Морем вокруг п-ва Рыбачий часть 2

 

- губа Печенга -

 

Устье реки Печенги лежит к W в 4 милях от губы Малой Волоковой.
По уверению нашего лоцмана, глубина в ней достаточная и для больших судов,
но нет ни одного закрытого с моря места. Последнее кажется мне, однакоже,
сомнительным. Ветер дул весьма свежо; чтобы не упасть под ветер, несли мы
все паруса, какие только без опасности для стеньг возможно было,но со всем тем
не могли обогнуть западной оконечности залива и несколькораз для этого
должны были поворачивать. Наконец, в третьем часу пополудни
вышли благополучно в океан.
♦ Литке Федор Петрович 1823г. ♦

 

Лиинахамари

Лиинахамари

На малом ходу выходим из Девкиной заводи, и уже через пару часов губа Печенга и Баренцево море. Море встретило нас приветливо. Солнце, ветер – 3- 5 мс, волна не более полуметра… о лучшей погоде мы и не мечтали. Основным режимом движения мы выбрали водоизмещающий – скорость -5-10 км, малое волнообразование и соответственно небольшой расход топлива, а самое главное – мы никуда не торопимся и спокойно осматриваем красоты.

Режимы движения:
1. Водоизмещающий – обороты не более 1000 в мин. Скорость 5-10 км/ч. Волнообразование и расход топлива небольшие. Преимущества: разговариваем между собой без надрыва, принимаем звонки, хорошо слышим рацию… и самое главное неспешно осматриваем красоты ну и конечно фото-видео съёмка на ходу. Недостатки: лодка перегружена и уже при волне 0,7-1 метр нас прилично заливает через нос. На этом режиме прошли прибл. 60-70% маршрута.
2. Переходной – обороты 1000-3000 в мин. Скорость 15-20 км/ч. Огромное волнообразование и соответственно большой расход топлива. Использовали как необходимость при большой волне и встречном ветре… в основном на участке мыс. Немецкий – Скорбеевка — Зубовская губа. Высоко поднятый нос, постоянно открытый транцевый кингстон для слива попавшей воды. О фото-видео съёмке в это время не думалось.
3. Глиссирование — обороты более 4 тыс. Скорость 25-35 км/ч. В этом режиме пройдено не более 20% пути, в основном прятались от непогоды… как, например от о.Аникиева до м. Сергеева, и в Кутовой в районе о. Кувшин удирали от грозы.
С Лиинахамари вышли с водоизмещением около 800 кг. из которых – бензина 300 л. Лодка Титан-460, Меркурии 30 л.с. 10 дюймовый винт был, наверное, правильным выбором. При такой загрузке мы за 20-30 сек. выходили на глиссирование. Максимальная скорость была 26-27 км/ч. На финише в Ура-губе разгонялись уже до 32-33 км/ч (минус 200-250кг топлива и пр.)

От мыса Крикун идем напрямую до Земляного, а там между малым и большим Кийским до мыса Немецкий. Уже от Кийских островов хорошо виден Вайдагубский маяк

за кормой мыс Земляной

за кормой мыс Земляной

остров большой Кийский

остров большой Кийский

остров малый Кийский

остров малый Кийский

 

- мыс Немецкий -

 

От него берег понижается опять и довольно стремительно, к NW
оконечности полуострова.Немецким наволоком называемой, от
которой загибается к S и SSO . к большой Волоковой губе. Когда
мы миновали этот мыс, открылся нам низменный, рифом окруженный
Кий-остров, тот самый, который мы видели с гор перешейка, а вскоре
потом и утес на этом последнем, где мы поставили гурий.
♦ Литке Федор Петрович 1823г. ♦

