Несмотря на свою небольшую протяженность (67 км), Онежский канал входит в десятку крупных каналов России, хотя и находится в ней на предпоследнем месте. Впереди такие «монстры» как Волго-Донской (101 км), Ладожский (117 км) и Северо-Двинский (127 км). Замыкает этот рейтинг Белозёрский обводной канал, который уступает Онежскому всего 200 метров (66,8 км.). Ну а возглавляет, конечно же, Беломорско-Балтийский – равных которому нет и вряд ли будет.
- Онежский обводный канал -
Вошли в канал. Ширина метров 30-40, глубины 2,2-3,5 м. Первые 10-15 км берега в основном заболоченные, и мест для высадки очень мало. Несмотря на загрузку и неудачную «переднюю центровку» мы все же глиссируем, что не может не радовать – на 17-м километре канала понтон, и будут ли его разводить ночью неизвестно, посему идем без остановок.
С первых же метров канал удивил красно-коричневым цветом воды и запахом прелой древесины. Ну а берега как на фото – ткнуться носом можно, но поставить палатку и развести костер не реально. Вокруг сплошные болота.
Онежский относится к категории так называемых обводных каналов. Новых водных путей они не открывают, а лишь дублируют крупные озера для прохода малых судов и плотов. Из известных это Ладожский, Онежский и Белозерский. Все они входят в состав Волго-Балтийского водного пути. Ниже сами каналы и зоны действия береговых УКВ станций.
Отсюда еще слышно «Вытегра-Радио»: „ветер 11-13, в порывах до 17 м/с, волна 2,0-2,5 метра“. На озере шторм, а у нас тут тихо и спокойно. Онежское озеро справа и до него ещё далеко, около 3 км. По мере нашего продвижения оно будет приближаться, и вскоре мы его услышим, а потом и увидим. Прошли протоку в озеро Великое – берега становятся выше, появился хвойный лес, а с ним и места, пригодные для ночевки. До Палтогского понтона отсюда полчаса ходу.
- Палтогский перевоз -
На 17 км. канала расположена деревня Палтога, образованная в 2001 г. в результате слияния нескольких деревень: Акулово, Казаково, Кузнецово, Семеново, Яшково и др. Здесь движение по каналу перекрыто разводным понтоном.
Слева в понтоне есть проход для маломерных, и в попытке пройти без разводки мы направились туда. Пока тыкались и спорили «пройдем-не пройдем» появился сначала котик, а позже и сам смотритель: – «Не пройдете, сейчас я открою».
Опустил шлагбаум на левой стороне, неспешно перешел на противоположный берег и перекрыл дорогу там. После чего поднял аппарели, дернул какие то рычажки, и понтон начал медленно отходить от правого берега, освобождая проход по каналу. Небольшое видео – Палтогский перевоз или «пройдём – не пройдём»
Со слов смотрителя, километров через пять канал вплотную подойдет к озеру, и мы увидим «Онего-Батюшко» во всей красе – это будут Черные Пески. Там же будут песчаные берега с хорошим подходом, где можно встать на ночевку.
- Черные Пески -
Онежский канал строился в два этапа: с 1818 по 1820 построен участок от Вытегры до Черных Песков протяженностью 20 км, и спустя 25 лет началось строительство второй его части – от Черных Песков до Вознесенской пристани, которое продолжалось еще 7 лет. До строительства второй очереди в Черных Песках был выход в озеро и пристань. Позже выход был засыпан, пристань убрали и канал продолжили до впадения в озеро р. Свирь в районе п. Вознесение. В 1876 г. здесь был открыт первый водомерный пост на Онежском озере, и через некоторое время такие посты появились у Повенца и мыса Бесов Нос. Сегодня Черные Пески совсем неприметное место, и ничто не напоминает о его былой активности. Разве что сосновый бор «Черные Пески» включен в список памятников природы и теперь относится к ООПТ.
Черные Пески немного проскочили, а когда поняли, что это то самое место – развернулись и стали искать место на ночлег. Берега действительно песчаные и с дровами вопросов не будет, но штормовой ветер на узком перешейке между озером и каналом не радовал, и мы пошли дальше. Пока кружили, сняли видео – Черные Пески
- Мегрское озеро -
Дальнейшие события развивались не самым лучшим образом, и мы не раз вспомним те песчаные стоянки с изобилием дров и твердой почвой у Черных Песков… Через 20 мин. берега исчезли, а с ними и растительность, которая прикрывала нас от ветра. Здесь канал пересекает Мегрское озеро с низкими болотистыми берегами и глубинами 1-2 метра. Ниже на фото озера Мегрское, Кобылье и Чагозеро. Ночью тут не сложно заблудиться. Видео – Мегрское озеро
Волны не было, но штормовой ветер буквально сдувал нас, и у Сарина Носа ему это удалось. Тут я лопухнулся, отошел от правой кромки метров на 15 и налетел на подводную каменную гряду, ограничивающую судовой ход слева. Шли на глиссировании, движок хорошо подкинуло, и пока разбирались что и как, нас сдуло с судового хода в Мегрское озеро.
