Есть месяц отпуска, есть автомобиль на ходу и лодка почти. Мы снова собираемся на Север, который не отпускает уже многие годы. Штормовать и промокать совсем неохота и куда конкретно не знаем сами. Едем до Вологодской развязки, смотрим погоду и определимся окончательно – Вытегра или Архангельск, Онежское или Белое.
- Подготовка -
Несмотря на погнутый гребной вал прошлогоднее путешествие по Онежскому каналу закончилось удачно. Пройдя около 120 км. мы благополучно добрались до Вытегры своим ходом. Дома разобрал редуктор – шестерни и механизм реверса целые, масло чистое. Опытный токарь замерил твердость, удивился такому везению и даже не взялся разгибать. 55HRC – сломаю обязательно. Оригинальный вал был заказан у надежных людей но ждать пришлось 3 месяца. Новый вал, новое масло и мы снова на ходу.
∼ ♦ ∼
В прошлом году, после неудачного подхода к о.Мудьюгский, аккумулятор начал «закисать». Выдернули сразу, но солёной воды похоже втянул. Заряжается нормально, стартер крутит весело, но появился саморазряд – за месяц отстоя аккум теряет половину емкости. Т.к. «свинец» в походе не лучший вариант, взял «литий». Литий-железо-фосфат (LiFeP04) на сегодня пожалуй лучший из семейства литиевых, в сравнении с литий-ионными (Li-ion) и литий полимерными (Li-pol) – большая удельная емкость, низкий саморазряд, менее склонны к самовозгоранию при перезаряде и механических повреждениях. Недостаток – «лифер» нельзя заряжать при минусовых температурах. Разряжать можно – заряжать нет. Аккумулятор способный полноценно заряжаться на морозе это литий-титанат (LpTO). Напряжение одного элемента у титаната самое низкое из литиевых – 2,4В (лифер 3,2В, липоль 3,7В) и для получения нужных 12-14 необходимо 5-6 баток, но неоспоримое преимущество «минусовой» зарядки взяло верх.
На Али и Тао представлен широкий ассортимент литий-титаната, например, тут, но рисковать не стал, и взял две готовые сборки по 165 а.ч от китайских электробусов Microvast. Со слов производителя, Microvast Lithium Titanate, теряет всего 3% начальной емкости после 3000 циклов заряд-разряд. Для сравнения обычный свинцовый приходит в негодность после 300 циклов, а некоторые и раньше. Общий ресурс титаната – 20000 циклов. Если добавить низкое Rвн (0.00005 Ом) и бешеную длительную токоотдачу в 600А (1600А в течении минуты), плюс возможность быстрой зарядки токами в сотни ампер и низкий саморазряд… Короче, денег своих он стоит и владельцам лебедок и пр. силовых потребителей есть над чем задуматься.
Пришли 100% заряженные, разброс 2,69-2,71v по пакетам. После 2-х месяцев отлёжки стало 2,66-2,69. то есть саморазряд практически нулевой. Внутри элементы соединены при помощи точечной сварки и свободно разделяются обычным скальпелем. Получилось 30 пакетов по 11 а.ч. и соотв два варианта соединений: 5 блоков по 6 пакетов параллельно в каждом (12,5 вольт), и 6 блоков по 5 в параллель (15 вольт).
Пробовал оба варианта соединений. При 5s6p зарядный ток от генератора 100-110 ампер и посаженный титанат автомобильный генератор воспринимает почти как КЗ. Титанату ничего не будет от такого тока, за генератор страхово. Переделал на 6s5p – стало лучше. Сразу 60-70А и плавное снижение тока по мере заряда. Так и оставил – 6 блоков последовательно, в каждом по 5 пакетов в параллель. Получился аккумулятор емкостью 55ah и напряжением 14,4v. Время полной зарядки на Патриоте – час-полтора.