Обогнув мыс Немецкий, и выйдя на северную сторону полуострова, погода резко меняется. Встречный ветер, волна до метра, и сделав несколько фото мы спешим спрятаться в Вайда губу.
Подготовка: При выборе направления движения вкруг полуостровов сначала мы решили руководствоваться ветрами на момент осуществления перехода, то бишь стартовать с подветренной стороны полуострова, а там как получиться. Но позже, собирая информацию о течениях Баренцева моря в непосредственной близости к берегам Рыбачьего, приняли решение идти только по часовой стрелке, то есть от мыса Немецкий к мысу Цыпнаволок, и никак не иначе. Тому виной Нордкапская ветка тёплого течения Гольфстрим, которая и создаёт все погодные катаклизмы в этом регионе. Во-первых, обойдя мыс Немецкий, нас будет сносить течением по направлению маршрута, и второе, может быть более важное — при отказе двигателя нас не унесёт в открытое море, а наоборот – будет прижимать к полуострову. Оба этих обстоятельства нас вполне устраивали.

 

- губа Вайда -

 

Вайда губа

Вайда губа

Вайда губа – место, запланированное нами для первой ночевки. Время около 15 часов дня и мы ищем место для отдыха. В северной части губы гуляет приличный накат, и мы уходим вглубь, где за небольшими безымянными островками относительно тихо. Но здесь нас ждёт разочарование. Эхолот показывает 1,5-0,5 метра, а это значит, что через пару часов здесь будет чавкающее болото с множеством огромных камней и неприятным запахом сероводорода, так как вода стремительно идёт на убыль. Около часа уходит на поиск подхода к берегу, но всё безрезультатно. Появляются первые осушенные островки, и что бы не остаться здесь посреди губы на ночь, мы спешим уйти в море. Двигатель то и дело глохнет… стебли подводной растительности диаметром до 20 мм. туго наматываются на винт и срезать их даже хорошим ножом непросто. Пару раз налетаем на камни, движок слетает с защелки, но винт к счастью цел. Что бы уменьшить осадку последние метры до открытой воды идём рядом с лодкой с поднятым движком. До Скорбеевской губы примерно с час ходу, и мы принимаем решение, идти туда на ночёвку. Погода портиться… северо-восточный ветер, волна около метра в левую скулу, нас прилично заливает через рубочку. Производительности транцевого кингстона не хватает, и я оттопыриваю его клапан чем-то попавшимся под руку. Главное не забыть освободить его, если встанет движок, … хотя если встанет движок, нам будет уже не до клапана.

Идем на 16 канале 156,8мгц

антенны РЛС

антенны РЛС

Губа Вайда

Губа Вайда

 

- губа Скорбеевская -

 

В 5 милях за Зубовой губою возвышается у самого берега отрубистая
Скарабеевская пахта, а в 5 1/2 милях далее весьма приметный, высокий,
черного цвета мыс Кекурский, коего весь хребет состоит из больших
уступов, от вершины до самой воды простирающихся. Он есть
севернейший полуострова пункт и лежит на широте 69°58′.
♦ Литке Федор Петрович 1823г. ♦

 

