорённости с местным жителем, мы собираем лодочку и оставляем свои машинки. Пяльмы в Карелии две… с расстоянием 5 км. друг от друга. Нас интересовал посёлок Пяльма, тот что севернее на карте, но по невнимательности конечно посетили и южный, с одноимённым названием

 

- Пяльма, берег Онежского озера -

 

С первого же дня Карелия нас встретила прохладно — вечером похолодание до +10, ночью +4. Ночуем в машинах на берегу озера. Чтобы спать было комфортно, освободили спальник от лодки и мотора, бросив их под авто. Наутро сборка лодки, и по возможности выход… но возможность такая появилась только к вечеру.

Пяльмы в Карелии две...

Пяльмы в Карелии две…

Ромыч проснулся

Ромыч проснулся

Пяльма. Готовимся к выходу

Пяльма. Готовимся к выходу

Сборка корабля — дело весьма трудоёмкое. Кроме собственно самой лодки, ещё рубочка с электроникой и навигацией, мачты с парусами, и т.д. Но с Ромычем мы уложились в рекордно короткий срок — 4 часа. Хотя особо и не спешили.

Война войной, а обед по расписанию

Война войной, а обед по расписанию

Начали сборку лодки

Начали сборку лодки

Монтаж навигации

Монтаж навигации

Собрав саму лодочку и навесив колеса, сталкиваем её на воду. Потом, по мере сборки остального, сделать это будет сложнее. Да и дорогу, по которой гоняет на великах местная детвора, неплохо бы освободить.

На воде

На воде

Крепим тент рубочки

Крепим тент рубочки

Секретный фарватер

Секретный фарватер

Место для стапеля хорошее… широкий песчаный пляжик, прикрытая от ветров губа Отречья. Не совсем простой выход в озеро, но Андрей подробно объяснил, как правильно идти, чтобы не напороться на камни и топляки. Ещё часа два на погрузку и томительное ожидание, когда ”северок” успокоится. К вечеру немного улеглось, и мы пошли…

Последние наставления мастера

Последние наставления мастера

С Андреем

С Андреем

За полчаса до выхода

За полчаса до выхода

То ли усталость дня нас сморила, то ли будучи опьяненными свежим онежским воздухом… словом, пройдя совсем немного, встали на ночевку недалеко от Пяльмы, на песочном пляжике за островом Петрило. Пожгли костёр, поужинали и по палаткам. Координаты стоянки — N62°26,166′/E35°48,864′. Дрова, МТС и Мегафон + шустрый 3G

По быстрому поставили палатки

По быстрому поставили палатки

Сушка при первой возможности

Сушка при первой возможности

Погрузка, скоро выходим на Хед

Погрузка, скоро выходим на Хед

 

- остров Хед -

 

Утро выдалось многообещающим. Солнце, небольшой в 5-7 м/с «юго-восток», и мы под всеми парусами устремились к северной оконечности острова Хед, с целю знакомства с островом и маяком. Обогнув остров, пошли под двигателем.

Вышли...

Вышли…

Хед обогнули с севера

Хед обогнули с севера

Пошли под двигателем.

Пошли под двигателем.

Ненадолго встали на острове. Ромыч, вооружившись всей фототехникой, поднялся на маяк и сделал классные фото. Дальше было решено вдоль восточного побережья Заонежского залива двигаться на юг в сторону Кижей.

Маяк приближался...

Маяк приближался…

Маяк на острове Хед

Маяк на острове Хед

Мы немного постоим на острове.

Мы немного постоим на острове.

Виды на Онежское озеро с маяка Хед. Через несколько часов погода испортится, и всё будет по другому

Виды на озеро с маяка.

Виды на озеро с маяка.

Виды на озеро с маяка.

Виды на озеро с маяка.

Виды на озеро с маяка.

Виды на озеро с маяка.

Но этим планам не суждено было сбыться… ”южак” крепчал, идти против ветра становилось всё сложнее. Под Кузарандой, спрятавшись от ветра за Бол. Сосновец срубили мачту, и стали искать место на ночёвку. Западный берег в этих местах каменист и совершенно непригоден для стоянок. Ткнувшись раз 5-6, и не найдя ничего приемлемого для стоянки, ушли на восток на остров Пальяк, который и стал нашим пристанищем на ближайшие трое суток.

