Полуостров этот назван по нашей карте Рыбачьим.
Название это удержано потому, что мореплаватели давно
уже привыкли видеть его на картах, и перемена могла бы
произвести только бесполезную путаницу в названиях.
♦ Литке Федор Петрович 1823г. ♦
Как и многие мы были на Рыбачьем, и были не раз. Казалось, объехав его почти весь, добираясь до самых дальних и труднодоступных его уголков, мы хорошо его изучили и что-то новое вряд ли увидим. Но всё же не отпускала нас земля Кольская, не отпускал край суровой природы, край гостеприимных людей. Ехать на сам полуостров на автомобиле было уже не интересно и мы решились обойти его морем вокруг, пройти по тем местам, куда невозможно добраться по суше.
- Подготовка -
Плавсредство, которым мы располагали на то время, было совсем непригодно для столь рискового мероприятия и мы начали с лодки. Выбор пал на Титан-460 компании “Посейдон”. Лодочка приличных размеров, мореходная, и самое главное вместительная. Максимальная мощность двигателя для неё 40 л.с., но мы ограничиваемся Меркурием-30, что оказалось вполне достаточным. Да и ворочать в одни руки 55 кг проще, чем 75. Подробно как готовили лодку – здесь
Важной частью подготовки были разрешительные документы, связанные с выходом в море и посещением погранзоны, и мы обратились с этой просьбой к Алексею, известному на Мурманском рыболовном форуме как Volhv. Алексей не отказал и все необходимое было готово к запланированному времени, то есть к началу июля. Следует отметить, что форум этот действительно является настоящим кладезем информации для тех кому интересен Кольский в смысле отдыха и туризма. Словом, настольной книгой для нас стала МППСС-72, а настольным сайтом – Мурманский рыболовный форум.
В марте учился на кафедре морского судовождения Самарского Речного техникума, так как “МП” не было. Обучение частное, посему документов никаких. Дальше получение разрешения на сдачу экзамена экстерном, а это только за подписью начальника ГИМС… в апреле экзамен и после майских получаю новые права с открытой категорией “МП”.
Июнь обкатка движка и устранение недоделок, июль – готовность номер один. Причем эта часть подготовки проходила как правило в хорошей компании и совмещалась с различными приятностями в виде шашлыкинга и прочего.
Обкатывали часов пять на малых оборотах и столько же на средних. После чего замена масла в редукторе и ещё пару часов на смеси 1:50. Максимальная скорость «с одним» и штатным винтом в 13″ получилась 43 км/ч… неплохо.
Открытым остался техосмотр. Дело в том, что с июля 2012 года ТО приостановлено и пройти его даже при большом желании невозможно, но штампик нужен… Вопрос решился сам собой: в начале июля ТО восстановили, и мы снова везём лодочку на стоянку, теперь уже для прохождения освидетельствования, очередной раз отодвигая время старта. Записываемся на ТО, успешно проходим, и к середине июля имеем в судовом билете необходимую отметку.
- В путь -
Из Самары выехали в понедельник 22 июля, и хотя ехали не быстро (80-90 км/ч), уже 24-го к обеду были в Мурманске. Остановок делали мало, дорога хорошая, участок по Р5 неплохо отремонтирован, а кусочек грейдера длиной в 30км. в районе Лоухов закатан в асфальт. Единственно немного тормознули на выходе из Вологды… но это мелочи.
Постоянно сменяя друг друга за рулём, отмотали 2700 км. за два с половиной дня. Нас гнала хорошая погода, которая стояла в те дни на Кольском. Правда, на подъезде к Мурманску немного заплутались, но Алексей вскоре нашёл нас.
- Мурманск -
Алексей подъехал быстро, вручил папку с документами, проконсультировал что необходимо сделать для оформления выхода. Последняя фраза была приблизительно такой: “Если с вами что-нибудь случится на маршруте, не отчаивайтесь и не паникуйте, я смогу к вам приехать”. И пусть после этих слов мы перестали чувствовать себя первооткрывателями этих земель, и поход наш не стал казаться нам столь героическим, но слова те дорогого стоили.
Хоть сами совсем не рыбаки, но быть в местах известных своей легендарной рыбалкой и не поймать на пару порций ухи, было бы непростительно. Ещё в Самаре покупаем моток лески и катушку, но этого недостаточно и мы едем в ближайший рыболовный магазин. Алексей консультирует нас в многообразии рыболовного ассортимента, выбирает необходимые снасти и провожает нас до нового моста – сам на разворот, а мы налево на мост.