Скорбеевская губа

Скорбеевская губа

Губа Скорбеевская открыта для северных ветров, с моря идёт метровый накат, и мы, заправившись под прямым углом, пытаемся подойти к берегу. Те, казалось бы, безобидные в открытом море волны, здесь вздыбившись на мелководье, принимали устрашающий, вид и первым же гребнем нас просто выбрасывает на берег, сильно ударяя перегруженной носовой частью о камни. Последующие волны просто перекатываются через нас, оставляя всё больше и больше воды внутри. Прилично груженая лодка просто не успевает всплывать на крутых волнах, и мы прыгаем в ледяную воду, что бы как-то облегчить ей участь.
Это было вопреки здравому смыслу, это противоречило инстинкту самосохранения… Мы, стоя по некоторые места в ледяной воде, вцепившись в леера скрюченными от холода руками, стояли в ожидании ”девятого вала”, чтобы столкнуть наш изрядно потяжелевший кораблик и снова уйти в море. Ждать, однако, пришлось недолго… Очередная волна, вздыбившись на мелководье, накрыла нашего Меркурия с головой и, спокойно перемахнув через транец, стала хозяйничать внутри, унося с собой очередную порцию того, что плохо лежало. Проплыли пару пачек Явы, за ней силиконовый шланг для дозаправки на ходу и что-то еще. Жальче всего было суповые пакетики, для нас они покидали лодку не в виде разноцветных квадратиков, а в виде полных тарелок горячего дымящегося супа, которых нам так не хватало в тот момент … дело в том, что мы так ничего и не ели со вчерашнего вечера.
… лодка чуть качнулась и оторвалась от грунта. Этого было достаточно, чтобы сдвинуть её. Супруга в прыжке горной лани лихо влетела внутрь (давно я не видел от неё такой прыти), я же остался наслаждаться ледяными водами Баренцева моря в собственных штанах, разворачивая лодочку носом на волну. С первого раза уйти в море не удалось, нас опять прибило к берегу, теперь уже бортом – это было совсем плохо. Нет, мы не боялись сгинуть в пучине здесь, в холодных водах Баренцева моря. Лодочка большая, моторчик вполне приличной мощности, и для этого должно произойти нечто неординарное. Но сама мысль о том, что мы можем потерять лодку по причине пробоины и сойти с маршрута в первый же день, с маршрута, подготовке к которому было отдано столько сил, не давала покоя. То ли накат с севера немного поубавился, то ли владыка тех мест Посейдон, видя наше бедственное положение, сжалился над нами, словом, вскоре нам удалось отойти от берега.
Лодка, оказавшись на свободной воде, приняла приличный дифферент на нос, и я с трудом вскарабкался через транец. Внутри всё было печально: на сланях около 20 см воды, намокшая одежда и обувь, залитый всклень аккумуляторный ящик. Не хватало ещё полыхнуть от короткого замыкания, и мы обесточиваем борт, скидывая клемму с аккумулятора. С этого момента все наши перемещения внутри лодки были плавными и осторожными. Длина кокпита у «Титана-460» порядка 3,3м, а ширина почти метр, и шутить с таким количеством свободной поверхности воды внутри лодки было нельзя, в любой момент мог возникнуть опасный крен, плюс накат с моря никто не отменял… (30дм.х10дм.х 0,2дм = 600 литров) плюс ещё и подсланевые воды, образованные надувным килем — литров 100-150. Итого: выйдя с Лиинахамари весом прибл. 800кг. здесь, в Скорбеевской губе, мы уже имели около полутора тонн водоизмещения. Тогда мы ещё не знали, заведётся ли неоднократно залитый моторчик, попала ли вода в бензобак, а самое главное – целое ли днище и надувной киль. Было часов 7 вечера, вода неумолимо шла на подъем, и ближайшие 3-4 часа нас бы просто колотило о камни.
Для улучшения мореходных качеств, и создания в носовой части килеватости типа ”глубокое V” в лодках семейства Титан имеется надувной киль. Второй его задачей, является прижатие фанерного пайола к баллонам снизу, что увеличивает грузоподъемность до полутора тонн. Давление в нём согласно инструкции приличное – 0,35 кг/см. (в баллонах для сравнения – 0,25) и при давлении в киле ниже 0,3 кг/см. эксплуатация лодки запрещается. Надувной киль при такой загрузке можно проконтролировать лишь, засунув руку в полукруглый вырез в кормовой слани, предназначенный для доступа к транцевому кингстону, и пощупать его кончик. И первое, что я и сделал — это сунул туда руку по локоть в воду. Киль был под давлением, киль был цел. Но целостность киля совсем не говорила о целостности самого днища. Объем баллонов у Титана около 2-х кубометров, и даже если днище в хлам, она все равно не утонет,… но радости в этом было как-то мало.
Говорить об отчерпывании воды в тот момент не приходилось. Её было настолько много, что достаточно было создать дифферент на корму, и она в большей своей части сама уйдёт через транец, а остатки слить на ходу через кормовой кингстон, если, конечно, заведётся двигатель и его мощности хватит для образования за транцем пустоты.
…Мерк, пару раз чихнул на подсосе, но всё же завёлся. Помалу добавляем обороты, аккуратно дифферентуемся на корму. Вода, переливаясь через транец, быстро покидала наш кораблик. Это продолжалось всего пару минут, после чего добавляем обороты, открываем транцевый кингстон и начинаем нарезать круги в непосредственной близости от берега, сливая оставшуюся сотню — другую литров. На это ушло около получаса. Убедившись, что вода больше не поступает, накинули клемму. К счастью, электроника не пострадала, всё “электричество” находилось, скажем так, на второй палубе, и мы успели опустить клапан тента.
… навигатор поймал спутники, по-прежнему слышим мощные передатчики двух “восходов”- это “Восход Кильдин западный” и “Восход Цыпнаволок”, запрашивающие проходящие суда. Изредка на шумах пробивается “Мурманск-трафик”, разруливающий Кольский залив. Похоже, что мы отделались лишь испугом. Потери: подмокшее курево, смытая волной небольшая часть продуктов и вещей, утонувший в собственном ящике аккумулятор. Самая серьёзная потеря — это фотик. Супруга успела его подхватить, но солёной водички он всё же принял: щёлкал исправно, но фотки делал засвеченными; похоже, вода попала вовнутрь. Закрыли кингстон, сделали ещё пару контрольных кругов по Скорбеевской губе. И убедившись, что под сланями по-прежнему сухо, пошли на выход из губы в поисках места для ночёвки. Время — около 8 вечера, и в течение 4 часов мы обязаны были доложить дежурному Лиинахамари о своей стоянке.
Мокрые и замерзшие, мы покидали Скорбеевскую губу, которая встретила нас так неприветливо. Покидали со смешанным чувством, возможно, нам нужно было там остаться, поставить палатку и переночевать. Но, во-первых, мы не знали, каким вернётся сюда море с приливом, возможно ещё более суровым, и тогда неизбежно выгружать всё из лодки и тащить её подальше от берега. И, во-вторых, Скорбеевская губа – место, хорошо обитаемое джиперской братией, и плывуна по берегу нет совсем, соответственно сушиться нечем.
А пока: Баренцево море, справа — на почтительном расстоянии полуостров Рыбачий, гора Май, плавно уходящая в воду, образуя одноименный мыс…

