к Белому морю часть 1

 

Этот год во многом юбилейный для нашего Патриота: ему пять, одометр тихо и незаметно перелез на вторую сотню, и не нарушая традиции ездить два раза в год – девятая и десятая поездка. Изначально это путешествие планировалась как «Кулойский канал». Маршрут кольцевой: часть сушей, часть морем, часть по рекам Северная Двина, Пинега и Кулой. Но аномальная жара, стоявшая в те дни в Архангельской области, не позволила осуществить намеченное. Канал пересох, и пройти по нему даже на небольшой лодке не представлялось возможным. Забегая вперед скажу, что до самого канала мы все же добрались, правда не водой, как планировалось, а берегом. Походили, посмотрели, прикинули собственные возможности в смысле волока и стали менять водную часть маршрута, так как тащить полутонный корабль около километра по песку в наши планы не входило.

 

- Подготовка -

 

По автомобилю серьёзных неисправностей не вылезло, но по мелочи набежало. У виски появилась докрутка, то есть после остановки двигателя вентилятор еще вращается секунд 5-7, чего раньше не было. Просверлил на периферии самой муфты отверстие, перевернул в надежде, что остатки жидкости щас хлынут, но ничего не вылилось. Промывка внутренней полости жиденьким ПМС-200 и заправка родным ПМС-10000. Температура самого двигателя не изменилась, но ветра и шума под капотом стало заметно больше. И если раньше ташкэнт в моторном доходил до 70-75ºС, то сейчас и 60-65 редкость, на что генератор откликнулся повышением напряжения на целых пол-вольта!

Сверлим и нарезаем М4. После заправки контрим болтик на клей с подмоткой

Сверлим и нарезаем М4. После заправки контрим болтик на клей с подмоткой.

Закачиваем жидкое масло ПМС-200 и ставим вискомуфту на место для промывки

Закачиваем жидкое масло ПМС-200 и ставим вискомуфту на место для промывки

После промывки поменялся цвет. Сливаем, заправляем положенным ПМС-10000

После промывки поменялся цвет. Сливаем, заправляем положенным ПМС-10000

Замену топливного фильтра совместил с чисткой форсунок. В новый фильтр перед монтажом залил 200 гр. жидкости Wynn’s W76695, заглушил обратку и завел двигатель. «Wynn’s»-у, кроме как мыть форсы и сгорать в цилиндрах, деваться было некуда. Получилось быстро и без возни с насосами, баклашками и шлангами. Рекомендую.

Не скидывая саму цепь поднял распредвалы и махнул цокающие компенсаторы

Не скидывая саму цепь поднял распредвалы и махнул цокающие компенсаторы

Перед монтажом в фильтр залил «Wynn’s», заглушил обратку и завел двигатель

Перед монтажом в фильтр залил «Wynn’s», заглушил обратку и завел двигатель

Промывочная жидкость Wynn’s W76695 для инжекторных двигателей

Промывочная жидкость Wynn’s W76695 для инжекторных двигателей

Цифровой 16-и канальный термометр никак не доделаю. В плане раскидать датчики по ответственным узлам и дистанционно контролировать их температуру — ступичные, мосты, КПП, РК. Возможно это как то поможет предотвратить серьёзные последствия увядающих агрегатов. Сам индикатор смонтирован на консоли, но датчика подключил только три: в салоне, на улице и под капотом. Датчики DS18B20 выпускаются в деликатном корпусе ТО-92 и для размещения на силовых агрегатах вмонтированы в медные наконечники. Герметично, и теплопередача хорошая.

