О поездке на Рыбачий мечтали давно. Перечитали массу отчетов о тех местах, и порой складывалось впечатление, что мы там уже побывали. УАЗ приобрели в прошлом году, обкатали его на «местных авиалиниях» и всецело погрузились в подготовку к предстоящей поездке, время на которую оставалось совсем немного.
- Подготовка -
Объять необъятное задачу не ставили и минимальный круг задач обозначили сразу: по внедорожному – хорошая резина, лебёдка и шноркель; по быту – спальник и багажник на крышу. И конечно полноценный ЗИП, начиная с датчиков ЗМЗ и заканчивая комплектом сцепления, без которого автономное путешествие может неожиданно закончиться.
Зимой приобрели резину, смонтировали лебедку и шноркель, ближе к весне пришел заказанный в столице багажник, а по теплу занялись обустройством быта – спальник, инвертор, связь и т.д. Забегая вперед скажу, что все пригодилось. От сапунов в многочисленных бродах Рыбачьего до лебедки в Муромских болотах. Ну а про спальник и багажник разговора нет – все лишнее наверх и полноценный отдых на «двухспалке» без комаров и заморочек с палатками.
По времени поездку спланировали на самый конец июня – полярный день и круглые сутки можно перемещаться и видеть все вокруг. Позже можно, раньше никак – у сына свадьба. В составлении маршрута по самим полуостровам Средний и Рыбачий во многом помог Мурманский рыболовный форум. Есть КПП или нет, пускают – не пускают, сотовая связь, учения у военных — всю информацию получали отсюда – Полуостров Рыбачий, Средний, Мотовский залив.
Итого к началу июня мы имеем немного подготовленный внедорожник и большое желание посетить полуострова Средний и Рыбачий. В самарской ветке форума УАЗ Патриот размещаем приглашение в путешествие на Край земли.
Попутчики нашлись на форуме внедорожного клуба «Легенда». Два подготовленных УАЗ Патриота с Москвы собираются на Рыбачий в 20-х числах июня. Маршрут у москвичей более насыщенный – Муромский монастырь, Хибины, Кузомень и конечно Рыбачий. Но по времени мы подвинуться не можем – 23-го свадьба, посему пойдем в роли догоняющих.
- В путь -
Отгуляли свадьбу, облачились в походное и в ночь покатились догонять москвичей. С Самары желающих не нашлось, и до Карелии идем в одну машину – 5 утра Нижний, к обеду Вологда и к вечеру уже Вытегра. Машин на трассе мало, ночи светлые, и отмотав за сутки с небольшим 1700 км, благополучно выкатились на Онежский берег вблизи базы МЧС.
Нас ждали: ждали добрыми улыбками, ждали горячей гречкой с тушёнкой… Ещё вчера ЗАГС и свадьба сына, потом 26-и часовая телепортация Самара – Вытегра и встреча на берегу Онего. Для первого дня впечатлений достаточно, спать!
- Онежское озеро -
Утром сбор лагеря и обсуждение планов – идем на Муромский. Команда, надо сказать, собралась серьезная: 6 человек готовых к приключениям, на трех заряженных Патриота. Москвичи – Владимир с супругой Еленой и штурман Вячеслав, Роман из подмосковного Ногинска – штурман и водитель в одном лице, и мы – Геннадий и Лариса с Самары
Позавтракали и двинули на Андом-гору поглядеть на Онежское озеро с высоты 80 метров. Виды вам скажу просто восхитительные. Короткая фотосессия и дальше – в планах Муромский монастырь, и особо рассиживаться некогда.
Справа устье реки Андомка, а за ней берег Онежского озера, по которому мы и пойдем до Муромского монастыря.
- Гати Кукурецкого болота -
Муромский монастырь расположен на восточном берегу Онежского озера и как таковой дороги туда нет. Местные жители добираются водой с пос. Гакугса по одноименной реке и Муромскому озеру, мы пойдем берегом вдоль озера, но сначала необходимо пройти Кукурецкое болото с проложенными в нем гатями. И по-другому тут никак.
Гать уложена из толстенных бревен, засыпанных песком, которые от времени сгнили, и гать во многих местах прилично просела. Глубина болота до твердого грунта доходит до 6 метров, и со слов местных туда безвозвратно ушел не один трактор… хотя снаружи это смотрится как ухоженная зеленая лужайка размером в несколько футбольных полей
Перед самым выходом к озеру пришлось подлатать разрушенный мостик, слева-справа болото и объезда нет. В ход пошли топоры, веревки и цветные внедорожные канистры, предварительно наполненные водой.
