Беломорско – Балтийский канал. часть II

 

- Шлюзование -

 

Девятый день путешествия. Пяльма, 5 утра, дождь. Спали в машине с видом на озеро и свой корабль. Листаем атлас, мониторим Гисметео и GRIB, они как сговорились… дожди, дожди, дожди. Всё обложило, плюс неприятный северок. Дел много: поставить ходовые огни и морскую рацию, не забыть заправить 3-4 канистры маслом и много чего ещё. Ещё кранцы – порвать борт и утонуть в шлюзе это пипец. Но дождь барабанит по крыше и выходить неохота. Хорошо, что стёкла запотели – не видеть всего этого.

Хорошо что стёкла запотели

Хорошо что стёкла запотели

После обеда обещают дырку в тучах

После обеда обещают дырку в тучах

Ознакомились с атласом

Ознакомились с атласом

6 часов – время прогноза. На штатную «гранитовскую» приём плохой. Пробуем самопальную J-антенну. На шумах, но принимаем “Повенец-Радио”, но у них только ветер и волна. Про дождь и температуру ни слова… правильно, они в тепле и под крышей, им пофиг. В надувном кабриолете чувствуешь себя по-другому.
Свежий GRIB после 15-00 даёт “дырку” в облачности над Повенцом. Можно попробовать выйти. Супруга в “Магнит”, мне тут хватает. Ставлю огни, клац-клац… хрен, потом разберёмся. Мотюль по 0,4 в канистры, хоть что-то сделал за сегодня. Морскую на штатное, антенну – на топ. Тангента… амперметр качнулся ампер на пять в плюс, кушает вроде нормально. 16-й канал, шумодав на ноль:
- ”Суда в Заонежском заливе, я 42-34 прошу на связь”
Тишина… Ещё пару раз. То же самое. Тогда Баофинг на 156,8 мгц. Если не на дальность, то хотя бы на наличие связь проверить. Фу-фу туда, фу-фу сюда… Зашибись.

Смонтировали ходовые огни

Смонтировали ходовые огни

Поставили морскую рацию

Поставили морскую рацию

С кранцами решили так...

С кранцами решили так…

К обеду, и правда, с севера посветлело. Дождь перестал. Грузимся, отгоняем Патриота к Андрею. Выходим. До Повенца 80 км. Хороший “вмордувинд”, и мы опять мокнем… блин, не от дождя, так от волны и ветра. Ближе к Повенцу ищем место для ночёвки, заходить в канал ночью неразумно.

Пройдя около 50 км. встали на ночёвку

Пройдя около 50 км. встали на ночёвку

Напротив стоянки о.Кургальский

Напротив стоянки о.Кургальский

Нашли хорошую корягу для вешалки

Нашли хорошую корягу для вешалки

Песчаный берег близ заброшенной деревни Пигматка. Отсюда подлётное время до Повенца один час. Встаём с координатами 62°43.254′ севера и 35°09.790′ востока. Хорошее место – подход без камней, песок, дрова, 2G слабый, но есть… может кому пригодится.

Настраиваем новую приблуду для съёмки

Настраиваем новую приблуду для съёмки

Проверили ходовые и клотик

Проверили ходовые и клотик

Координаты хорошей стоянки

Координаты хорошей стоянки

Первым делом костёр. Швартовые превращаются в бельевые верёвки – это уже традиция этой поездки. Нашли хорошую корягу для вешалки. К вечеру ветер стих, дождя до утра не будет. Роман отписался, что благополучно добрался до дома – это первая хорошая инфа за этот день. Спать. По счёту девятая ночевка в поездке.

не быстро, но GRIB приняли

не быстро, но GRIB приняли

то же самое... Дожди и холодно.

то же самое… Дожди и холодно.

Перед каналом заряжаем технику

Перед каналом заряжаем технику

Проснулись рано. Позавтракали, приняли погоду и стали собираться. До Повенца чуть больше 20 км. – это час ходу. Самое оптимальное время для входа в канал это раннее утро. Дело в том, что на входе нас ждёт Повенчанская лестница, это каскад из 7 шлюзов, расположенных на небольшом расстоянии друг от друга, шесть из семи которой – двухкамерные. Итого 13 шлюзований, по времени это часов на 8-9. Встать здесь негде, поэтому лучше пройти этот участок без остановок. Дальше русло канала будет проходить по каскаду озёр, соединенных небольшими прорезями, с множеством живописных мест для отдыха. Среднее время прохождения канала – 2 суток.

Около 5 утра вышли...

Около 5 утра вышли…

Маяк Бычок. До Повенца 6 км.

Маяк Бычок. До Повенца 6 км.

Повенецкий маяк на входе в канал

Повенецкий маяк на входе в канал

5-30 подошли к Повенецкому маяку. На 5-м канале зовём диспетчера Повенецкого района гидросооружений. Позывной «Повенец-диспетчер». Кстати все шлюзы ББК, как и сам диспетчер, работают на 5-м канале.