 

- мыс Майнаволок -

 

Мыс Майнаволок

Мыс Майнаволок

Мыс Майнаволок ничего хорошего нам не сулил: всё те же отвесные скалы, все те же волны, разбивающиеся о них. Подходить близко к вертикальным скалам было опасно. Во-первых, там нечего было делать т.к. высадиться невозможно, и во — вторых, как предупреждал нас Снежногорец, отражённые волны, складывались и вычитались с приходящими, создавая непонятную толчею, выруливать в которой было непросто. Узкие пляжики в 10-20 метров шириной, покрытые мелкими камешками, могли послужить нам пристанищем, но подходы к ним с моря были закрыты огромными камнями, пройти меж которых даже при небольшом волнении было делом рисковым, практически невозможным.Качнул бак — литров 5, не больше… Шланг, предназначенный для перелива из канистр, остался плавать в Скорбеевке, воронка при таком волнении поможет лишь наполовину. В том смысле, что пол — канистры окажется на сланях. Решение пришло быстро – гофрошланг от лодочного насоса. Выкручиваем, подсасываем, переливаем. Все 20 литров уместились в баке. Значит и вправду – оставалось не более пяти. Растёт напряжение бортсети, почти 17 вольт.
Подготовка: Меркурий брали без электрозапуска и, соответственно, без возможности зарядки аккумулятора. Выводы с генераторных катушек магнето были, и решили ограничиться лишь монтажом диодного моста и не заморачиваться со стабилизатором. Генератор слабенький, всего 6-7 ампер максимум, и главное было не допускать холостого хода. Аккумулятор же являлся серьезным буфером и не позволял генератору закидывать напругу. Похоже, после погружения окислились клеммы, пошевелил чутка – 12,6, нормально. На всякий случай включили клотик, случай чего ампер – другой возьмёт на себя и не позволит “гене” запалить дорогую электронику.
В остальном вроде все нормально…Время около 9 вечера, режим движения – переходный, пусть не совсем экономичный, но не позволяющий заливать себя при встречном ветре, и мы, огибая мыс Майнаволок, заходим в Зубовскую губу.