Соединение пакетов по схеме 6s5p, с напряжением 15-16 вольт, позволяет заряжать обычные 12В акб прямым подключением, то есть «самотёком». На фото зарядка литий-железо-фосфата током 15А и подкапотного «свинца» током 4,5А непосредственно в прикуриватель. Зимой оптимально параллелить свинец и титанат на постоянку и иметь надежный пуск в любые морозы. За несколько минут работы генератора титанат восстановиться и будет неспешно переливать свои ампер-часы подкапотному после остановки двигателя. При необходимости 2-3 метра соединительных проводов ограничат зарядный ток.
Все 30 пакетов стянуты шестью шпильками М6, межбаночные соединения из алюминиевой полосы 5 мм. с клеммами для подключения BMS. Для использовании в качестве пускового поставил обмеднённые болты М10 – подтаскиваем, накидываем клеммы и запускаем. На воде под электромотором точных замеров пока не проводил. Думаю на на 10-12 км. этой емкости хватит. Ну и конечно гермомешок из традиционного желтого ПВХ на 2-3 закрутки и ручкой для переноски. Вес 12 кг.
Протестировал титанат на Патриоте: В режиме все включено ток потребления от АКБ при остановленном двигателе 50-55 ампер – печка, дальний, подогрев и т.д. Через час напряжение понизилось до 1,8v на банку и разряд остановил. После чего весёлая прокрутка двигателя с просадкой по приборке до 10v и суровые 90 ампер зарядного тока от штатного генератора после запуска.
На трёх фото ниже разряд титаната по времени с уменьшение напряжения и тока. Судя по ваттмету отдано 99, 231 и 414 вт.ч. Результат порадовал – почти час титанат разряжался током 50 ампер, после чего в лёгкую запустил остывший двигатель. По примерным прикидкам 55 ампер часов «литий-титаната» эквивалентны 120-150 ah «свинца».
∼ ♦ ∼
Закончил монтаж амперметра и ваттметра. Теперь появилась возможность контролировать все силовые токи автомобиля, плюс ток зарядки АКБ на стоянке и в ходу. Всё хозяйство разместилось над рычагами КПП и РК – видно хорошо и внимание не отвлекает. При необходимости можно включить подсветку. В подробностях как делалось тут – Амперметр и Ваттметр
Ниже на фото: идёт зарядка от солнечных батарей – ток 2,65А, в АКБ «залито» 17 вт.ч или 1,2 а.ч емкости; Ток потребления эл. чайника 51 ампер. Всего на кипячение израсходовано 3,2 а.ч. Видео – кипячение чайника
∼ ♦ ∼
Сетки на задних стёклах хорошее место для хранения вещей ближнего доступа. Всего испробовано три варианта их обустройства: Верёвочные со временем отвисают, резинки лучше, но перестают быть таковыми на морозе, а на солнце быстро приходят в негодность. Вариант с мощными 14 мм. пружинами от советского эспандера оказался самый то. Кусок сетки от гамака, ПВХ ткань и люверсы. Внизу алюминиевая полоса 15х2,5мм. на ребро.
Недавняя поездка в Мезень похоже долго будет напоминать о себе. Пару раз чистили салон на мойках, но рыжая мезенская пыль снова появлялась неведомо откуда. Пришлось вскрывать полости кузова, снимать сидения и конкретно пылесосить. После чистки салона и монтажа оконных сеток спальник стал выглядеть так.
∼ ♦ ∼
Появились первые симптомы увядающего бензонасоса – слабая перекачка. Заморачиваться заменой насоса не стал и махнул целиком модуль, не забыв конечно врезаться топливоприёмником для нужд Вебасто и Эбершпахера. Насос заурчал, ток потребления возрос до 5,2 ампер вместо 4,3 с прежним, и уровень в правом баке стал подниматься чуть ли не на глазах. До кучи заглянул под левое кресло и поменял потрескавшийся шланг к адсорберу.
∼ ♦ ∼
Погрузку упростили – наверх только мачты и 6 канистр плашмя с минимумом подвязок и креплений, остальное вовнутрь. Салон получился под крышу, но расход упал и вместо обычных до 16-17 с «горой на багажнике» получилось 14 литров на сотню.