- Что и зачем -
Походная электростанция напряжением 12-16 В, мощностью 0,5-1 кВт. предназначена для обеспечения электроэнергией:
1.Туристического лагеря (холодильник, освещение, быт. техника, эл. инструмент, зарядки и т.д)
2.ПВХ лодки для питания электромотора.
3.Автомобиля УАЗ Патриот для езды с отключенным генератором.
Состоит из источников тока, накопителя и потребителей.
Источники тока:
1. Генератор УАЗ Патриот
2. Солнечные панели 8х100Вт.
3. Ветряк 100 Вт.
4. Внешние 220 В Дом, работа, гостиница и пр.
Накопители:
1. Подкапотный в авто свинец 75 Ач 12В
2. Второй в авто 110 Ач.12В
3. Основной литий-железофосфат 180Ач 14,4В
4. Зимний литий-титанат 55Ач 16,2В
Всего, с учётом старости свинца — 400Ач
Потребители:
1. УАЗ Патриот (ЭБУ, вебасто в салоне, эбершпехер в моторном, огни, связь, навигация…)
2. Туристический лагерь (холодильник, освещение, бытовая техника, эл. инструмент, зарядки и т.д)
3. Лодочный эл. двигатель 54 Lbc, ток 55 А + ходовые огни, навигация, связь и т.д.
- Накопители -
Основным накопителем электростанции будет литий железо-фосфатный аккумулятор емкостью 180 Ач собранный по схеме 4S1P. Мин. напряжение одной банки 2,5 вольта. Напряжение конца заряда — 3,6 вольт. У всего аккумулятора получается 10 вольт и 14,4 вольта соответственно. Основным недостатком лифера является невозможность работы при отрицательных температурах. Точнее сказать разряжать можно при минусах, заряжать нет. Поэтому вторым аккумулятором будет всепогодный литий-титанат собранный по схеме 6S5P, напряжением 16,2 вольта и емкостью 55 Ач. На лодке зимой конечно не покатаешься, на УАЗе пригодится.
На Али и Тао представлен широкий ассортимент литий-титаната, например, но рисковать не стал, и взял две готовые сборки по 165 а.ч от китайских электробусов Microvast. Со слов производителя, Microvast Lithium Titanate, теряет всего 3% начальной емкости после 3000 циклов заряд-разряд. Для сравнения обычный свинцовый приходит в негодность после 300 циклов, а некоторые и раньше. Общий ресурс титаната – 20000 циклов. Если добавить низкое Rвн (0.00005 Ом) и бешеную длительную токоотдачу в 600А (1600А в течении минуты), плюс возможность быстрой зарядки токами в сотни ампер и низкий саморазряд… короче, денег своих он стоит. Брал две сборки у Николая из Архангельска, качество хорошее, нареканий нет.
Оригинальные сборки сделаны по схеме 1S15P при помощи точечной сварки и для получения нужного напряжения менял схему соединений на 6S5P. Напряжение конца заряда получилось 16,2 Вольта, емкость 55 Ач
Под капотом «Mutlu» 75 Ач, второй свинцовый — «Varta» 110 Ач в салоне под спальником, с вентиляцией через правое заднее крыло Патриота.
- Балансировка аккумуляторов -
Для балансировки используются мощные двухрежимные балансиры. Для лифера с установками 3,63 и 3,71 Вольта, титаната с установками 2,63 и 2,71 Вольта. Позже добавил активные балансиры на 4S для лифера, и 6S для титаната. Первые переводят излишки в тепло, вторые передают соседним банкам. Причем двухрежимные включаются в работу в конце зарядки, активные — постоянно перераспределяют заряд до равенства напряжений по банкам, вне зависимости от степени заряженности АКБ. Для альтернативщика вторые бесспорно лучше, получать электроэнергию от солнца и ветра и переводить её в тепло — стрёмно, лучше отдать нуждающимся банкам.
В пассивном балансире титаната применяется два уровня балансировки:
Первый уровень балансировки — момент срабатывания 2,63-2,65V, при достижении этого напряжения загорается зеленый светодиод, ток балансировки при этом составляет 200mA. Второй уровень балансировки — момент срабатывания 2,7-2,71V, загорается красный светодиод и ток вырастает до 700mA. При 2,75V ток достигает 1A. Максимально возможный кратковременный режим 2,8V и соответственно ток балансировки 1,25A. Двухрежимные балансиры имеют несравненно высокий ток балансировки, что при мощном ЗУ необходимо.