- ”Повенец – диспетчер я 42-34”
- ”На связи диспетчер, кто вызывает?”
- ”Утро доброе. Маломерный 42-34, прошли Повенецкий рейд. Нам бы прошлюзоваться…”
Дальше поведали, кто мы и откуда идём, наши габариты, осадку, наличие радиосвязи, и конечно про атлас, приобретённый позавчера на Ленина 26.
Диспетчер выслушал, задал пару вопросов, и вынес свой вердикт:
-”…ну, хорошо, сюда подходите. Первый возьмет”

Всё… с этого момента мы уже не принадлежали сами себе. Наверное, на своём надувном тазу мы были похожи на баклашку, плавающую в шлюзе, и каким то чудом включённую в график движения серьезного гидросооружения. Нас передавали от шлюза к шлюзу, немного притормаживая или ускоряя по необходимости, сообщали о встречных судах, если таковые планировались, предупреждали об участках с односторонним движением, и что необходимо запрашивать разрешение, перед тем как их занимать, и о многом другом. Мы как могли выполняли эти требования, правда пару замечаний все же получили (на следующий день – за то, что встали на ночёвку и не предупредили, и позже, когда не объявились и подошли к шлюзу без разрешения), но всё ограничилось устным замечанием. Пожалуй любой, кто нас видел тогда в канале, наверное мог сказать: «Ребята, вы занимаетесь фигнёй! Сдувайтесь, берите такси и через 3 часа вы будете в Беломорске». Но нам не нужен был Беломорск через три часа, нам нужно было пройти канал от начала до конца, и это была основная цель всей поездки.
Скажу сразу, что это не первое моё посещение канала. Первый раз мне довелось здесь побывать в далёком 1979 г, когда большая часть шлюзов была деревянная. Потом позже, когда шла реконструкция, и шлюз за шлюзом одевали в бетон, снабжая плавучими рымами. Поэтому дальнейшее повествование будет похоже на эдакое лоскутное одеяло, сшитое из разнотканных кусков, с наложением восприятия того времени…

 

- Повенчанская лестница -

 

- ”Первый шлюз я 42-34”
- ”На приёме”
- ”Утро доброе. Маломерный 42-34, прошу добро на шлюзование”
- ”Подходите, шлюз готов. Швартоваться левым бортом за рымы”
- ”Вас понял. Левый борт за рымы”

Зашли, ошвартовались. Наполняют быстро, минут 15-20 и мы уже метров на 5 выше Онежского озера. На первом шлюзе вручили путевой лист с габаритами и глубинами в канале. Он нам не особо нужен, но таков порядок. Жаль что мы почти на уровне воды и мало что удаётся разглядеть вокруг. С палубы теплохода виды совсем другие.

Повенчанская лестница

Повенчанская лестница

Добро получено, заходим в первый шлюз.

Добро получено, заходим в первый шлюз.

На первом шлюзе вручили путевой лист

На первом шлюзе вручили путевой лист

Во втором шлюзуют танкер «Леонид Лисин». Нам предложено постоять в камере полчаса, чтобы не болтаться в межшлюзовом. Время 6-00, Повенец-Радио приглашает на 7-й канал для приёма прогноза. Прогноз идёт чисто на штатную, тут рядом. «Лисин» выходит и нам дают зелёный. Знакомый теплоход… проект 1570, прежнее название «Нефтерудовоз-30М». Чтобы не мешать танкеру, уходим за правую кромку, нам можно. За правую… хоть фактически мы поднимаемся по южному склону, и идём против течения, но всё же «за правую». Дело в том, что на всём протяжении ББК, течение условно принято от Онежского озера к Белому морю, поэтому несмотря на то, что идём снизу, объявляться будем, что идём сверху. Запрашиваем второй, получаем добро. Заходим…

Идём во второй шлюз

Идём во второй шлюз

Пересекли автодорогу

Пересекли автодорогу

001

.

Вдоль всей Повенчанской лестницы проходит автодорога. Раньше здесь ходил автобус, который развозил вахты на шлюзы, иногда на нём ездили и мы, если по каким то причинам, отставали от теплохода. Зашли в четвёртый, пока ворота не закрылись, вдали видим церковь в Повенце. Через полчаса мы поднимемся ещё метров на десять.

Заходим в третий шлюз

Заходим в третий шлюз

Шлюз №4. Добро получено, заходим

Шлюз №4. Добро получено, заходим

Выходим из четвертого

Выходим из четвертого

Шлюз №5 ничем особенным не отличается. Так же, как и все предыдущие, он 2-х камерный с перепадом высот 10-11 метров. Здесь мы прошли ближе к передним воротам и на себе ощутили всю силу воды… в последующих шлюзах так близко к передним воротам мы не швартовались. После пятого шлюза небольшой 4-х километровый переход. Здесь канал проходит по бывшему руслу реки Повенчанка. Онежское озеро осталось позади, и мы понемногу углубляемся в глухие Карельские леса.

Сразу пятый

Сразу пятый

DSCF1179

.