Термометр на консоли. 35,9 под капотом

Термометр на консоли. 35,9 под капотом

Датчик температуры DS18B20

Датчик температуры DS18B20

Датчики температуры в наконечниках

Датчики температуры в наконечниках

В этот раз добавил ещё три датчика: на масляный фильтр, бачок ГУР, генератор и узнал много интересного.
Масляный фильтр: летом на трассе выше 75-80 не поднимается при 83-85° ОЖ, а в пробках греется 85-90. Посему устранить все препятствия набегающему потоку, иметь хорошую виску и никакой масляный радиатор не нужен – ни воздушный, ни жидкостной. Сам поддон – хороший радиатор, и главное не препятствовать его охлаждению.
Бачок ГУР: летом в среднем 75-80°, при активных перекладках «с борта на борт» разогревается до 100° и выше.
Генератор: при больших нагрузках греется выше 100°С и заваливает напругу. Выносить реле напряжения в прохладное место и лишать его защиты от перегрева не стал – пусть остается внутри и убавляет напряжение при больших нагрузках. Летом в пробках греется до 110°С, на трассе обычно 60-80°С. В планах раскидать датчики на мосты, коробку, раздатку и подвесной. Видео: температура агрегатов УАЗ Патриот в обычной городской поездке. На улице +40° – здесь

Датчик температуры на обмотке статора. Ток генератора 88А, температура 105°С

Датчик температуры на обмотке статора. Ток генератора 88А, температура 105°С

Датчик на бачке ГУР. Летом 80-90С, при активной рулежке 100 и выше

Датчик на бачке ГУР. Летом 75-80°С, при активной рулежке 100° и выше

Датчик на масляном фильтре. Летом на трассе 75-80°С, в пробках 85-90°С

Датчик на масляном фильтре. Летом на трассе 75-80°С, в пробках 85-90°С

По лодке пришлось немного повозиться. С позапрошлого года стал сдуваться киль. Сдувался не сильно. С положенных 0,3 кг/см. до 0,2 травил часов несколько и дальше мог неделю стоять с этим давлением. На поверку мыльным раствором никаких порезов не нашёл, только множество мелких царапин от песка. Три десятка заплаток желаемого результата не принесли, но выяснилось, что воздух попадает между слоями ПВХ и от малейшей царапины выходит наружу. Пришлось вскрывать кормовой и носовой заделы, чуть укорачивать и клеить заново. Возни было на неделю но травить перестал.
Довел до ума “J-антенну“ для приема погоды. Добавилось 6 метров RG-58, чтобы поднимать на топ, и защитный чехол из ПВХ, который никакого влияния на качество связи не оказал – что с ним, что без него. Размеры элементов на фото.

Заплатки не помогли, пришлось вскрывать заделы и переклеивать заново.

Заплатки не помогли, пришлось вскрывать заделы и переклеивать заново.

Размеры элементов антенны для приема прогнозов погоды на частоте 336 мгц

Размеры элементов антенны для приема прогнозов погоды на частоте 336 мгц

Радиостанция Гранит-Р44 и антенна речного диапазона на 336 мгц

Радиостанция Гранит-Р44 и антенна речного диапазона на 336 мгц

Для улучшения обитаемости кокпита и разгрузки пайола канистры крепим на баллоны. В ходу крепление ослабевает, канистры начинают елозить, да и пользоваться ими при таком креплении не удобно. В этот раз изготовили надежное крепление из нейлоновой стропы и трезубцев. Трезубцы, или как их ещё называют фастексы, имеют натяжитель, который позволяет менять количество канистр от одной двадцатилитровой внедорожной до трёх и солнечные панели сверху. Внедорожная канистра имеет пазухи для крепления с межосевым 570 мм, поэтому она всегда нижняя, так как на баллоны наклеены два резиновых клыка, удерживающие её в горизонтальной плоскости. Полученный пакет из 2-3 канистр дополнительно прижат к баллону четырьмя стропами. Получилось прочно и надежно

Между клыками на баллонах  =  570 мм

Между клыками на баллонах = 570 мм

На баллоны наклеены резиновые клыки

На баллоны наклеены резиновые клыки

Нашлось место солнечным батареям

Нашлось место солнечным батареям

Лебедку и защиты снимаем перед каждым водным маршрутом. Снаряженный корабль около 250-300 кг, Патриот перегружен, и облегчить его на сотню кг совсем не лишнее. В этот раз к демонтажу силового обвеса добавили еще и шноркель. Тучи над джиперским движением сгущаются, то там, то тут появляется информация о штрафах за не внесенные в ПТС изменения, вплоть до снятия авто с регистрации. Путь не близкий, нарываться не хотелось, и в кучу к лебёдке и защитам добавился шноркель. Дырку в крыле заделали скотчем и Амулетом, но докопаться осталось до чего. Лифт, количество сидений не соответствует, резина чуть больше но Патр присел, и снаружи особо не видно.