Для лифера. Данные балансиры подходят для LiFePO4 ячеек емкостью до 200Ah. Первый уровень балансировки – момент срабатывания возможно настроить в диапазоне от 3.4В до 3.7В, настраивается при помощи переменного резистора на плате. Максимальный ток первого уровня 750mA.
Второй уровень балансировки – фиксированный, момент срабатывания при достижении напряжения 3,67V – 3,69V. В момент срабатывания загорается красный светодиод. Ток балансировки на втором уровне составляет 1300mA.
По факту применил оба режима балансировки и пассивный и активный. По логике основная балансировка будет проходить в активном режиме на протяжении всего времени и только в конце зарядки включатся мощные, пассивные балансиры если в этом возникнет необходимость. Индикацию балансировки задублировал на передней панели РЩ двухцветными светодиодами и звуковой сигнализацией по каждой банке лифера и титаната. Добавлю, что активные балансиры будут наблюдать за аккумуляторами всё время и если по каким то причинам появиться разность напряжений на банках более 0,1 Вольта, балансиры включатся и устранят разбаланс. Пассивные конечно такого не смогут сделать.
- Контроль температуры -
Для контроля температуры в ответственных местах приобрел цифровой термометр и десяток датчиков. Термометр работает в диапазоне от -50С до +100С. В плане разместить датчики на аккумуляторах и сильноточных потребителях — ШИМ, электродвигатель, BMS и т.д. для контроля температуры. Термометр только измеряет температуру и отображает её на индикаторе. Для сигнализации выхода температуры за установленные пределы приобрел термореле W1401. Термореле имеет электромагнитное реле 12 Вольт и возможность устанавливать пределы температуры мин. и макс. при выходе за которые иметь сигнализацию в виде сирены например. Этот уже опробовал для принудительного охлаждения двигателя автомобиля при перегреве. Видео — термореле W1401
На литий железо-фосфат установил два датчика температуры на межбанковских перемычках, что позволит контролировать температуру всего аккумулятора. Литий-титанат — аккумулятор всепогодный, здесь один датчик для общего контроля температуры во время зарядки. Недавно «полыхнул» мощный балансир титаната и решил установить сюда датчик, непосредственно над балансирами. Гореть в надувастике совсем неохота.
Так же датчики смонтированы на плате ШИМ, коллекторе электродвигателя подвесного лодочного электромотора, ветрогенераторе и емкости охлаждающей жидкости нихромовой нагрузки.
- Нагрузка -
Для проведения контрольно-тренировочных циклов аккумуляторам, и проверки монтажа большими токами, решено изготовить нагрузку. Приобрел 5 метров нихрома Ф=3 мм. и всякие штуки для коммутации. Силовые переключатели 13П1Н неизвестного происхождеия, ваттметр, и пр. Ваттметр PZEM-051 работает в диапазоне 6,5-100 вольт, и для побаночного контроля лифера и титаната (2-4 вольта), пришлось добавить обычные стрелочные вольтметр и амперметр с шунтом 100 Ампер.
Переключатели 13П1Н довольно мощные, испытывал долговременно током 50 Ампер — практически не греются.
Нагрузка выполнена на куске стеклотекстолита толщиной 14 мм. Длинна одного зигзага нихрома 25 см. Что составляет 0,04 Ом. Решено сделать два независимых магазина сопротивлений и соединять их последовательно или параллельно, увеличив тем самым макс. ток нагрузки до 100 ампер.
Осталось смонтировать всё хозяйство и подобрать тазик для охлаждения нихрома. В качестве охлаждающей жидкости — обычная вода, после работы сливаю и выпариваю с болтов и гаек пол минуты не выключая, и ржавчина на болтах не образуется.
Позже сюда добавился реостат сопротивлением 0-30 Ом и переменный проволочный резистор на 100 Ом для небольших нагрузок и поиска точки максимальной мощности солнечных панелей.
Для проведения контрольно — тренировочных циклов добавлено реле напряжения с возможностью настройки пределов вкл/откл для аккумуляторов различной химиии и своим источником питания из 4 элементов 18650 LiFePO4. Реле там на 12 Вольт, и для побаночного КТЦ в диапазоне 1,7 — 2,4 Вольта необходим дополнительный источник для питания реле.