Идём по затопленному руслу р. Повенчанка

Идём по затопленному руслу р. Повенчанка

Слева небольшой причал с хорошим подъездом на авто. Это место обозначено на наших картах как первая точка аварийного схода с маршрута. Но, как говорится «Бог милостлив», и мы идём дальше. Координаты точки N62°52,784′/ E34°51,4168′ В шестом шлюзе к нам присоединился катер «Феникс», и три следующих шлюза будем идти вдвоем. После восьмого они обойдут нас, но в Беломорске мы снова встретимся. Хорошие ребята… они помогут с оформлением выхода, поделятся морскими картами, и мы вместе выйдем в море. 7-й шлюз однокамерный, все шесть предыдущих были двухкамерные. Пройдя седьмой шлюз мы закончили подъём по южному склону канала. Впереди 23-километровый водораздельный участок, состоящий из озёрной части и 8-и километровой прорези в скалах.

DSCF1261

.

Вышли из 6

Вышли из 6

Шлюз №7

Шлюз №7

Находясь здесь у 7-го. шлюза, на самой верхней точке канала, мы ненадолго перенесёмся в военное время, потому что события, которые разворачивались здесь в первые месяцы войны, заслуживают особого внимания.

∼ ♦ ∼

Противник хорошо знал об этой искусственной водной магистрали. 28 июня первая бомба упала на шлюз номер шесть. Налеты совершались и на другие гидросооружения. Всего в июне 1941 года было 5 бомбёжек канала. 28 августа неприятелем была предпринята очередная бомбежка. Атакован шлюз № 7. Бомба застряла между башней и створкой ворот, и по счастливой случайность не взорвалась. 22 июня 1941 года с озера Оулуярви в Финляндии стартовали два самолета «Хейнкель-115» с диверсантами (всего 16 человек). Задача группы была взорвать шлюзы Беломоро-Балтийского канала и остановить проход судов с грузом по каналу. Пролет самолетов не остался незамеченным. Опергруппой 155-го полка НКВД в 17 км восточнее шлюза №9 ББК были обнаружены 3 резиновые лодки красного цвета, 3 баллона для сжатого воздуха, насос и алюминиевые складные весла. Все предметы иностранного происхождения. На поиски и уничтожение диверсантов были высланы опергруппы НКВД. И хотя фильм «А зори здесь тихие…» снимался в поселке Рускеала, в 200 км. отсюда, но события, описанные в нем, происходили здесь, на Беломорканале.
Канал работал до осени 1941 г, но когда в октябре наши части оставили Петрозаводск, было принято решение взорвать канал. 11 декабря была взорвана плотина и ворота 7 шлюза. Воды Волозера хлынули на Повенец при температуре воздуха минус 37 градусов. Ледовый вал шёл трое суток и смывал все на своем пути. То, что пытались сделать фашисты в июне 1941 года, они получили в декабре 1941 года. Фото с сайта https://medvezhyegorskhistori.ru/

Взорванная дамба у 7-го шлюза

Взорванная дамба у 7-го шлюза

7-й шлюз

7-й шлюз

Разрушенные шлюзовые ворота 7 шлюза

Разрушенные шлюзовые ворота 7 шлюза

Затопленный Повенец

Затопленный Повенец

Затопленный Повенец

Затопленный Повенец

Подводная лодка в Беломорканале

Подводная лодка в Беломорканале

Вообще роль канала в довоенное время сложно переоценить… В его отсутствие создание сколько-нибудь значительных морских сил на севере было невозможно. И хотя военные корабли уже строились на верфях в центральной России, но доставить их до Мурманска не было никакой возможности. 3-х недельный переход вокруг Скандинавии, при полном отсутствии промежуточных баз, был не под силу военным кораблям того времени. Норвегия в те годы не признавала СССР и вела себя очень агрессивно. Вначале 30-х годов «Тюленья война», конфликт между СССР и Норвегией из-за биологических ресурсов, была в разгаре. Каждую весну сотни норвежских и английских траулеров входили в горло Белого моря и методично выбивали беломорского тюленя. Попытки наших погранцов вмешаться в ситуацию пресекались норвежскими и британскими военными кораблями. Ответить нам было нечем… И только с открытием канала в 1933 г, когда на север было переброшено 2 сторожевых корабля и 10(!) подводных лодок, Норвегия изменила свою позицию, и стало возможным восстановление между странами дипломатических отношений. Всего в предвоенные годы по каналу было переведено на север 10 эсминцев, 3 сторожевых корабля и 26 подводных лодок. А это уже серьёзные силы. В некоторые дни шлюзы заполняли по 28 раз в сутки, и очередь растягивалась на километры. И в том, что в годы Великой Отечественной войны успешные действия Северного флота способствовали удержанию Советского Заполярья, есть немалая заслуга Беломорско-Балтийского канала.