Когда едем с лодочкой часть силового обвеса снимаем, чтобы облегчить

Когда едем с лодочкой часть силового обвеса снимаем, чтобы облегчить

В этот раз к лебедке и защитам добавился шноркель, чтобы не нарываться

В этот раз к лебедке и защитам добавился шноркель, чтобы не нарываться

5-6 часов и мы в стоке, хотя докопаться при желании есть до чего

5-6 часов и мы в стоке, хотя докопаться при желании есть до чего

Из организационных мероприятий – заказ пропусков на посещение погранзоны, регистрация маршрута в Арктическом отряде МЧС и много чего по мелочи. Возникающие на ровном месте сложности успешно преодолевались, но порой заставляли понервничать В июне выяснилось, что выписан только один пропуск на меня, а на супругу нет (потом правда разрешилось), что дождей нет и возможно канал пересохнет раньше обычного, и последнее, что нас почти подкосило это симка „Иридиум“. Саму симку обычно покупаем в Самаре перед отъездом, но в этот раз в связи с кризисом цена на ваучер выросла, и люди перестали этим заниматься. В Самаре других фирм нет, пришлось заказывать в столице, на что ушла ещё неделя. В конечном итоге вопросы были решены, продукты закуплены, и мы начали погрузку.

Курьер доставил долгожданный конверт с сим картой Иридиум

Курьер доставил долгожданный конверт с сим картой Иридиум

Все это предстояло разместить на верхнем багажнике, на крыше Патриота.

Все это предстояло разместить на верхнем багажнике, на крыше Патриота.

260 литров под бензин и 20 под пресную воду. Должно хватить

260 литров под бензин и 20 под пресную воду. Должно хватить

Погрузка дело противоречивое. Разместить в ближайшем доступе все необходимое в дороге, когда на спальнике лодка и мотор, не просто. Спальник по периметру был поднят на пару сантимов и все ящики теперь свободно извлекаются наружу через заднюю дверь. Остаётся запомнить что и где, и 100% доступ к содержимому обеспечен без выгрузки корабля.

Спальник подняли на 2 см. Теперь все ящики можно извлечь через заднюю дверь

Спальник подняли на 2 см. Теперь все ящики можно извлечь через заднюю дверь

Все длинномеры – мачты, весла, набор рубочки - крепим  под багажник

Все длинномеры – мачты, весла, набор рубочки — крепим под багажник

Еще ничего толком не погрузили, а уже 130 кг на крыше Патриота

Еще ничего толком не погрузили, а уже 130 кг на крыше Патриота

Как не стараемся грузить тяжелое вниз, крыше все же достается: слани – 50 кг, шатер, палатка, длиномеры. Продукты, три бака «всяко-разно» – это уже за 150. Плюс сам багажник 55 кг, итого около 200 кг «туда». Обратно ещё излишки бензина, неизрасходованные на воде, которые тоже наверх. Машинка становиться немного валкая и едем не быстро.

Погрузка в самом разгаре

Погрузка в самом разгаре

Сверху ПВХ рубочки, чтобы не мокло

Сверху ПВХ рубочки, чтобы не мокло

День на погрузку, и 100% готовность.

День на погрузку, и 100% готовность.

 

- Природные источники тока в путешествиях -

 

Ещё одна часть в подготовке, но она не связана c авто или лодкой а больше относится к самим поездкам. Постоянная нехватка электроэнергии с подвигла к изготовлению источников тока не связанных с движением. Электроэнергия в них вырабатывается за счет природных явлений – солнца, тепла и ветра. Причем последний, в котором используется энергия ветра, сделан на основе тихоходного генератора с возможностью привода от мускульной силы человека. За прошедшую зиму были изготовлены три источники тока, которые мы испытали в этой поездке. За 10 суток нахождения в море было выработано около 2 квт/час электроэнергии (170а/ч 12в). Как создавались источники тока, какие сложности возникали и как преодолевались в подробностях описал здесь – «Ветрогенератор», «Термогенератор»,  «Солнечные батареи».