При достижении установленного значения напряжения аккумулятор отключается при помощи реле с максимальным током в 100 Ампер. Количество отданной аккумулятором энергии отображается на ваттметре в Ватт/часах.
Источником тока для питания реле напряжения служат литий железо фосфатные аккумуляторы ёмкостью 1700 мАч и напряжением 3,6 Вольта. Установлены в стандартные боксы 18650 с выключателем. Заряжаю стандартной зарядкой Liitokala с Алиэкспресс. Зарядка эта может много чего заряжать и во многом устаивает
- Коммутатор солнечных панелей -
Их два… Первый (входной) имеет 4 независимых канала по количеству групп солнечных панелей. Состоит из ваттметров для визуального контроля выработки групп СП и настройки угла наклона крыши на прямые солнечные лучи по максимальным показаниям в ваттах, тумблеров П2Т и идеальных диодов на микросхеме LTC4357. Коммутатор размещен на задней плоскости распредщита и имеет 4 разъёма ХТ-60 для подключения СП, четырёх ваттметров с макс. током 20 Ампер и четырёх идеальных диодов на FDB3632 с низким сопротивлением открытого канала 0,009 Ом и максимальным током 12 Ампер. Тумблер П2Т переключает выход СП на повышающий контроллер МПТ-7210А в случае низкой облачности и далее на второй коммутатор, либо сразу на мощный контроллер заряда если небо чистое и необходимости в повышении напряжения нет. Коммутация тумблером необходима для выбора оптимального режима зарядки… например левая полукрыша на прямом солнце и необходимости в повышении нет, правая в тени и тут лучше повышение. Сюда же можно подкючить блок питания 220/36 Вольт с током 27 Ампер для зарядки от сети 220 Вольт. Пройдя через МППТ контроллер зарядный ток аккумулятора в этом случае будет около 50 Ампер.
Для более полного использования солнечной энергии изготовил второй коммутатор СП. Принцип работы следующий: По мере заряда лифера солнечные панели будут переключатся на второй МППТ контроллер и заряжать титанат. Сигналом на переключение будут 2-х канальные мощные балансиры аккумуляторов. Сработка зеленого светодиода каждого балансира лифера будет переключать одну группу панелей на зарядку титаната. 4 балансира — 4 группы СП по 2 панели в каждой группе. Для уменьшение потерь схема выполнена на обычных реле с питание 3 вольта. При достижении полной зарядки основного аккумулятора все СП переключатся на зарядку дополнительного и «вернутся» назад при разряде первого.
Для наблюдения за работой балансиров у лифера верхнюю крышку можно поднять, у титаната высверленны овальные отверстия в крышке. Осталось покрасить и можно собирать.
- Стойка походной электростанции -
Стойка походной электростанции. Внизу лифер и титанат, наверху распредщит с возможностью наклона, что-бы не бликовал на солнце. Все хотелки не уместились на одной стороне, пришлось делать двухсторонний монтаж РЩ.
Для улучшения ремонтопригодности монтаж РЩ будет модульным. Это немного увеличит стоимость поделки, но упростит обслуживание и ремонт в походных условиях. Зависнуть на глухой таёжной реке совсем неохота.
Нужно было сразу проолифить фанеру РЩ, не додумался. Теперь вот предстоит разбор до нуля и пропитка с покраской.
Взялся разбирать. Красить всё равно надо, лучше сейчас когда ещё не всё смонтировал.
Ещё немного поделаю и разбирать для покраски. Фанера обычная строительная и увидев воду начнет надуватся и расслаиватся, тут лучше не тянуть с покраской.
Саму стойку уже проолифил и покрасил не дожидаясь проблем, теперь распредщит разбираю. Морока конечно, но что делать. Фанера обычная, стоительная, воду увидит и будет расслаиватся.
- Контроллер солнечных панелей Фотон 100-50 -
Летом поигрался с солнечными панелями. Результат порадовал. Утром на восходе солнца две панели последовательно, через контроллер, дают 10 ампер зарядки, к обеду до 12А. С учетом 8 панелей реально получить 40-45 Ампер в солнечный день, это уже ходовой ток без помощи АКБ, Важен прямой угол СП на солнце, поэтому крыша будет раздвижная, с возможностью позиционирования плоскостей панелей на прямые солнечные лучи.