 

- Водораздельный бьеф -

 

Водораздельный бьеф это участок канала расположенный в его самой верхней части меду 7 и 8 шлюзом. Протяжённость его – 23 км. Здесь расположен основной запас воды необходимый для работы канала. Озёрная часть водораздела состоит из 2-х озёр, соединённых короткими прорезями. Это озёра Вадло и Волозеро. Скажу не понаслышке, что места здесь архигрибные. Дело в том, что в Волозере есть якорное место для судов, ожидающих шлюзование. В советские времена канал был загружен не как сейчас, и пройти его без остановок было редким везением. «Пассажирам», конечно, зелёную улицу, у них график… но основным тормозом в канале, были военные. Своим ходом вояку встретишь здесь редко, в основном их таскали в плавдоках, плотно прикрытых брезентом… эдакая палатка в шлюзе. Док тащил толкач «Пловдив», и ещё пару маленьких помощников (названия не помню), которые помогали ему втолкнуть такую громадину в шлюз. Это был настоящий тормоз… если услышал в эфире позывной «Пловдив», знай, стоять будешь часов 5-10, а то и сутки. Ну а какое развлечение на вынужденных стоянках – шлюпку за борт и свободным от вахты походить по берегу. Грибов собирали много… кто солил, кто сушил, а в основном конечно, на огромную сковородку и на общий стол.

Водораздельный бьеф

Водораздельный бьеф

Вышли в озеро Волозеро

Вышли в озеро Волозеро

По берегам озера небольшие постройки

По берегам озера небольшие постройки

Озеро Вадло

Озеро Вадло

Водораздельный канал

Водораздельный канал

Толкач "Пловдив", сейчас уж нет старика...

Толкач «Пловдив», сейчас уж нет старика…

Прошли озёрную часть водораздела. Впереди 7 километров узкой прорези в гранитных скалах, так называемый «Канал №165″. Движение здесь строго одностороннее, руководит им вахтенный начальник шлюза №8. Мы, как настоящие, запрашиваем разрешения на вход в канал. В ответ без тени иронии – «42-34 заходите, канал свободен». Водораздельный бьеф – самая высокая точка канала. Мы прошли 7 шлюзов южного склона и поднялись на высоту около 70 метров над Онежским озером. Дальше будем плавно опускаться по северному склону канала, до уровня Белого моря. Это около 100 метров. Впереди 12 шлюзов, половина из которых двухкамерные, и 180 км. по рекам, озёрам и каналам прекрасной страны Карелии.

 

- Канал №165 -

 

Здесь ещё ненадолго остановимся, и обратимся к истории строительства канала. Январь 1933 г., канал практически готов, до сдачи около 4-х месяцев. Но тут раскрылось страшное обстоятельство: короткий участок соединяющий Северный и Южный склон канала, существует лишь на бумаге. Фактически водного пути от 7 до 8 шлюза нет, на этом месте гранитная скала протяжённостью 6,5 км. Сработала советская действительность – приписки. Не зря одним из лозунгов строителей канала был «Без туфты и аммонала не построить нам канала». Аммонал это взрывчатка, с ней понятно… а туфта это приписки. Прошли один метр, записали что прошли три — получили двойную пайку хлеба, без которой было просто не выжить. Так по отчётам и вышло, что к началу 1933 г. весь Беломорканал полностью построен. До пуска воды оставалось 4 месяца когда открылась правда… Семикилометровый отрезок, 165-й канал, существует только на бумаге. Здесь был ад… работа шла в три смены. Ночами, при свете костров и факелов люди долбили гранитные скалы. Цена 165-го канала, этого отрезка в 7 км. пробитого за 4 месяца в скале — более 30 тысяч человеческих жизней. Все они лежат здесь, по берегам 165-го канала, в братских могилах, без имён и крестов…

Теплоход заходит в водораздельный канал №165. Фото отсюда https://uritsk.livejournal.com/83109

Теплоход заходит в канал №165. Фото отсюда https://uritsk.livejournal.com/83109

Края канала аккуратно уложены. Здесь всё делалось руками заключённых

Края канала аккуратно уложены. Здесь всё делалось руками заключённых

Прошли семикилометровую скальную прорезь. Впереди шлюз №8.

Прошли семикилометровую скальную прорезь. Впереди шлюз №8.

 

- Северный склон канала -

 

Подошли к восьмому, запрашиваем каким бортом швартоваться. Традиционно — «левый борт за рымы». Это первый шлюз, где нас будут опускать. До этого, как уже говорил, мы лезли в гору. Прошлюзовались, выходим.
- «Восьмой шлюз, спасибо за шлюзование»
- «42-34 и яхта «Феникс, счастливого пути. Вам навстречу из 9-го пассажирский «Солнечный город» и яхта «Мечта»
Между 8 и 9 шлюзом переход 10 км. Судовой ход здесь проходит по двум озёрам Маткозеру и Торос. Озёра соединены узкой прорезью, в обход Скальных островов. Расхождение и обгон здесь запрещены. С пассажиром разошлись на выходе из восьмого, а с «Мечтой» на входе в прорезь. В канале шли без мачты, но шверцы выдавали наше парусное причастие, и мы разошлись, приветствуя друг друга покачиванием высоко поднятой руки. Прошли прорезь, за ней небольшое озеро Торос, и шлюз №9. Здесь, у 9-го шлюза наша вторая точка аварийного схода с маршрута с координатами 63°11,463′ севера и 34°52,783′ востока. До Повенца отсюда около 50 км. хорошей дороги. Дальше вдоль канала дорог нет, только Сегежа. Запрашиваем 9-й шлюз, получаем добро, заходим.