Приблизительно за час переправа была восстановлена, и мы благополучно выкатились на берег Онежского озера. Первый сложный участок на маршруте пройден. Видео – Гати Кукурецкого болота
Дальше вдоль берега Онежского озера до самого Муромского монастыря, километров 20 будет.
Виды из окна менялись динамично. За пару часов, обгоняя друг друга, мы добрались до монастыря.
- Муромский монастырь -
Муромский Свято-Успенский монастырь основан в начале XV века и много повидал на своём веку. В начале 16 века был разорен набегами чужеземцев, в конце 17-го обращен в женский, а через год упразднен. В 1867 году был восстановлен, а с приходом советской власти снова заброшен. В 1919 здесь основана сельхозкоммуна, просуществовавшая 11 лет. В послевоенные годы – дом инвалидов, и с 1960 это место вновь запустело. В 1991 году, после передачи обители Русской Православной церкви, стены монастыря были вновь восстановлены.
Но какие бы изменения не претерпевал монастырь на своем веку, он по-прежнему остаётся местом строгой уединённой жизни, посему вели мы себя соответствующим образом. Шла служба, дождавшись её окончания, спросили разрешение у настоятеля встать лагерем неподалеку.
Получив разрешение, отъехали метров 600 от монастыря в район впадения в озеро небольшой речки Муромки в надежде найти брод и продолжить движение на север до Бесова носа. А там через Шальский вернуться на трассу Р5.
Отдохнули, пообедали и обсудили дальнейший маршрут: на север дороги нет – речка Муромка. Остается юг, откуда и пришли. Еще вариант на восток – по дороге, обозначенной на Генштабовских картах как тракторная. По слухам кто-то когда-то проходил этим путём, и мы решили попробовать. Тем более, что до трассы по ней всего 5-7 км.
Брод не нашли – везде глубже двух метров, но накупались вдоволь. Возвращаемся к монастырю и уходим по тракторной дороге на восток в попытке выйти на трассу Р5 до которой всего то 5-7 км.
Урочище Мудалахта – именно через него проходит пунктир на Генштабовских картах. Сначала был желоб, заполненный по ступицы водой и мы просто ехали. Потом с разгончика, потом с лебёдочкой а когда пошла натуральная трясина – спешились, и вооружившись фонарями и рацией, ушли в разведку. Пути дальше нет – болото.
Спали сидя в машинах, по пороги в жиже и полчищами комаров в придачу. Урочище Мудалахта… есть все же некое созвучие с мужской частью нашего коллектива. Утром разворот в жиже и операция возвращения на Большую землю под кодовым названием «на йух», то бишь на юг – по берегу и гатям как собственно и шли сюда.
Онего-батюшко не был приветлив к нам как вчера – приличный юго-запад поднимал до полуметра волны, которая лупила в правые двери, и мы жались к берегу в попытке на него выйти. Лило отовсюду: сверху дождь, спереди и справа волна… а снизу отмыло и отпескоструило так, что можно под антикор ехать. Не каждая автомойка так сможет.
Отвороток от берега много, но почти каждая ведет в тупичок. Либо к рыбацкому домику, либо к месту лагерных стоянок с кострищем, столиками и лавками. И выведет ли она нас к мостику и гатям, до которых ещё 10-15 км – большой вопрос.
С третьего подхода нашли дорогу которая должна нас вывести к гатям минуя берег озера. Осталось на неё выйти.
Вышли… Ромыч лихо с разгона заскочил на 3-х метровый бугор, Владимиру не хватило буквально пол-метра и в ход пошла лебёдка… я же начал лебедиться задолго до апогея. Ясен пень – раздолбали подъём своими 35‘ безразмерными, вот самый маленький и увяз.
Дальше знакомый мостик, требующий ремонта, болотные гати и долгожданный асфальт на отворотке пос. Октябрьский.
Чистим перышки, качаем колеса и с улыбками вспоминаем события прошедших суток за обедом. Карельско-Онежская часть путешествия заканчивалась — дальше ночевка под Медвежьегорском и с редкими остановками до Мурманска.