- Контроллер солнечных панелей PowMr -
Заряжать одним контроллером аккумуляторы с разной химией и разным напряжением конца заряда (лифер 14,4 Вольта, титанат — 16,2 Вольта) немного хлопотно и на автомате не осуществимо, поэтому взял второй. В качестве второго приобретён солнечный контроллер «PowMr» с максимальным током 60 ампер. Брал здесь.
Перед включением разобрал посмотреть как и что. Собран качественно, серьёзных непропаев не обнаружено. Добавил датчик температуры на верхнюю часть радиатора/корпуса, кое где мазнул пастой для улучшения теплоотдачи и всё.
С термопастой производитель поскупился, помазал нашей КТП-8 для лучшего охлаждения. На передней панели РЩ места не нашлось, разместил сзади, рядом с повышающим контроллером МРТ-7210А.
- Контроллер солнечных панелей MPT-7210A -
Для получения зарядки при слабой солнечной активности и в пасмурную погоду, приобрел повышающий контроллер MPT-7210A. Серьёзных токов при этом не получить, но ампер 5-7 думаю будет при низкой облачности. Этот контроллер является повышающим и при недостаточной солнечной активности позволяет заряжать аккумуляторы небольшим током. Второе применение вижу в «переливе» электроэнергии из одного аккума в другой с одинаковыми напряжениями. Осталось сделать.
Основная сложность использования этого контроллера заключается в минимальном входном напряжении равном 12-15 Вольт ниже которого он просто не работает. В свою очередь выходное напряжение не может быть ниже входного, посему выход больше 16-20 вольт это уже лишнего для аккумуляторов. Решение здесь следующее — выход MPT-7210A будет подключен не на аккумуляторы непосредственно, а на вход мощных контролеров. Это позволит использовать свои контроллеры для лифера и титаната с предварительно установленными режимами зарядки (лифер — 14,4 Вольта, титанат — 16,2 В) Останется обеспечить переключение солнечные панели напрямую на Фотон и PowMr, либо на них же только через МРТ-7210А в пасмурную погоду и получать небольшой зарядный ток. Посмотрим, что из этого получится.
Клеммники МРТ-7210 показались не очень надежными для крепления 4 кв/мм., задублировал пайкой непосредственно в печать
Для контроля температуры во время зарядки, датчики разместил непосредственно на радиаторы контроллера. В качестве переключателя MPT-7210A использованы диоды Шоттки MBR60100PF. Выбор столь мощных диодов обусловлен низким падением напряжения при токах до 10 Ампер (не более 0,4-0,5 Вольта).
Планирую последовательное включение повышающего MPT-7210A и рабочих контроллеров PowMr для лифера и Фотон 100-50 для титаната. Выход MPT-7210A настраивать на 36-40 вольт (с учётом повышения это не сложно) как группа из двух солнечных панелей последовательно в точке максимальной мощности, и коммутировать по мере необходимости — солнечную сторону крыши подключать непосредственно на мощные контроллеры Фотон и PowMr, теневую на них же через повышающий MPT-7210A и развязкой на диодах Шоттки, без реле и прочей коммутации.
Всего приобрёл два контроллера MPT-7210A, возможно придется поставить оба, на каждую полукрышу свой. Всё будет зависеть от выработки СП в пасмурную погоду и эффективности такого способа зарядки.
- Блок питания 36 Вольт 27 Ампер -
Для зарядки от 220 Вольт, дома, не работе, в придорожной кафешке и лодочной станции приобрел мощный блок питания 220/36 Вольт с максимальным током 27 ампер. Сначала было хотел намотать понижающий трансик, подобрал железо на 630 Ватт, даже намоточный станочек соорудил для этого, но потом переиграл на фирменный с высокочастотным преобразованием. Намного легче по весу и в лодке возить необременительно.
Планирую использовать его и в автомобиле в ходу с использованием преобразователя 12/220 «Союз» мощностью 1200Вт установленного в левом заднем крыле Патриота. Так проще обеспечить зарядку во время движения УАЗа, чем поднимать напряжение штатного генератора до необходимых 16-17 Вольт. Напряжение 36 Вольт выбрано из расчета МППТ двух солнечных панелей включенных последовательно, соответственно зарядка будет идти через МППТ контроллеры Фотон 100-50 для титаната и PowMr для лифера, что позволит получить 50 Ампер зарядного тока с установленными напряжениями конца заряда (16,2 вольта для титаната и 14,4 Вольта для лифера) как от солнечных панелей.