Северный склон канала

Северный склон канала

С пассажиром разошлись в Маткоозере

С пассажиром разошлись в Маткоозере

... а с "Мечтой" на входе в прорезь

… а с «Мечтой» на входе в прорезь

В 9 шлюзе мы переместились ещё на одну ступеньку вниз и находимся на уровне самого большого озера в канале — Выгозера. До следующего, 10 шлюза, 86 километров. Переход по Выгозеру решено оставить назавтра, и мы встаём на ночёвку на безымянном острове в Телекинском озере. За первый день пройдено 9 шлюзов и 52 км. по каналу

Берег песчаный, подход хороший

Берег песчаный, подход хороший

Место уютное, есть кострище

Место уютное, есть кострище

По-быстрому поставили палатку

По-быстрому поставили палатку

Остров хоть и немалых размеров, но названия не имеет. На нём расположен створный знак «Осиновский», посему мы и назвали его – остров Осиновский. Место довольно уютное, есть кострище, которым похоже давно не пользовались. Ни МТС, ни Мегафона нет, на шумах проходит 9-й шлюз, дров, как и везде, в достатке. Ставим палатку, сушимся. Легли пораньше, завтра переход по Выгозеру… до следующего, 10-го шлюза, около 90 км. Это будет самый большой переход между шлюзами. Стоим с координатами 63°15.059′ севера и 34°54.247′ востока… Хорошо стоим.

Столик нас устраивал

Столик нас устраивал

Передний створный знак

Передний створный знак

Задний створный знак

Задний створный знак

Утром немного погуляли по острову. Створ когда-то был освещаемый. Рядом разбросаны остатки батарей гальванических элементов, но самого фонаря на створе уже нет. Дров и грибов предостаточно, но грибы сырые, да и времени заниматься с ними нет. Надо иди дальше.

Остатки источника тока.

Остатки источника тока.

Когда-то он был освещаемый

Когда-то он был освещаемый

Грибов, как и дров на острове много

Грибов, как и дров на острове много

Попытки принять свежий прогноз не увенчались успехом. Связи нет никакой. Выгозеро, в которое нам предстояло скоро выйти, большое, и в хороший ветер здесь раздувает до 2 метров, и больше. С утра тихо, и что бы не испытывать судьбу, быстренько собрались и пошли.

Собираемся идти дальше

Собираемся идти дальше

Гермомешки нас здорово выручали

Гермомешки нас здорово выручали

Проверили связь с "Волго-Балтом"

Проверили связь с «Волго-Балтом»

Перед самым выходом в Выгозеро встали отдохнуть и принять прогноз. Связи по прежнему никакой, до Сегежи отсюда далековато… около 40 км. На скорую руку из проволоки согнули некое подобие «антенны Харченко». Модем не подключали, просто примотали его к середине «бабочки», и на весло… с направлением в сторону Сегежи. Зацепили слабенький 2G. Файл прогноза в 300кб «тянули» минут 5… а гисметео так и не открылся. Прогноз сулил облачность, небольшой северок и после обеда дождь. Стояли на о.Сиговец N63°27.943′/E34°45.346′, классное место.

Встали на острове Сиговец

Встали на острове Сиговец

Супруга нашла интересную коряжку

Супруга нашла интересную коряжку

Модем на весло прогноз приняли

Модем на весло прогноз приняли

Немного отдохнув пошли дальше. Вскоре догнали сухогруз «Русса». Ветер стихал, видимость ухудшалась, и чтобы не идти по магнитному, решили держаться за ним, а чтобы нас не приняли за пиратов, спросили разрешения у вахтенного.

Видимость ухудшаеться

Видимость ухудшается

Сухогруз "Русса"

Сухогруз «Русса»

Маяк Городовой

Маяк Городовой

Часа три мы шли за сухогрузом то отставая, то догоняя его вновь. От маяка «Бом» сухогруз уходил налево, на Сегежу… мы, поблагодарив вахтенного за проводку, пошли прямо. Прошли третью точку аварийного схода с маршрута север N63°32,332′, восток E34°30,665′. До 10-го шлюза оставалось около 30 км.

"Русса" пошёл на Сегежу, нам прямо

«Русса» пошёл на Сегежу, нам прямо

"Русса" ушёл, и мы открыли атлас

«Русса» ушёл, и мы открыли атлас

Идёи в гордом одиночестве

Идёи в гордом одиночестве

Надвоицы. Небольшой поселок на берегу канала. Между шлюзами 10 и 11 озеро Воицкое. Справа по ходу водопад Воицкий падун, одна из местных достопримечательностей. Мы не стали останавливаться и прошли ходом. Огромная грозовая туча зависла над нами, и мы получили сполна : это был не дождь, и не град… ледяные иголки сыпались на нас, и укрыться было негде. Но одиннадцатый ждал нас и мы пошли в шлюз.