Термогенератор, он же автохолодильник. Угли костра и лужа дают 0,4А зарядки.

Термогенератор, он же автохолодильник. Угли костра и лужа дают 0,4А зарядки.

Солнечные батареи. 2 ампера зарядки 12 вольтового АКБ при хорошем солнце

Солнечные батареи. 2 ампера зарядки 12 вольтового АКБ при хорошем солнце

Ветрогенератор. На малых ветрах 2-3 ампера, на хороших до 5-7 ампер зарядки

Ветрогенератор. На малых ветрах 2-3 ампера, на хороших до 5-7 ампер зарядки

 

- В путь -

 

Из предложенных Яндексом маршрутов выбрали тот, что покороче: Самара – Вологда – Архангельск 2100 км, Самара – Котлас – Архангельск 1800. Второй правда «временно заблокирован», но разница 300 км – это прилично, и мы покатились по короткой через Котлас. Заодно и узнаем, что есть «временно заблокирован». Всё шло нормально, пока у Красного Моста не свернули на Озёрный и дальше на Килемары. Иная грунтовка покажется автобаном в сравнению с этой. Без преувеличения огромные дыры в асфальте глубиной до полуметра, пыльные обочины и мутные заправки с запахом бензина из 90-х, и тайной надеждой, что вот-вот выскочим на очередную «Р-» и все пойдет нормально.

Маршрут первого дня

Маршрут первого дня

Жара сушь и пыль

Жара, сушь и пыль

г. Урень Нижегородской обл.

г. Урень Нижегородской обл.

Не пошло: прошли Шарангу и Тонкино, и вечеру первого дня заночевали в гостинице г. Урень в полусотне км от границы Нижегородской и Костромской области. Гостиничка с удобствами и недорого. Координаты N57°28’38,10″, E45°46’46,83″

Гостиница в г. Урень

Гостиница в г. Урень

2-х местный номер с удобствами

2-х местный номер с удобствами

2-х местный номер с удобствами

2-х местный номер с удобствами

Чем дальше мы уходили на север, тем жарче становилось. В Нижегородской 26-28, ближе к вотчине Деда Мороза уже +30, а в самом Архангельске +35+37 в тени, и это в 200 км от Полярного круга. И пыль — хорошо просушенная июльским зноем, никак не хотела оседать на полном безветрии, посему внедорожных фоток будет немного.

Все, что было в Нижегородской – мелочи. Самое интересное началось отсюда.

Все, что было в Нижегородской – мелочи. Самое интересное началось отсюда.

Это уже Вологодская... немного асфальта и снова "забытые богом российские версты"

Это уже Вологодская… немного асфальта и снова «забытые богом российские версты»

Здесь, на слиянии рек Сухона и Юг, рождается Северная Двина

Здесь, на слиянии рек Сухона и Юг, рождается Северная Двина

Прошли Великий Устюг, Котлас, Верхнюю Тойму… и только когда выскочили на трассу М-8 «Холмогоры» в районе Березника, мы вспомнили, как выглядит нормальная дорога. До Архангельска оставалось 250 км.

Вотчина Деда Мороза – 8 км.

Вотчина Деда Мороза – 8 км.

Въезжаем в  Архангельскую область

Въезжаем в Архангельскую область

Прошли Великий Устюг, Котлас, В. Тойму.

Прошли Великий Устюг, Котлас, В. Тойму.

На живописном берегу Северной Двины в отеле «Прибрежный» мы встали на вторую ночевку. Двухместный номер с туалетом и душем, охраняемая стоянка, шустрый 3G. Цена 1700 р. Координаты отеля N62°51’24,83″ E42°43’58,12″

Отель "Прибрежный"

Отель «Прибрежный»

Гостиничный номер

Гостиничный номер

Гостиничный номер

Гостиничный номер

Для связи с правобережными населёнными пунктами отсюда ходит новенький паром «Березник-Осиновка», по слухам оборудован спутниковой системой слежения. Мотается часто, цены божеские.