Крепить на распредщит уже негде, пришлось изготовить съёмную секцию с креплением на РЩ вверху слева, что-бы не тёрлась о баллон лодки изнутри.
Для подключения БП изготовлен хвостик/переходник с ХТ-150 на 4 шт. ХТ-60. Зарядка пойдет через первый коммутатор СП где можно будет контролировать зарядный ток. Соответственно после зарядки лифера БП переключится на титанат, как при обычной зарядки от солнечных панелей.
- Боковая секция стойки -
Всё, что касаемо 220 Вольт решил разместить на съемной секции распредщита и использовать по необходимости. Навешивать и пользоваться или снимать совсем, если не нужно. Состоит из двух панелей передней и задней на которых размещено всё высоковольтное. Нигде в другом месте 220 Вольт не будет. Спереди мощный зарядник с питанием 220 Вольт и ваттметр для контроля процесса зарядки. Сзади небольшой инвертор 12/220 Вольт с контролем температуры и потребления по ваттметру. Это для питания мелочёвки — паяльник, зарядки гаджетов если нет низковольтного варианта и прочие мелочи. Фанерки пропитаны олифой и покрашены за два раза. Собираю.
Две плоскости стянуты четырьмя винтами М5 с мощным Т-образным профилем между ними. Профиль — 45х45 мм и толщиной 3 мм.
Осталось добавить провод заземления для безопасной работы.
Получилась такая штука. Спереди киловатный блок питания на 36 Вольт для зарядки аккумуляторов где есть 220, сзади инвертор 12/220 мощностью 200 Ватт для небольших потребителей. На обоих сторонах ваттметры и термодатчики для контроля.
Здесь первое включение боковой секции в режиме выработки 220 Вольт. Питание от аккумулятора шуруповёрта 14 Вольт 4 Ач. Нагрузка настольная лампа и паяльная станция на 220 Вольт. Ток потребления от аккумулятора 2,91 Ампер, мощность 36,6 Ватт. Думаю часа на полтора хватит паять такой ёмкости аккумулятора. В ближайшее время попробую зарядку от блока питания на передней части секции. Дополню.
- Крыша для крепления солнечных панелей -
Точнее сказать две полукрыши с возможностью установки плоскостей панелей на прямые солнечные лучи. Состоит из двух плоскостей размером 2400х1250 мм. для размещения солнечных панелей, восьми стоек изменяемой длинны для позиционирования плоскости на прямые солнечные лучи и кучки всяких шарниров и фитингов от лодочных тентов.
Тентовые наконечники показались не недёжными, заменил на дюралевые толщиной 5 мм. с берёзовыми накладками и кипячением в олифе.
Основа крепления крыши это стойки изменяемой длинны . Изготовлены из двух дюралевых труб диаметром 20 и 25 мм. с фиксацией переходниками ПНД 20х25 мм. Минимальная длинна стойки получилась 1050 мм., максимальная — 1820 мм., что позволяет устанавливать плоскость крыши под прямым углом на солнце и получать максимальную выработку вне зависимости от угла солнца над горизонтом.
8 стоек крыши изменяемой длинны. Труба 20 мм в трубу 25 мм с фиксацией переходниками ПНД. Минимальная длинна — 1050 мм., максимальная 1820 мм.
На местной мебельной фабрике нашлась фанера нестандартного размера 1220х2440мм, что упростило конструкцию крыши. Взял толщиной 9 мм. с распилом в размер. Здесь две полукрыши в разборе перед покраской. Получилось довольно компактно для транспортировки на багажнике. До винтиков разбирать конечно не стоит, так… деревяшки отдельно, трубки отдельно — уже компактно на багажнике получиться.
Застилать крыши фанерой не решился. Панели прилично греются в работе и уменьшают выработку, пусть охлаждаются естественным путём и снизу и сверху. Если появиться необходимость — застелю сотовым поликорбанатом.
От стандартных разъемов МС-4 отказался. Увеличил сечение до 6 мм/кв. и вывел непосредственно на клеммник под крышу. Так потерь меньше и проще контролировать выработку солнечных панелей тестером. К тому же появилась возможность быстро перекоммутировать количество панелей полседовательно/паралельно для получения максимальной выработки.
