Ваттметр

 

Для контроля полученной электроэнергии от ветрогенератора и солнечных батарей установлен ваттметр PZEM-051. Прибор для альтернативщиков нужный, стоит не дорого и места много не занимает. Кроме количества выработанной электроэнергии измеряет напряжение, ток и мгновенную мощность. Работает с шунтами 50 и 100 ампер. Управление приборчиком осуществляется всего одной кнопкой расположенной на передней панели. Короткое нажатие – подсветка экрана вкл-выкл. Длинное нажатие до появления «SET» устанавливает аварийные пределы по напряжению, длинное нажатие до «Curr» – выбор шунта 50 или 100 ампер и сброс показаний счетчика ватт часов. Покупал ваттметр – здесь

Режим выбора шунта 50/100А

Режим выбора шунта 50/100А

Схема подключения ваттметра

Схема подключения ваттметра

Ваттметр PZEM-051

Ваттметр PZEM-051

 

- Ваттметр в Патриоте -

 

Так как вживление подобных приборчиков в эл.схему авто требует «отрыва» минуса от массы, круг задач определился сразу – контроль полученной электроэнергии от внешних источников. На деле все оказалось проще и сейчас ваттметр измеряет всё – токи заряд/разряд, закаченную в АКБ электроэнергию от генератора, ветряка и солнечных батарей.

22

1

21

1

Шикарный экран ваттметра

Шикарный экран ваттметра

Позже добавилась схема «реверса», а с ней и возможность видеть расход… за ночевку с Вебастой, например, или расход на сигнализацию и по нему судить об утечках в бортсети за время длительной стоянки. Реверс осуществляется при помощи переключателя 3П5Н в двух-аккумуляторном варианте, и 3П3Н при наличии одной АКБ.

Переключатель режимов ваттметра

Переключатель режимов ваттметра

Переключатель режимов ваттметра

Переключатель режимов ваттметра

Переключатель режимов ваттметра

Переключатель режимов ваттметра

Схемы подключения в одно и двух-аккумуляторном варианте ниже на фото. Шунты использованы ещё советского производства и свободно выдерживают стартерные токи при запуске.

Схема подключения ваттметра к бортсети с одним аккумуляторм

Схема подключения ваттметра к бортсети с одним аккумуляторм

Схема подключения ваттметра в 2-х аккумуляторном варианте бортсети.

Схема подключения ваттметра в 2-х аккумуляторном варианте бортсети.

Шунты 100 ампер 75 mv еще советского производства

Шунты 100 ампер 75 mv еще советского производства

Для блокировки шунтов на время пуска, установлен блок соленоидов от лебёдки «T-Max»с мощной контактной группой. Запитываются на время запуска, экономят 0,2-0,3 вольта на стартер и снимают перегрузку с самого ваттметра.

Блок соленоидов от лебёдки T-Max

Блок соленоидов от лебёдки T-Max

Соленоиды блокировки шунтов

Соленоиды блокировки шунтов

Контактная группа

Контактная группа

Сам ваттметр и переключатель режимов размещены над рычагами КПП и РК – видно хорошо и на солнце не бликует.

Монтаж ваттметра

Монтаж ваттметра

Монтаж ваттметра

Монтаж ваттметра

Ваттметр с включенной подсветкой экрана.

Ваттметр с включенной подсветкой экрана.

Дальше фото с показаниями ваттметра в различных режимах и видео кипячения чайника при заглушенном двигателе. На кипячение одной кружки воды израсходовано 38 ватт час или 3,2 а/ч электроэнергии. Видео – кипячение чайника

Зарядка от солнечных батарей на стоянке. Ток 2,65А, залито 17 втатт-час.

Зарядка от солнечных батарей на стоянке. Ток 2,65А, залито 17 втатт-час.

Работа электрочайника через инвертор  при заглушенном двигателе

Работа электрочайника через инвертор при заглушенном двигателе

Все выключено, открыты двери. Ток потребления - 0,81 ампера.

Все выключено, открыты двери. Ток потребления — 0,81 ампера.

В Патриоте ваттметр отработал полгода, показывал заряд/разряд и даже утечку электроэнергии на длительных стоянках. За 5 дней стоянки на набежало 115 ватт часов… что это: сработки сигнализации или просто утечки в электропроводке в сырую погоду, остается неизвестным – главное, что прибор фиксирует даже небольшие токи.

 

Продолжение следует

 

 

- Ваттметр в походе -

 

Для контроля зарядки АКБ в походах был приобретен второй ваттметр. Для зарядки на малых ветрах 2-3 м/с, а так же аккумуляторов с напряжением 12 и выше (ноутбук, р/ст Гранит, «перелив» из одного в другой и т.д.) установлен повышающий DC/DC с макс. током 3 ампера. Понижающий DC/DC со стабилизатором тока служит для зарядки Li-ion, LiFePo4, фото/видео и пр. Суть его – ограничивать зарядный ток вне зависимости от напряжения и степени заряженности АКБ.

Пасмурно. Ток солн. батарей 0,09 ампер

Пасмурно. Ток солн. батарей 0,09 ампер

Крепление на штативе

Крепление на штативе

Внешний вид походного зарядника

Внешний вид походного зарядника

Для исключения перезаряда установлено реле напряжения. Коммутация на обычных разъёмах 6,3 мм. позволяет

Вид со стороны монтажа

Вид со стороны монтажа

Вид спереди

Вид спереди

Разряд LiFePO4 10 а/ч током 6,2 ампера

Разряд LiFePO4 10 а/ч током 6,2 ампера

IMG_7088

фф

IMG_7075

ффф

10

фффф