Якорь не держал, весла помогали мало… заводили двигатель и снова налетали на камни. Около двух часов мы пытались перелезть обратно в канал, но безуспешно, пока не одев забродники буквально на руках не перенесли кораблик через гряду. Запасной винт хоть и близко, но менять не стали – уже прилично стемнело, ветер только усиливался, и нужно было скорее уйти с открытого места. До ближайшей суши 3 км, и практически в полной темноте поползли дальше. По понятным причинам фоток не делали – ниже подробная реконструкция тех событий на картплоттере и космоснимке.
Пройдя около 4 км. благополучно высадились на первом попавшемся берегу в районе озера Игумново. Час провозились с шатром, а потом с палаткой, пытаясь хоть как то их закрепить на штормовом ветре, но вскоре пошел дождь, и это занятие пришлось бросить. Зацепили кое-как за ветки шатер, залезли внутрь и ближе к полуночи типа уснули.
- Пережидаем непогоду -
Место, которое вчера было выбрано практически на ощупь, утром оказалось совсем неплохим. Высокий берег, ровная площадка под палатки и густой лес с обилием дров и грибов. Впереди канал, за ним узкий перешеек метров пять, и «Онего-Батюшко» все ещё в крутом нраве. Сзади полсотни метров редкого леса и все те же бескрайние болота.
Утром ветер немного стих, через час шатер с палаткой внутри уже стоял, и вскоре над ним появился дымок. Дровяную печь в этот раз взяли, и её присутствие оказалось очень кстати. Видео обустроенного лагеря – стоянка
Первым делом замена винта и осмотр корпуса редуктора. Приложились о камни раза 3-4, и кроме винта возможно чего-нибудь ещё. Корпус целый, масляных пятен на воде нет… лишь немного побитая шпора и покоцаный винт. «Чего-нибудь ещё» обнаружилось после снятия винта – при вращении хвостовик описывал окружность 20-25 мм. Вал погнут.
Все экзотические планы на продолжение маршрута, как то… пройти канал, выйти в озеро и восточным берегом идти до Муромского и Бесова с дозаправкой в Шальском, были забыты. С погнутым валом нам светили два варианта: обратно каналом к машинам – это 50 км, либо пройти канал, развернуться и к машинам – тут грубо 110.
Через день ветер немного стих, и в канале появилась активность. Сначала местные рыбаки, в основном на «Казанках», а позже пошли теплоходы. Утром прошел РТ-326, чуть позже пробежал бункеровщик. Видео – теплоход в канале
Связь была… и МТС и Мегафон. Причем второй давал нам веселый 3G до 0,9 мб/с, и с получением свежих прогнозов проблем не было. К тому же «Вознесенье-Радио» на 11-м канале методично надиктовывал путевую и прогноз точно по расписанию. Принимали на J-антенну, до Вознесенья отсюда 22 км. Видео – прогноз и путевая информация.
Со слов смотрителя понтона грибов в этом году много – «…остановитесь у любого бора и наберете сколько надо». Тут смешанный лес и в основном сыроежки с мухоморами. Чуть дальше нашли несколько подберёзовиков и два белых.
На обед грибной суп, чай с шиповником, а на десерт брусника.
К концу второго дня погода стала налаживаться. Ветер стих, дождь прекратился, и к вечеру появилось солнце. Правда заметно похолодало – в ночь обещают +3°С и заморозки на почве. Назавтра Вингуру, Гисметео и GRIB демонстрируют редкое единодушие в прогнозах – ветер 1-2 м/с, солнце и нулевую облачность. Потом снова – в порывах 11-13 м/с.
Этот единственный погожий день решили использовать – идем на Вознесенье, проходим оставшуюся часть канала и на Вытегру к машинам. По ходу контролируем редуктор на нагрев и сальник на течь и «масляные пятна». Если нормально – возвращаемся Онежским озером, если нет – пойдем каналом. Сегодня ужин и спать, всё остальное завтра.