Где то разруха...

Где то разруха…

... а где то приличные домики

… а где то приличные домики

DSCF1162

.

Заходим в 10 шлюз

Заходим в 10 шлюз

Прошлюзовались в 10

Прошлюзовались в 10

На подходе к 11 шлюзу попали в дождь

На подходе к 11 шлюзу попали в дождь

10 и 11 шлюзы самые интересные в канале. Прорубленные в буквальном смысле в гранитных скалах, имеют, наверное, самый большой подпор. Вблизи 11-го шлюза расположена знаменитая Шаваньская плотина. Построена в 1932 г. полностью из дерева и действует до сих пор. Высота 12 метров, длина 100 метров. Ее особенность – постоянное орошение древесины водой, предохраняющее от гниения.
Следует сказать, что реконструкция канала, начатая в конце 70-х, благополучно закончилась только к концу 2010 года. Сказалось сложное финансовое положение в стране в 80-90-х годах и то, что все работы производились в межнавигационный период без вывода канала из эксплуатации. Но тем не менее все деревянные конструкции были заменены на бетонные и металлические, и все шлюзы теперь имеют плавучие рымы. 11-й шлюз был последним в этой цепочке. Во время моего первого посещения канала шлюзы не имели бетонных стен и плавучих рымов, а лишь деревянную обрешётку, как на фото. Швартовались за береговые тумбы… матрос на шлюзе принимал и закреплял швартов. При заходе сверху проблем не возникало, а вот когда снизу… сначала бросали тонкую верёвку с небольшим грузом, называемую лёгостью, а уже потом за неё матрос на шлюзе вытягивал 45-ти миллиметровый швартов. Забросить лёгость на стенку высотой метров 8-10 для нас, молодых пацанов, было «делом чести». Иначе девушка-матрос опустит сверху верёвочку и будет снисходительно улыбаться. Фото до и после реконструкции, найденные на просторах интернета.

Такими были почти все шлюзы во время моего первого посещения канала в 1979 г.

Такими были почти все шлюзы во время моего первого посещения канала в 1979 г.

Он же после окончания реконструкции в октябре 2010 года

Он же после окончания реконструкции в октябре 2010 года

Шлюз с высоты птичьего полёта. Вдали озеро Шавань

Шлюз с высоты птичьего полёта. Вдали озеро Шавань

Ещё немного фоток, найденных в сети. Таких с борта надувастика не сделаешь… Спасибо авторам!

Повенчанская лестница. Вид от 5-го шлюза и до самого Онежского озера

Повенчанская лестница. Вид от 5-го шлюза и до самого Онежского озера

А это фото с верхней камеры второго шлюза... Онежское озеро и Повенецкий маяк

А это фото с верхней камеры второго шлюза… Онежское озеро и Повенецкий маяк

10-й, буквально прорубленный в скалах. На мой взгляд самый красивый шлюз в канале.

10-й, буквально прорубленный в скалах. На мой взгляд самый красивый шлюз в канале.

Теплоход вышел из 11-го шлюза. Справа вдалеке видна Шаваньская плотина

Теплоход вышел из 11-го шлюза. Справа вдалеке видна Шаваньская плотина

Шаваньская плотина.  Длинна-100м. Перепад высот-12м.

Шаваньская плотина. Длинна-100м. Перепад высот-12м.

Теплоход выходит из 14-го шлюза. Здесь русло канала идёт по р. Нижний Выг

Теплоход выходит из 14-го шлюза. Здесь русло канала идёт по р. Нижний Выг

Ну а мы тем временем прошлюзовались в 10 и 11 шлюзе, изрядно вымокли и ищем место для очередной остановки на сушку. Пройдя километров десять от шлюза встали напротив острова Кода. Берег хоть и крутой, но поход хороший… да и куча дров на берегу повлияла на выбор именно этого места. Дровишки оказались гнилыми и изрядно подмокшими, но других не было, и в ход пошёл бензин… Мы бы остались здесь на ночёвку, но ровного места под палатку нет, и немного подсохнув, пошли дальше. Координаты «дровяной стоянки» N63°58,416′, E34°13,473′

Куча дров повлияла на выбор этого места

Куча дров повлияла на выбор этого места

Напротив небольшой островок Кода

Напротив небольшой островок Кода

Участок Онда.

Участок Онда.

На ночёвку встали на небольшом острове напротив посёлка Кочкома. Островок низменный, заболоченный. Дров немного, хороший интернет. С западной стороны песок и пни. Камней нет. Заходили на руках. Не скажу что хорошее место, но встать можно. север 64°02.720′, восток 34°15.795′. За второй день пройдено 98 км. и 2 шлюза… 10-й и 11-й.

Подходили на руках. Сплошные пни...