 

- остров Пальяк -

 

Погода испортилась совсем. Небо заволокло, пошёл дождь. Мы быстренько поставили палатки и стали пережидать непогоду. Остров совсем небольшой… с южной стороны каменист, и практически неприступен, а с северо-восточной мелкая галька, где мы и встали. Стоянка была оборудована до нас: мусорная яма, запас дров, несколько напиленных пеньков для столов и стульев… приятно вставать на таком месте. Перед отъездом мы постарались оставить стоянку в первозданном виде, готовую принять следующих гостей.

Маршрут первого и второго дня на озере

Маршрут первого и второго дня на озере

Поставили лагерь

Поставили лагерь

Северо-восточная сторона острова Пальяк

Северо-восточная сторона острова Пальяк

Ночью ветер поменялся на северный, лодку выкинуло на берег и вдобавок закачало через транец воды. Пришлось всё выгружать, снимать двигатель и сливать воду а чтобы такое больше не повторилось — поставили её на колёса.

Ночью через транец закачало воды

Ночью через транец закачало воды

Утро, каждый день, было одинаковым

Утро, каждый день, было одинаковым

Знатная будет ушица!

Знатная будет ушица!

Стоянка наша затянулась. Прошёл день, второй, третий… Ветер менял направление, дождь то прекращался, то снова брался за дело, а мы всё стояли на острове и уже никуда не хотели уходить. Рома днями пропадал на рыбалке и неизменно возвращался с уловом. Супруга больше на хозяйстве, ну а я торчал в «радиорубке» и прожигал остатки аккумулятора. Свежезаряженного «Mutlu», в 65 а/ч, нам хватило на 3 дня. В дальнейшем надо думать над небольшим ветряком, ватт так 150-200… на неодимовых магнитах это реально, потому как Карелия и солнечные батареи — понятия несовместимые.

Супруга, как и подобает, на камбузе

Супруга, как и подобает, на камбузе

В радиорубке...

В радиорубке…

... и добротной палатка кусок

… и добротной палатка кусок

К концу третьего дня погода стала налаживаться, и мы с Ромычем вышли на лодке порыбачить. Рома поднял пяток хороших окуней, я же довольствовался засвидетельствованием его успеха.

Вышли маленько покидать

Вышли маленько покидать

Улов Ромыча

Улов Ромыча

В короткие перерывы ненастья проветриваем

В короткие перерывы ненастья проветриваем

Назавтра решили снимать лагерь и идти на Кижи, а потом, возможно ещё на денёк вернуться сюда.

Собираемся на Кижи

Собираемся на Кижи

4 утра. Полярный день.

4 утра. Полярный день.

Погрузка

Погрузка

 

- Кижи -

 

Вышли около 5 утра. Пересекли Заонежский залив в районе маяка Тамбиц-Нос и дальше вдоль западного берега полуострова. В Кижские шхеры решили заходить по судовому ходу.

Маяк Тамбиц-Нос

Маяк Тамбиц-Нос

Маяк Лейнаволок

Маяк Лейнаволок

На ходу заряжаем приблуды

На ходу заряжаем приблуды

Заход в Кижские шхеры не простой, но обстановки выставлено достаточно, и никаких сложностей не возникло. Скажу кстати, что судоходная обстановка здесь поддерживается надлежащим образом — свежевыкрашенные буи и вехи, освещаемые створные знаки. Спасибо путейцам!

Идём по кромке судового хода.

Идём по кромке судового хода.

Заход в Кижские шхеры

Заход в Кижские шхеры

Проходим деревню Ямка

Проходим деревню Ямка

Похоже на базу МЧС

Похоже на базу МЧС

Показался Кижский погост

Показался Кижский погост

Симпатичные домики.

Симпатичные домики.

К самому острову подходить на лодке нельзя. Полиция и охрана круглосуточно следят за этим. Мы прошли на малом ходу вдоль всего острова, поглазели, пофоткали и пошли дальше. У меня лично посещение Кижей не оставило каких-нибудь ярких впечатлений. Да чисто, да красиво — но не более того.

.