 

- губа Зубовская -

 

От мыса Лавышева берег, простирающийся к WNW становится опять
выше и отрубистее, не образуя почти никаких углублений до самой
губы Зубовой, небольшой и мелкой, где за двумя малыми островками
есть становище для ладей, но не для мореходных судов. Мы прошли
мимо колонии Зубовской, разбросанной на островах того же имени.
В бинокль можно было рассмотреть вдали только две или три шкуны,
да несколько ел, промышлявших при выходе из залива. За ними
серели какие-то неопределенные очертания и холмы…
♦ Литке Федор Петрович 1823г. ♦

 

Зубовская губа

Зубовская губа

Я хорошо помню Зубовскую губу по прошлому году, помню дорогу, идущую вдоль её побережья, помню берега, богатые плывуном. Здесь можно будет развести костер, отогреться и высушить вещи. Завтра вечером здесь должен пройти Антон с командой покорителей мыса Цыпнаволок, но это будет только завтра…Как и Скорбеевская, она полностью открыта для ветров северного направления, соответственно не приятный накат гуляет и там. Единственная наша надежда – это Зубовские острова, за которые можно будет спрятаться. Их в губе два – Большой и Малый.Остров Малый Зубовский был в плане нашего посещения. Остров совсем небольшой: всего 400 на 500 метров, имеющий в средней части крошечный залив в виде буквы ”П”, прикрытый от ветров с трёх сторон, а с четвёртой, со стороны входа — самим мысом Майнаволок. Именно туда, в эту букву “П” мы и вошли, в надежде найти там пристанище на ближайшие сутки. Ступив на спасительный берег, мокрые и замерзшие, мы радовались тому, что приключения первого дня похоже заканчиваются. Выгрузку оставили на завтра. С лодки берем только необходимое для обустройства лагеря, продукты, мокрые вещи и немного бензина для розжига плывуна. Надежно растягиваем лодочку на два швартова, готовим ужин. Отзвонились дежурному в Лиинахамари, что в губе Вайда, месте определённом как первая ночёвка, встать не смогли из-за приличного ветра, и прошли чуть дальше, до Зубовской губы, где сейчас и находимся.

Немного про связь…
МТС – пропала на подъезде к Лиинахамари. В море появилась в районе м. Немецкий и то, похоже, Норвежский роуминг. Дальше по маршруту МТС не появлялся, и в Зубовке телефон выключили.
Мегафон — в море надёжно от Лиинахамари до мыса Шарапов. Дальше с перебоями, но чем ближе к берегу, тем связь хуже… стоит чуть уйти подальше в море – связь отличная. В Зубовской губе на удивление 80% “палок”. По всему маршруту шли на Мегафоне.

Standard Horizont GX3000E

Морской диапазон 16 канал 156,8 мгц. - При оформлении выхода, получили информацию о телефонах, позывных и каналах связи по которым необходимо докладывать о своём местонахождении. Связывались постоянно по два раза в день утром и вечером независимо выходим мы в море, или остаёмся на берегу.Корреспонденты на 16 канале постоянно, в основном похоже военные… Лиинахамари, Земляной, Немецкий, выйдя на северную часть полуострова хорошо слышим мощные передатчики “Восход-Цыпнаволок” и “Восход- Кильдин западный”,ближе к Скорбеевке появился “Мурманск-трафик… дальше о. Кувшин, и последние где нас запрашивали о прохождении это на траверзе Видяево — респондент с романтичным позывным, больше из дачной тематики…. В основном вопрос один – кто, откуда и куда идёте. Радиостанция Standard Horizont GX3000E. Преимущества — большая выходная мощность ВЧ – 25 ватт, и НЧ- 4,5 ватта, (хорошо слышно на пол громкости при работающем двигателе), имеет блок GPS и систему автоматической передачи сигнала бедствия с указанием координат местоположения. Недостатки: в карман не положишь, нужны аккумулятор и выносная антенна.