Подходили на руках. Сплошные пни…

Ночёвка у п. Кочкома

Ночёвка у п. Кочкома

Станция Кочкома. Спали под стук колёс

Станция Кочкома. Спали под стук колёс

∼ ♦ ∼

Сентябрь 1979 г. Заходим в 12 шлюз. На шлюзе торговля, в основном солёные грибы и рыба.
- Бабуль, а грибы то есть ещё? нам много надо… ведра 2-3 взяли бы.
- Как не быть, гриба эт год много. Только я в погреб не спущусь, сами набирайте.
Отпросились мы у командира, дескать пока вы во второй камере шлюзуетесь, мы успеем сбегать… и на камбуз за ведрами, а бабка во след:
- ..малированые берите, в такие не дам, закиснут.
Схватили мы «малированные», бежим за бабкой. Не погребок вовсе, приямок какой то. Творило узкое, свет едва пробивается. Нащупали бочку, сняли гнёт…
- Берите любые, гриб нынче хороший… сухой.
Черпаем мы жижу эту из бочки, а сами не знаем чего это… то ли грибы, то ли медузы солёные. А бабка сверху знай себе приговаривает:
- Полнее сынки набирайте, гриб нынче сухой, хороший.
Вылезли на свет, вроде грибы…рассчитались и бегом на шлюз. А пароход наш, того… ту-ту. 12 шлюз однокамерный оказался… подшутили так отцы командиры над нами. До 13-го километра четыре будет, и дорога как назло вдоль канала идёт. Теплоход идёт себе потихоньку по каналу, а мы бегом, да с ведрами, параллельно ему чешем. Пол команды на мостик тогда вышло, поугарать над нами. Позже не раз брали грибы у той бабки, да и сейчас погребок тот отыскал бы без труда. Только хозяйку вряд ли увижу, преклонных годов была…

∼ ♦ ∼

Подошли к 12 шлюзу. Надо же, надпись «БМС – показ ударных темпов и высокого качества работы!» сохранилась и поддерживаеться. Это один из лозунгов строителей канала. Правее шлюза Палокоргская ГЭС. 12-й даёт добро, заходим.

Надпись сохранилась

Надпись сохранилась

Палокоргская ГЭС

Палокоргская ГЭС

Шлюз №12

Шлюз №12

Между 12 и 13 шлюзом соединительный канал №181. Канал узкий, ширина судового хода здесь всего 36 метров. Расхождение и обгон запрещены. Справа по ходу та самая дорога, по которой бежали с ведрами… Подошли к шлюзу №13. Здесь у верхних ворот проходит автодорога, идущая на Палокоргскую ГЭС. Минут 10 ждем, пока отводят ферму моста. Шлюз даёт зелёный, заходим.

Канал №181

Канал №181

Здесь мы бежали с ведрами 35 лет назад

Здесь мы бежали с ведрами 35 лет назад

Шлюз №13 Отводят пролёт моста

Шлюз №13 Отводят пролёт моста

На выходе из 13 шлюза затопленная водонапорная башня. Раньше, до строительства ББК, здесь была большая деревня Кильбо, которая, как и ещё около 40 поселков, была затоплена водами канала. А башенка так и осталась торчать из воды в напоминании о бывшем поселке… и ещё ж/д станция в 2 км. отсюда с одноимённым названием – Кильбо.

У башенки своя история...

У башенки своя история…

Шлюз №14

Шлюз №14

15-й не принимает, ждём в межшлюзовом

15-й не принимает, ждём в межшлюзовом

Прошлюзовались в 14 шлюзе. Дальше нас тормознули на час. Пока болтались в межшлюзовом бьефе наблюдали интересную картину – участок между 14 и 15 шлюзом каким то образом переполнился, и вода стала уходить в основное русло р. Выг, протекающей в сотне метров отсюда. Получился такой временный водопадик, с высотой метров 5-7. Подходить близко к краю мы не решились, и наблюдали за происходящим метров с 20. Примерно через час нас позвал 15-й, и мы пошли дальше.

Переполнился участок между 14-15 шлюзом

Переполнился участок между 14-15 шлюзом

Получился водопадик метров 5-7

Получился водопадик метров 5-7

Ближе к урезу воды мы не пошли

Ближе к урезу воды мы не пошли

Прошли 15 шлюз. Дальше переход около 11 км. до 16-го. Шлюз №16 будет последним 2-х камерным на нашем пути. Остальные три шлюза – однокамерные.

DSCF1163

.

Идём по бывшему руслу р. Нижний Выг

Идём по бывшему руслу р. Нижний Выг

16-й даёт зелёный, заходим

16-й даёт зелёный, заходим

Шлюзы пошли однокамерные, расстояние между ними небольшие, и мы спускаемся по крутому северному склону к Белому морю. Прошли 17-й, за ним 18-й, и приближаемся к очередной достопримечательность канала – Шижненскому мосту.