.

В Кижах реставрация, причём давно...

В Кижах реставрация, причём давно…

Ветряная мельница 1926г.

Ветряная мельница 1926г.

В 12-00 приняли прогноз: обещают грозы и волну до 2-х метров. Решили на Пальяк не заходить, а идти сразу на Пяльму, к своим машинкам. У Ромыча заканчивался отпуск, и завтра ему домой.

Низкая облачность, зажглись огни на створах

Низкая облачность, зажглись огни на створах

Ветряная мельница (1921 г.)

Ветряная мельница (1921 г.)

Прошли мимо нашего острова.

Прошли мимо нашего острова.

Под вечер вернулись в Пяльму, перегнали машинки на берег и легли спать. Наутро, до отъезда Ромы, решили съездить в Медвежьегорск за бензином и атласом Беломорканала.

 

- В Медгору за бензином и атласом -

 

До Медвежьегорска докатились быстро – сначала в Управление каналом, уточнить требования для прохождения ББК на маломерном, а потом уже на заправку. Здание управления ББК найти не сложно – по антеннам на крыше. С охранником поднялись в диспетчерскую на 2-й этаж. Диспетчер с пониманием отнесся к нашему визиту и сказал, что кроме рации и атласа ничего для шлюзования не нужно, а «надутость» наша им неинтересна. Позвонил в Повенец, уточнил насчёт наличия 4-го тома атласа и даже разрешил сфотографировать своё рабочее место.

Подъехали на Дзержинского 26

Подъехали на Дзержинского 26

Центральная диспетчерская ББК

Центральная диспетчерская ББК

Система АИС

Система АИС

Довольные таким развитием событий едем на заправку. Берём 100 литров в канистры, плюс полные баки в Патриот, и на Повенец за атласом. Остановились у Никольской церкви, поставленной в 2003 году в память строителей Беломорканала. Управление Повенецким районом гидросооружений (ПРГС) находится рядом, на ул. Ленина 26. Здесь всё рядом.

Никольская церковь. Поставлена в 2003г. в память строителей Беломорканала

Никольская церковь. Поставлена в 2003г. в память строителей Беломорканала

ул. Ленина 26. Здание Управления Повенецким районом гидросооружений.

ул. Ленина 26. Здание Управления Повенецким районом гидросооружений.

Здесь, кроме управления ПРГС, находиться музей истории Беломорканала.

Здесь, кроме управления ПРГС, находиться музей истории Беломорканала.

Диспетчер, Татьяна Александровна, на канале с 1974 года. Очень приятный в общении человек… мы немного повспоминали, каким был канал в советские времена, как бросали лёгости, когда плавучих рымов ещё не было, как толкач «Пловдив» тормозил весь канал, буксируя плавдок с военным объектом, и много другое.

Диспетчер ПРГС Татьяна Александровна

Диспетчер ПРГС Татьяна Александровна

Рабочее место диспетчера

Рабочее место диспетчера

Приобрели 4-й том атласа "ББК"

Приобрели 4-й том атласа «ББК»

Приобрели откорректированный этим годом 4-й том атласа, который оказался цветным и настоящим, а не ксерокопией… и с бензином, атласом и добром двух диспетчеров канала, покатились на Пяльму. Таким образом решилось первое неизвестное – в канал нас берут, осталось только догрести до него, а это около 80 км. по воде от Пяльмы до Повенца

Фото с моста. Шлюз №2. Через 2 дня мы тут будем шлюзоваться.

Фото с моста. Шлюз №2. Через 2 дня мы тут будем шлюзоваться.

С атласом, бензином и добром двух диспетчеров  ББК едем в Пяльму

С атласом, бензином и добром двух диспетчеров ББК едем в Пяльму

Рома уже ждал нас, Через полчаса он поедет домой.

Рома уже ждал нас, Через полчаса он поедет домой.

На этом первая часть маршрута заканчивалась. Чуть позже Ромыч уедет домой, а мы останемся здесь, в Пяльме, на берегу Онежского озера, и будем готовиться ко второй, наверное самой интересной части путешествия – прохождению Беломорско-Балтийского канала.

Видео: Онежское озеро.

 

часть 1 часть 2 часть 3