Машинка на стоянке под окнами

Машинка на стоянке под окнами

Паром СП-17 Березник – Осиновка

Паром СП-17 Березник – Осиновка

Расписание парома

Расписание парома

Выехали пораньше, чтобы по утренней прохладе докатиться до Архангельска. Да и движение с утра намного меньше.

.

.

Прошли Емецк

Прошли Емецк

100 км пролетели незаметно

100 км пролетели незаметно

Дорога здесь хорошая, не считая двух небольших участков с реверсивным движением под Холмогорами. Но утренний трафик небольшой, и к 6 утра мы были уже в Архангельске. Сначала в Погрануправление на Русанова 1А, а уже потом достопримечательности Архангельска, и, конечно, Северодвинск.

Поворот на Плесецк, здесь начинается Р-1

Поворот на Плесецк, здесь начинается Р-1

Нам сначала в Архангельск

Нам сначала в Архангельск

Архангел Михаил

Архангел Михаил

Пограничная служба дело круглосуточное, но пропуска выдают с 10-00, и у нас есть 4 часа утренней «прохлады». Едем в Северодвинск – постоять у проходной знаменитого «Севмаша», съездить на о. Ягры и с моста на остров поглазеть на цеха мирового лидера серьёзного судостроения. Именно мирового – круче, чем российский «Севмаш» в мире нет!

Погрануправление. ул. Русанова 1А

Погрануправление. ул. Русанова 1А

Пропуска выдают с 10 часов...

Пропуска выдают с 10 часов…

Едем в Северодвинск

Едем в Северодвинск

«ПО Севмаш» расположен на материковой части города, а его собрат – центр судоремонта «Звездочка» на острове Ягры, на который можно добраться по мосту. Читали, что на мосту останавливаться, скажем так, не желательно и тем более фотографировать. Но увидеть издалека цеха, где делают атомные подводные лодки, а напротив на острове – где их ремонтируют. Увидеть и не сфоткать – мы не смогли отказать себе в этом.

Отворотка на остров Ягры

Отворотка на остров Ягры

Солидное предприятие.

Солидное предприятие.

Все же встали на мосту пофоткать

Все же встали на мосту пофоткать

Слева цеха мирового лидера судостроения ПО «Севмаш», справа – центр судоремонта «Звездочка». Фото с моста на остров Ягры.

Цеха ПО "Севмаш"

Цеха ПО «Севмаш»

Центр судоремонта "Звездочка"

Центр судоремонта «Звездочка»

Яхт-клуб в Северодвинске

Яхт-клуб в Северодвинске

Ранним утром на проходной «Звездочки» +32, к обеду прогреет до +35+37. И это в 200 км от Полярного круга!

Утром на проходной "Звездочки" уже +32!

Утром на проходной «Звездочки» уже +32!

.

.

Серьёзный винт

Серьёзный винт

Дальше к проходным Севмаша и обратно в Архангельск за пропусками. Как раз к 10-00 и получится.

Рекламные щиты  вдоль дороги

Рекламные щиты вдоль дороги

Одна из проходных ПО "Севмаш"

Одна из проходных ПО «Севмаш»

Краснофлотский мост

Краснофлотский мост

Вернулись на Русанова, с КПП позвонили по внутреннему 2-03 (или 3-02), минут через 5 вышел человек в пограничной форме и со словами «Здравствуйте товарищи туристы!» вручил нам пропуска. Под роспись и паспорт каждому.

Здесь неплохая столовка

Здесь неплохая столовка

.

.

Пограничники дали добро.

Пограничники дали добро.

Рядом с погрануправлением столовая. Позавтракали, а заодно и пообедали. Как сложится день дальше неизвестно, а возиться с плиткой и кастрюлями в такую жару неохота. Координаты столовой N64°31’01,57″, E40°41’03,79″

часть 1 часть 2 часть 3