Заходим в 17-й шлюз

Заходим в 17-й шлюз

Вышли из 18-го Впереди Шижненский мост

Вышли из 18-го Впереди Шижненский мост

Идём под Шижненский мост

Идём под Шижненский мост

 

- Шижненский мост -

 

Шижненский железнодорожный мост находится между 18 и 19 шлюзами канала. Это мост откатно-раскрывающейся системы, был введен в эксплуатацию в 1952 году. Подобных сооружений в мире единицы, а с учетом длины раскрывающегося пролёта, которая составляет 66(!) метров, он уникален. Когда мост разводится, то пролёт моста не поворачивается вокруг неподвижной оси, а перекатывается по специальным направляющим вдоль железнодорожных путей. Подобное движение совершает кресло-качалка. Противовес опускается вниз и почти «ложится» на пути.

Разводка моста

Разводка моста

Принцип работы Шижненского моста

Принцип работы Шижненского моста

Противовес практически ложиться на рельсы

Противовес практически ложиться на рельсы

Мост существовал задолго до строительства канала, но был обычным мостом. При строительстве же канала потребовалась его реконструкция, а точнее строительстве заново, что бы пропускать суда. Такая конструкция значительно упростила устройство опор моста при строительстве канала. В эфире Шижненский мост работает на 5-м канале, позывной «Мост».
Фотки отсюда — https://engineering-ru.livejournal.com/153365.html?style=mine

Механизм моста

Механизм моста

Поднятый пролёт моста

Поднятый пролёт моста

Гигантских размеров противовес

Гигантских размеров противовес

 

- Оформление выхода в море -

 

Прошли Шижненский мост, впереди причалы Беломорского порта… Здесь, перед 19 шлюзом, мы останавливаемся для оформления выхода в море. Оформляется оно у Капитана порта, и без его разрешения в 19 шлюз не пустят, таков порядок. Стенка Беломорского порта занята… кто с моря, кто в море, все оформляются здесь. «Сормовский-3″ и 2 яхты ждут разводку Шижненского моста, рядом наши попутчики на «Фениксе». Словом жизнь кипит. Нашли хорошее место у берега, между пирсом и разрушенным причалом маломерного флота и ткнулись носом в берег. Собрал все документы и пошёл к Капитану порта. Идти метров 150… одноэтажный домик с синей крышей (не путать с рядом стоящим 2-х этажным). Сдал судовые документы и получил 4 бланка на заполнение… на приход, на выход, и судовую роль в 2-х экземплярах. ГИМС здесь постоянно не находится, а приезжает только на освидетельствование. Парни с «Феникса» поделились сотовым инспектора. Позвонил… он пообещал подъехать к 16 часам.
Вскоре Капитан порта, сам, вышел на берег посмотреть на наше чудо судостроения.
- «Да… смелые вы ребята.»
Я стал рассказывать, что мы неплохо укомплектованы, что кроме стационарной морской, есть ещё и переносная, что пиротехники достаточно, чтобы осветить «полнеба» вокруг и это не первый наш выход в море. Что в случае непогоды на рожон не лезем и к морю относимся уважительно… а если и суждено будет сгинуть в пучине, то примем это как должное, и чести флота российского не опозорим.
Капитан порта ещё раз внимательно посмотрел на наш корабль, потом на нас, и сказал:
- «Ну я не знаю… если ГИМС подпишет, то я выпущу.»

Причалы Беломорского порта

Причалы Беломорского порта

Кто с моря, кому в море... оформляются тут

Кто с моря, кому в море… оформляются тут

Заказали 60 л. Расчёт по чеку плюс 200 р.

Заказали 60 л. Расчёт по чеку плюс 200 р.

Ждем ГИМС… Инспектор подъехал к 16 часам, как и обещал. Проверил две яхты, стоящие неподалёку, а нас похоже оставил «на закуску»… Дядька моих лет, дотошный, как и положено быть человеку в его должности, проверил все… Кроме того что в судовом, ещё и карты приливов, морские карты, компас, рации… и конечно пиротехнику. У нас всё было, единственно на фальшфейеры вышел срок годности. Был выписан небольшой штраф, и на обратной стороне заявления на выход появилась следующая запись: «Р42-34КЫ соответствует требованию правил пользования на водных объектах РФ». Бегу обратно к Капитану порта, отдаю заявление и получаю на судовой роли заветный штампик. Добро на выход получено, 19-й шлюз нас ждёт. Так к концу 12 дня путешествия решилось второе наше неизвестное.

Заявление на выход в море

Заявление на выход в море

Освидетельствование ГИМС

Освидетельствование ГИМС

На обратной стороне судовой роли

На обратной стороне судовой роли

Следует сказать, что сервис здесь налажен… мужики на Тойоте с кубовой емкостью подвозят солярку и воду и могут привезти бензин. Чтобы не заходить в Кемь на заправку, мы отдали 3 пустые канистры. Расчет потом по чеку, плюс 200 р. за доставку. Отдаём швартовы и идём в 19 шлюз. «Феникс» к тому времени тоже оформился, и нас шлюзуют вдвоём.

Заходим в 19-й  шлюз

Заходим в 19-й шлюз

19-й остался за кормой

19-й остался за кормой

"Феникс" побежал на Соловки

«Феникс» побежал на Соловки

Все, Беломорско-Балтийский канал пройден, мы вышли в Белое море.

Видео: Шлюзование.

 

часть 1 часть 2 часть 3