в Нарьян-Мар по Печоре часть 1

 

- Маршрут -

 

Маршрут строго на Север: Самара-Киров-Сыктывкар-Ухта, стапелиться в Усть-Цильме, либо в Ижме. Второй вариант стапеля увеличивал водную часть на 200 км. и позже от него отказались. 1000 км. по воде за полторы недели это много. Получится очередная гонка, чего совсем не хотелось. Основное направление река Печора и заполярный Нарян-Мар, посему внедорожья не планировали. Но на деле получилось немного иначе…

Маршрут

Маршрут

За месяц до выезда, когда всё утряслось и поездка уже приняла статус неизбежной, разместили приглашение в предстоящее путешествие на форуме УАЗ Патриот, в несколько необычной форме.

Меняю три недели июля плюс небольшая доплата на путешествие по Коми и НАО. На условиях:
1. Удобства во дворе
2. Кухня на костре
3. Ночевки в машинах/палатках, окна с видом на тундру или тайгу.
По суше: Самара – Сыктывкар – Усть-Цильма (сборка лодки), прибл 4-4,5 ткм.
По воде: Усть-Цильма – Пустозерск – Нарьян-мар, прибл 800 км. на круг.
Туда неспешный сплав 5-6 суток. Осмотр достопримечательностей, отдых, рыбалка. В Нарян-Маре экскурсия по городу, заправка… и топить против течения 2 суток с редкими остановками. Кому интересен такой обмен-присоединяйтесь. Идем вдвоем с супругой, Патриот бензин, ПВХ 460+30 л/с, тоже бензин.

Приглашение в путешествие по Коми и НАО

Приглашение в путешествие по Коми и НАО

Река Печора фото https://www.morflot.ru/

Река Печора фото https://www.morflot.ru/

Синим сухопутный маршрут

Синим сухопутный маршрут

 

- В путь -

 

Прогноз по Коми не радовал. Собирать корабль, грузиться и выходить под проливным дождем не хотелось, и мы немного удлинили сухопутную часть маршрута – идем через Пермь, в надежде попасть в Коми через Гайны, и скоротать 2-3 дня пока погода в Усть-Цильме не наладится. В Пермском крае есть что посмотреть, но основное направление Нарьян-Мар, и распыляться не стали. Отметили несколько интересных мест для посещения, покидали хозяйство в машину и покатились.

Прогноз погоды в Усть-Цильме

Прогноз погоды в Усть-Цильме

Сухопутный маршрут

Сухопутный маршрут

Канистры наверх, остальное в салон.

Канистры наверх, остальное в салон.

ВЭС «Тюпкильды» – второй по величине ветропарк России и состоит из четырёх ветроагрегатов немецкой фирмы Hanseatische. Мощностью каждой установки 550 кВт. Это одно из самых «продуваемых» мест в Башкирии, среднегодовая скорость ветра тут превышает 6 м/с. Открыт в 2001 году. Наш ветрячок «немного» послабее, но хватает )))

ВЭС «Тюпкильды» в Башкирии

ВЭС «Тюпкильды» в Башкирии

4 ветряка по 550 квт каждый

4 ветряка по 550 квт каждый

Наш послабее, но хватает.

Наш «немного» послабее, но хватает.

На ночевку встали под г. Оса Пермского края а утром продолжили маршрут. Выкидывать хозяйство из машины хлопотно и спали в палатке. Все согласно ТУ: «во дворе», «на костре» и прекрасными видами из окон.

На ночевку встали под г. Оса

На ночевку встали под г. Оса

Первая ночевка

Первая ночевка

Первая ночевка

Первая ночевка

Поворот на Суксун и вскоре первая достопримечательность – подвесной мост в Сасыково. Соединяет два берега реки Сылва и два небольших населённых пункта – Сасыково и Пепельши. Длина моста около 130 метров.

Поворот на Суксун

Поворот на Суксун

Подвесной мост в через Сылву

Подвесной мост в через Сылву

Подвесной мост в через Сылву

Подвесной мост в через Сылву

Будто гигантский исполин игрался с тросом и завязал на нем «восьмерку». При движении пешехода мост прилично раскачивается и не каждый решается пройти по нему.

Подвесной мост в через Сылву

Подвесной мост в через Сылву

Суровый узел

Суровый узел

Подвесной мост в через Сылву

Подвесной мост в через Сылву

На правом берегу Сылвы, непосредственно у моста, ещё одна достопримечательность – водопад Плакун. Это самый крупный водопад в Пермском крае, с высоты 7 метров ежесекундно падает около 20 литров воды.

На машине вокруг моста 22 км.

На машине вокруг моста 22 км.