Шпация крыши на удачу совпала по ширине с усилениями на багажнике Патриота. В ходу конечно пользоваться не будешь, на стоянке в походном лагере можно, что бы в грязь и снег не ставить крышу. Осталось привязать крышу к багажнику с возможностью регулировки угла на солнце и обеспечить заход проводов в салон. Это теперь весной.
- Ветрогенератор -
Для обеспечения нагрузки для ветрогенератора приобрёл 20 шт. светодиодов мощностью 10 Ватт. Суть в следующем: обеспечить нагрузку ветрогенератора после отключения АКБ по окончанию зарядки. Два года отработало обычное реле напряжения с Алиэкспресс и вопросов не было. По мере увеличения напряжения к концу заряда до установленного значения (свинцовый аккумулятор 13,8-14,4 вольта), реле отключает АКБ и подключает противотуманку что бы ветряк не раскидал свои лопасти. С литием такой вариант не проходит. Контроллер Фотон 100-50 сам находит точку максимальной мощности (МППТ) ветряка в зависимости от скорости ветра. Это порядка 30-40 вольт, преобразует его в 14-15 вольт необходимых для зарядки.
Видео работы реле напряжения.
Задача соединить несколько светодиодов последовательно для получения максимальной нагрузки в районе 50 вольт, и не дать возможности раскручиваться ветряку при отключении аккумулятора по окончании зарядки.
Информация и график светодиодов отсюда — https://mysku.ru/blog/aliexpress/64713.html
В плане разместить 3 группы светодиодов по 6 шт. последовательно на заднем подшипниковом щите ветряка, который будет выполнять функции радиатора. Мощности 180 вт. думаю хватит для торможения при хорошем ветре.
Разместил в три ряда по 6 шт. в ряду и четыре светика в запас. Вывел отдельно 3 фазы на переключатель звезда-треугольник. Переключатель на трёх реле с управлением тумблером с распредщита.
Переключатель звезда — треугольник собран на трёх реле с управлением с распредщита тумблером. В дальнейшем буду пробовать переключать на автомате… при увеличении скорости ветра и достижении установленного напряжения будет происходить переключение обмоток генератора со звезды в треугольник. Основой переключателя будет реле напряжения с Алиэкспресс. Надеюсь это позволит поднять выработку ветряка и увеличит ток зарядки АКБ. Пока переключать вручную.
Для крепления ветряка на Патриоте изготовлен мощный кронштейн за багажник и кронштейн запаски на двери задка. В багажник правда не попадёшь обычным способом, зато аккумулятор зарядить без проблем.
- Коммутатор УАЗ источник — УАЗ потребитель -
Суть понятна из названия… Необходимость такого устройства связанна с правильным отображением информации на ваттметрах РЩ. Там два ваттметра — один на приход в аккумуляторы, другой на расход из них. Правильность показаний важна для определения состояния аккумуляторов для их дальнейшего использования в лодке или ночёвки под Вебасто а так-же наблюдать как заряжаются (или разряжаются) аккумуляторы во время движения УАЗа и сколько ещё нужно помолотить на ХХ что бы зарядить до полняка, переставить на лодку и свалить на рыбалку. В процессе обдумывания родилось три схемы:
1. Перетык разъёма — завёл двигатель и переткнул (тогда источник), заглушил и переткнул (в этом случае — потребитель)
2. На мощных диодах (у двигателя стартёр есть) с низким падением напряжения, тут без ручного перетыка но с падением на диодах VS-150EBU04.
3. С диодами и реле, с управлением от датчика давления масла. Завёлся двигатель, поднялось давление — реле переключило бортсеть на зарядный шунт, отключив от разрядного. Заглушил — дорога только через разрядный шунт и показания на ваттметрах достоверные. Сколько залили в аккумы и сколько взяли от них за пробег в Ватт/часах, после деления грубо на 12 получим в Ампер/часах, что более понятно.
Позже, когда от прямой зарядки от генератора УАЗа отказался и перешел на зарядку через инвертор 12/220 и мощный блок питания, схема потеряла свою актуальность и сейчас монтирую только разрядную часть. Расход то-же знать необходимо, тем более собираю сейчас многофункциональный зарядник для всякой мелочёвки и знать сколько и куда ушло то-же неплохо.