Iridium 9555

Спутниковая связь Иридиум. Аппарат Iridium 9555. Связь была всегда и везде, главное только антенну держать вертикально в небо. Единственное что не понравилось – приличное время от включения, до возможности позвонить. Поиск сети, регистрация, приём даты, прием времени… на всё примерно 15-20 сек. Так что если обстановка хреновая, то лучше держать его включенным. В комплекте идёт выносная антенна. Усиление не большое 1-2 db, но при низкой облачности помогает, да и в авто без неё не работает. Поставщик связи гарантирует Интернет и факс при подключении к компьютеру с лицензионной англоязычной версией Windows (не пробовали). Звонить на него… с городского – 100-150 р/минута, с сотового чуть дешевле. Бесплатно можно на него отправлять СМС с компьютера до 160 символов с любой почтовой программы на адрес (номер телефона)@msg.iridium.com. В нашем случае было 881632636736@ msg.iridium.com.(пробовали… 5-7 минут и смс приходит, буквы текста, ясен пень — английские) Звонок со спутникового на городской или сотовый – 70-80 р/минута. Самая дешёвая карта – 5500 р, в ней 75 минут которые сгорят через месяц.
Любительский диапазон 27мгц – переносная р/ст Dragon SY-101. Со штатной антенной связь 2-4 км. в основном на прямой видимости. При подключении наружной антенны слышим таксистов Колы и Мурманска. Общаемся с джиперами колесящими по Рыбачьёму. Вещь в нашем походе необходимая, на случай если придётся просить помощи с берега.

 

…уже далеко за полночь, когда мы отогрелись, горячим, чаем и не только… когда жизнь нам снова стала казаться прекрасной, я отчетливо вспомнил предупреждение пограничников о надёжном привязывании лодки. Остаться на крошечном острове без лодки, когда единственным средством подачи сигнала бедствия будут ладони, сложенные рупором у рта, нам совсем не хотелось, и неуверенной от ”усталости” походкой я пошел к лодке, завел третий швартов, и ничего не придумал лучше, как привязать его на ночь к собственной ноге. Так заканчивался первый день нашего путешествия. Это был, наверное, самый сложный день похода. Он показал нам, что здесь, в 70-х широтах Баренцева моря, всё очень и очень серьёзно, что море не простит нам даже небольшой ошибки и примет нас, не задумываясь. Мы поняли, что наше путешествие морем, вокруг Рыбачьего, будет сильно отличаться от предыдущих посещений полуострова на автомобиле, где есть печка и крыша над головой, где в любой момент можно остановиться на отдых, а выйдя — ощутить земную твердь под ногами, где ошибки вождения грозят лишь оторванным, например, амортизатором или затоплением салона в бродике. Здесь всё было по-другому… температура воды около 10 градусов, гидрокостюмов у нас не было, и продержаться в ней можно не более 10-15 минут, а спасжилеты помогут лишь в поиске трупов…

Тюлени наблюдают за нами

Тюлени наблюдают за нами

Птицы здесь не пуганные

Птицы здесь не пуганные

Отогрелись, горячим, чаем и не только…

 