Местный магазинчик "Плакун"

Местный магазинчик «Плакун»

Указатель к водопаду.

Указатель к водопаду.

К водопаду можно добраться пройдя по мосту, либо объехать на машине через Суксун 22 км. Мы прошли по мосту пешком, вернулись, и что бы закрепить успех, отправились ещё и на машине.

Карта-схема и куча запретов

Карта-схема и куча запретов

Отсюда виден подвесной мост

Отсюда виден подвесной мост

Автомобильный мост через Сылву

Автомобильный мост через Сылву

Патриота оставили наверху, пешком спустились к водопаду, пофоткали, набрали чистой воды и отправились дальше.

Патриота оставили наверху

Патриота оставили наверху

Водопад "Плакун"

Водопад «Плакун»

Воду можно пить без кипячения

Воду можно пить без кипячения

Следующая достопримечательность – «Кладбище паровозов». Интернет дает две дороги: Первая от автомобильного моста через Сылву по ж/д путям мимо Базы запаса. И вторая – от Осинцево через Киселево вдоль р. Лек. Мы здесь, у Осинцево и заряжаемся по грунтовке вдоль речки. Передний кардан только не забыть поставить.

Две дороги к паровозам.

Две дороги к паровозам.

Едем через Осинцево

Едем через Осинцево

Ставлю передний кардан.

Ставлю передний кардан.

За месяц до выезда взбунтовались подшипники: Первым засвистел генератор, за ним подшипник опоры вискомуфты, и дальняковский ЗИП облегчился ещё на одну железяку – переднюю крышку ГБЦ. Кожух виски снимать надоело, и пару недель ездил без него в ожидании развала подшипника помпы или ГУРа – обошлось.

Пару недель ездил без кожуха виски.

Пару недель ездил без кожуха виски.

Передний карданчик с собой.

Передний карданчик с собой.

Замена передней крышки ГБЦ

Замена передней крышки ГБЦ

За неделю до старта завыл выжимной, а с ним и весь комплект сцепления пошел под замену. Менял ночью, передний забыл поставить, потом некогда… Перед выездом навернул 8 болтиков с гаечками, укутал кардан в тряпицу, и кинул в багажник – приспичит поставим на месте. При монтаже КПП потянул резьбу верхнего болта крепления РЦС и вскоре это нам аукнется.

Замена сцепления и выжимного

Замена сцепления и выжимного

Замена сцепления и выжимного

Замена сцепления и выжимного

Новый пыльник на рычаг КПП

Новый пыльник на рычаг КПП

Дорога не айс… слева обрывистый берег р. Лек и кувыркнуться несложно, справа крутая гора. Прошли около 1 км, и когда уже должны показаться паровозы, дорогу преградил метровый бруствер. Перепрыгнуть никак, в лучшем случае повиснуть на баках. Цель рукотворной преграды понятна – разворовывание паровозов на металл процветает и бруствер хоть как то защитит спонтанный музей от металистов. Фото не снимали, небольшое видео в начальной части пути, дальше было веселее. Пардон за ненармотив, без него мы бы этого не проехали ))). Видео.

Едем к паровозам вдоль р. Лек

Едем к паровозам вдоль р. Лек

Мост через р. Сылва

Мост через р. Сылва

.

.

Возвращаемся к мосту, встречаем двух молодых людей на Патриоте, и узнаем, что есть третья дорога по берегу Сылвы. Прикидываем свои временные возможности и отказываемся от посещения «паровозов». Нам ещё до Березников топить верст 300 и отдохнуть бы неплохо. Назавтра запланирована, пожалуй, самая интересная достопримечательность в Пермской части маршрута. Возможно мы ещё вернемся сюда, но уже без лодки – джиповать на перегруженном Патриоте с забитым под крышу салоном как то не очень. Идем на Березники.

Восточный Обход

Восточный Обход

.

.

Соликамский тракт

Соликамский тракт

Дорога здесь хорошая. Восточный Обход переходит в Соликамский тракт, дальше мост через Чусовую и через пару часов мы заселяемся на второй этаж небольшого домика с названием Мотел. Пусть «Мотел», нам без разницы, лишь бы без комаров и горизонтально в полный рост. Кстати теплый душ и ужин в тот день то-же не помешали. Мониторим погоду и обсуждаем детали завтрашнего мероприятия. После обеда дождь посему выходим на рассвете.