- Лиинахамари -
Проверка пропусков и вопрос о цели визита. Не скрываем – на борту лодка, планируем пройти морем вокруг полуострова Рыбачий от Лиинахамари до Ура – губы. Километров шесть по живописной дороге меж сопок и мы въезжаем в поселок.
Созваниваемся с Александром ”Морские рыбалки”, определяемся с местом стоянки машины. Теперь самое важное – официальное оформление нашего перехода. Идем на погранзаставу, объясняем дежурному, отдаем документы.
- Подойдите минут через 30, начальник решает, что с вами делать.
Выслушав мой монолог о цели визита, о том, что у нас достаточно средств связи, что бы докладывать о местоположении, а биоресурсы Мурманской области нам интересны лишь в виде нескольких порций ухи, начальник заставы сказал:
- Мы выпускаем вас, но так как полярный день двое суток как кончился, выпускаем на условии, что с 22-00 вечера до 6-00 утра вы будете на берегу. Оформляйтесь у дежурного.
У дежурного разом приняли уведомления на весь переход, выдали бланк с указанием номеров телефонов и каналов связи и проконсультировали что и как говорить при радиообмене. Выгружаем всё с машины, скидываем сверху канистры и едем в Заполярный…еще копии уведомлений надо сделать. На удачу в местном магазинчике нашёлся ксерокс.
Фраза «Триста 92-го» не вызвала удивления у оператора АЗС, лишь скопилась небольшая очередь, но автолюбители с пониманием отнеслись к нашим потребностям.
- На Рыбачий?
- Угу. Морем… вокруг.
- Удачи.
Продукты на время перехода закуплены ещё в Самаре и мы покупаем лишь хлеб и пиво и летим обратно. Сдаём копии уведомлений, осматриваем поселок, делаем немного фоток. К удивлению, посёлок не оставил тягостного впечатления, как брошенные гарнизоны Рыбачьего… Город жил, к вечеру на улицах появилась молодёжь, мамочки выгуливали своё счастье в разноцветных колясках, слышен был детский смех. Посёлок жил, люди влюблялись, рожали детей и, наверное, ничто не может остановить этого. Прилично устав за этот день, мы просто вырубаемся в пустой машине, рядом с разноцветной кучей нашего хозяйства. Завтра у нас важный день, завтра мы выходим в море!
Намаявшись за вчерашний день, мы явно проспали. Грузим лодку, моторчик и часть бензина. Сильно не укладываем, слип не далеко, проще лишний раз смотаться. Супруга остается на берегу, я еду за второй партией, а потом за третьей. Через полтора часа, разноцветная куча нашего хозяйства аккуратно сложена у воды, Патриот – рядом. Это была первая ошибка… вода стремительно идёт на подъем и через пару часов от нашего автомобиля осталась бы только торчащая антенна. Часть кидаем обратно в машину, но всё понятно не влезает, и мы короткими перебежками спасаем самое ценное, перемещая его вверх по склону.
УАЗ уже по ступицы, пониженная не помогает, и тяжелый внедорожник вязнет в мокрой гальке… лебедка, снятая накануне отъезда, мирно покоилась на полке в гараже. Канистры с бензином выбрасываем из авто, теперь уже в воду, следом упаковку с лодкой, сейчас важно спасти машину. Патриот, лишившись трех сотен кг, с трудом, но вылезает на бугор. Ловим разбредающиеся по гавани канистры и вытягиваем утонувшую упаковку, Переодеваемся во всё сухое, и начинаем собирать лодку.
Время около 8 утра. Подходят пограничники, проверяют документы, права, талон регистрации и, видя, лодку лежащую блинчиком на гальке спрашивают:
- Это вы заявлены на 6 утра?
- Да, говорю.
- Если в течение 4 часов от заявленного времени не успеете выйти, то вам необходимо будет подать новое уведомление, таков порядок.
Пограничники ушли, а мы с ещё большим усердием стали готовить наш корабль к выходу. Мы явно не успевали. Чуть позже переуведомляемся на одиннадцать, что дает право на выход до 15-00…, должны успеть. Около полудня подходит уже другой наряд. Короткий диалог, осмотр лодки на наличие запрещённых рыболовных снастей, проверка документов, и уже через час, мы докладываем дежурному по заставе о своей готовности и просим добро на выход в море…
- Добро. Вы, куда сейчас идете?
- Идём до мыса Немецкий, до мыса Немецкий (дублируя важные фразы, как в стародавние времена при плохой связи) и там первая ночёвочка. Обязательно доложимся вам о стоянке по связи.
- Принял, добро.
Видео: Лиинахамари, выход в море.