26 июля — день второй. Утро. Вода ушла далеко и обнажила пару тройку хороших камней, промеж которых мы вчера удачно прошли. Вечером нас хватило только поставить палатку и забрать из лодки самое ценное. Сегодня внеплановая стоянка, ревизия днища лодки, зарядка всяких приблуд, и главное — сушка промокших вещей. Доложились пограничникам, что находимся в Зубовской губе до завтрашнего утра, и принялись за дело. Днище, за которое я боялся больше всего, было целым, лишь пару – тройку крупных борозд, не нарушивших даже наружного слоя ПВХ. С вещами было сложнее, промокло всё: обувь, куртки, спальники, словом всё, что могло впитывать воду, было мокрым. Наверно единственно сухой оставалась маленькая 2-х местная палатка, которую мы планировали ставить вовнутрь большой, если будет совсем холодно. Ей кстати мы и укрывались в первую ночь, лёжа на пенках. Промокла сумка с хлебом, купленным в последний момент в Заполярном.
Подготовка: За 2 дня до отъезда из Самары, когда в квартире стоял предстартовый хаос, когда все перемещения из-за нехватки времени были только бегом, я застал супругу за интересным занятием: монотонно, один за другим, она закидывала свежеиспечённые сухарики в полуторалитровую баклашку. Тогда это занятие мне не понравилось, и я даже что-то буркнул на бегу. Сейчас, когда четыре буханки превратились в мякиш, я думал иначе…
Погода менялась ежечасно… ветер, постоянно меняя направление, то стихал, то брался нагонять волну с новой силой, но в уютной бухточке малого Зубовского мы чувствовали себя в безопасности. К полудню небо заволокло, ветер стих и пошёл мелкий дождь. Это надолго, подумали мы, и, взяв с собой лишь самое необходимое, поехали осматривать Зубовскую губу. Но коварство местной погоды и здесь наложило свой отпечаток. Часа через три мы уже были на месте и спасали палатку готовую вот-вот взлететь в воздух.
Плывуна по берегам острова было много, настолько много, что из него можно было срубить если не дом, то баньку поставить точно. Сначала я брал всё подряд, но кругляк видать долго скитавшийся по волнам был гнилой и горел плохо, источая неприятный запах. Другое дело доска… просмолённая сороковка или пятидесятка смытая волной с какого-нибудь шведского лесовоза быстро нагревала камни в котелке. Грели не сильно, может чуть больше сотни градусов, периодически выгружали их в палатку, а на них вещи, обувь, документы… Дальше новая партия, на костер, и так по кругу. События, произошедшие с нами за первые сутки, сделали нас немного умнее: вытряхиваем из бочек продукты – консервы, полуторки с крупами, словом все, что способно выдержать возможное затопление, и на освободившееся место запихиваем просохшие вещи.
Подготовка: Для хранения продуктов, частично одежды и ценных вещей ещё в Самаре были приобретены 3 полиэтиленовые бочки с большой горловиной (мин. под хлебный буханку). Две по 40 литров и одна – 30. Они удачно вписались в распор в районе миделя, и не давали многочисленному шмурдяку перемещаться по лодке, оставляя кормовую часть кокпита свободной для обитания. Сами же они держались за счёт двух пиллерсов швертовой балки, и соответственно всей конструкцией рубочки.
Тогда, в первый день, выйдя из неприветливой Скорбеевской губы, мы откровенно замерзали. Первый комплект теплых вещей намок ещё в Лиинахамари в борьбе с приливом, второй – в Скорбеевке… словом переодеться было не во что. И, что самое печальное, находясь в непосредственной близости от берега, здесь на северном участке п-ова Рыбачий от мыса Немецкий до мыса Цыпнаволок высадится на берег практически негде. Заканчивался второй день нашего путешествия. Мы осмотрели лодку, и поняли что с ней всё в порядке, высушили вещи – и это главное, осмотрели Зубовскую губу, пройдя вдоль её побережья от мыса Майнаволок до мыса Лазарь, и благополучно вернулись к месту стоянки. Вечером отзваниваемся дежурному в Лиинахамари, что борт 42-34 по прежнему находиться в Зубовской губе, и готовиться завтра выйти на маршрут.

Растянули на два швартова

Растянули на два швартова

Пару тройку камней

Пару тройку камней

Погода менялась ежечасно

Погода менялась ежечасно

27 июля — день третий. Около 4 утра звонок… Антон бодрым голосом известил, что они успешно прошли по Зубовскому тракту и вышли к одноимённой губе. Сначала я хотел шарахнуть из всех стволов зелеными ракетами, в честь победителей, и заодно обозначить своё местоположение, но потом вовремя одумался и ограничился устными поздравлениями. “Восходы” (позывные, начинающиеся со слова “восход” это военные) явно заметят нашу феерию, и воспримут её неоднозначно. Нам вообще не хотелось никому мешать, ни военным, которые несут здесь свою нелёгкую службу, ни животным, ни птицам, спокон века облюбовавшим эти места для воспроизводства потомства. Мы вели себя тихо, как подобает гостям, изредка жжикая ножовкой и тюкая топориком. Мы ощущали себя как в огромном зоопарке под открытым небом, с той лишь разницей, что в неволе были мы сами, а они, порой целыми семьями подплывали посмотреть на нас, на двух чудаков, оказавшихся здесь с неведомой им целью…