р. Чусовая

р. Чусовая

Березники, вторая ночевка

Березники, вторая ночевка

Березники, вторая ночевка

Березники, вторая ночевка

∼ ♦ ∼

Конец 60-х. Советский Союз – мировой лидер в области космонавтики, Куйбышевский завод «Прогресс» (в прошлом завод №1) серийно производит легендарную королевскую «семерку», на станцию Мирная КБШ ж/д подают спецвагоны для транспортировки изделия. Адресата два – «север» и «юг»… Плесецк и Байконур.
Супруга ещё дошкольница и на постоянный вопрос: «Когда папа приедет с командировки?» моя будущая тёща неизменно отвечает: Как скажут по новостям «Осуществлен запуск космического корабля», сразу и приедет. На «первом» свой авиаотряд, взлетная полоса, и доставка прямым бортом – дело нескольких часов. У маленькой Ларисы свой повод для гордости за «такого папу» – всех укладывают после «Спокойной ночи малыши», её на час позже, после информационной программы «Время». Во дворовой песочнице все об этом знают и завидуют не по-детски.
Тесть в теме… 40 лет в ЦСКБ, десятки командировок на пуски и поиски и гордость за дело, которому посвятил свою жизнь. Даже сейчас, спустя полвека, за праздничным столом на День Космонавтики, обязательно затянет кем-то переделанную под мотив «на пыльных тропинках…».

«Пусть завтра с перепоя не слушаются ноги, ракета полетела – налей ещё стакан,
Мы кончили работу и нам пора в дорогу, пускай теперь охрипнет товарищ Левитан.
Я верю, друзья, что пройдет много лет, и мир позабудет про наши труды,
Но в виде обломков различных ракет, останутся наши следы»

Тесть в теме, давно и плотно. Ниже фотографии из альбома тестя.

Виден след волочения парашютом

Виден след волочения парашютом

.

.

Байконур. Стартовый стол.

Байконур. Стартовый стол.

Поисковый вездеход

Поисковый вездеход

Отработали двигатели мягкой посадки

Отработали двигатели мягкой посадки

.

.

18 марта 1965 г. с космодрома Байконур стартует космический корабль «Восход-2″. Командир корабля Павел Иванович Беляев, второй пилот – Алексей Архипович Леонов. Позывной «Алмазы». В программе выход в открытый космос. Полет не задался сразу: проблема с возвращением космонавта обратно в корабль, разгерметизация после отстыковки шлюзовой камеры, перекачка кислородом и 7 часов полета, как на пороховой бочке. На спуске отказ телеметрии, лишний виток и ручная посадка. Всего за сутки полёта произошло семь аварий.
«Восход-2» был первым аппаратом, оборудованным системой мягкой посадки. В нижней части выдвигался чувствительный щуп (датчик земли), который приводил в действие двигатели торможения при непосредственном касании о землю. Т.к. садились на верхушки деревьев, касание щупа об ветки могло привести к трагическим последствиям. Повезло, 3-х тонный спускаемый аппарат, прошел между стволов двух деревьев, не зацепив датчиком ветки. После приземления люк оказался прижатым стволом дерева, и космонавты долго раскачивали корабль, чтобы его открыть. Вышли, за бортом – 25º , глубина снега больше метра. Включили радиомаяк для вертолетов поисковой группы, на КВ передали азбукой Морзе сочетание букв «ВН» – все нормально. Земля считала экипаж погибшим, когда пришло сообщение, что они сели в тайге, живы и здоровы.
Из числа местных жителей, лесников и лесорубов в срочном порядке были сформированы поисковые группы для прочесывания леса. Нашла “Алмазов” вертушка геологов по ярко красному куполу парашюта. Космонавтам сбрасывали теплые вещи: меховые куртки, шапки, перчатки. Спускали на тросе термосы с чаем, еду, сигареты. Позже к ним пробился на лыжах местный лесоруб, принес буханку черного хлеба и сала. К вечеру около экипажа собралось 22 человека спасателей из разных ведомств. Быстро поставили небольшой сруб и спали уже в тепле. Через день в лесу были вырублены две посадочные площадки. На первую, в 9 км. от места посадки, приземлился вертолет Ми-4. К нему на лыжах пришли космонавты и спасатели. Ми-4 перебросил экипаж к следующей площадке, где их ждал Ми-6. Вечером следующего дня космонавты были на Байконуре. Космический корабль «Восход-2» приземлился 19 марта 1965 г в 12 часов 2 минуты в 80 км от города Березники Пермской области, в глухой заснеженной тайге вдали от населённых пунктов.

∼ ♦ ∼

Мы едем туда, на место посадки космического корабля «Восход-2″, где более полувека назад происходили эти события.

Маршрут к месту посадки космического корабля "Восход-2"

Маршрут к месту посадки космического корабля «Восход-2″

 

часть 0 часть 1 часть 2 часть 3