Три бочки, те что в районе миделя

Три бочки, те что в распор на миделе

Скромное супружеское ложе

Скромное супружеское ложе

Сушимся

Сушимся

Вчера, вернувшись с осмотра губы, мы предусмотрительно оставили лодку не на полной воде, что позволяет выйти на час раньше. Дело в том, что в связи с событиями в Скорбеевке и вынужденной днёвке здесь на малом Зубовском, мы отстали от графика, обозначенного в поданных уведомлениях. Сегодня будем нагонять. План такой – обогнуть мыс Цыпнаволок, посетить остров Аникиев, зайти в губу Корабельная для пополнения запасов пресной воды, а там уже решить либо идти дальше, либо встать в Корабельной губе на ночёвку. Всё будет завесить от погоды.
Ставший уже традиционным доклад дежурному, погрузка, и уже через полчаса мы огибаем мыс Лазарь. Дальше губа Лауш… ну и конечно мыс Цыпнаволок, с маяком, возмутителем нашего прошлогоднего спокойствия… С востока приличный накат, но волна пологая и Мерк упёршись десяти дюймовым винтом, свободно поднимает лодочку на гребень, а на спуске явно перекручивает обороты и мы сбрасываем газ. Это продолжалось всего минут 5-10 и было не забываемо. На траверзе маяка зовем Антона на условленном 15 канале. Похоже, парни отдыхают после серьезного рубилова на Зубовском, и мы, огибая мыс Цыпнаволок заходим в губу.

Синее — здание метеостанции

огибаем мыс Цыпнаволок

на траверзе маяка

на траверзе маяка

Три фото нашей прошлогодней поездки на мыс Цыпнаволок:

мыс Цыпнаволок

мыс Цыпнаволок

Маяк Цыпнаволок

Маяк Цыпнаволок

Здесь живёт "Восход Цыпнаволок"

Здесь живёт «Восход Цыпнаволок»

- мыс Цыпнаволок -

 

Две мили далее находится восточнейший полуостров мыс Цып-наволок, по которому
некоторые мореходы и весь полуостров называют Цып-наволоцкою землею; название
же это не есть, однакоже, общее и всеми принятое. За Цып-наволоком в двух милях
выдается мыс Лавышев, северо-восточнейший этой земли и низменнейшая часть всего
берега. Это тот самый мыс, которому на старинных голландских картах приложено
было странное название Лаус. Находясь в полдень на параллели этого мыса,
определили мы с точностью его широту 69°45’30″, долготу 33°04′.
♦ Литке Федор Петрович 1823г. ♦

 

Мыс Цыпнаволок

Мыс Цыпнаволок

Зайдя в губу, сбрасываем обороты. Дело в том, что относительно невысокие острова, большой и малый Аникиев, практически неразличимы на фоне самого Рыбачьего. Бинокль при волнении помогает мало, и мы тщательно позиционируем себя в попытке пройти между островами по навигатору.
Толи мы хорошо рисанулись на траверзе диспетчера с рацией в руке вызывая Антона, то ли по какой другой причине…
- 42-34, я “Восход-Цыпнаволок”, прошу на связь…
- На связи 42-34…
- Укажите причину остановки.
Докладываем, что согласно маршрута, остров Большой Аникиев в плане нашего посещения, что пропуска есть и находятся на борту.
- Принято. (Слышим в динамике.)
Через полчаса диспетчер снова будет запрашивать нас, кто мы, откуда и куда следуем,… но это уже есть на видео.

Видео: Огибаем мыс Цыпнаволок


часть 1 часть 2         часть 3