Теперь уже и не вспомнить когда закралась в голову эта мысль. Может в своих поездках на Кольский, когда по трассе Р-5 “Вологда – Медвежьегорск” мы пересекаем Северодвинский канал, может позже, когда собирали о нем информацию. Мысль эта крепла, развивалась, и к концу прошлого 2013 года мы уже твердо знали, что летом пойдем именно туда…
- Канал герцога Вюртембергского -
Похоже это самый древний канал из ныне действующих. Предназначение его – соединить бассейны рек Северная Двина и Волга и получить, таким образом, выход южных и центральных областей России к Белому морю. Первые серьёзные изыскания проводились еще с 1823 года. Строительство, начатое в 1825 году, под руководством тогдашнего начальника управления путей сообщений – герцога Александра Вюртембергского, родного брата императрицы Марии Федоровны, было закончено в рекордно короткий срок – 3 года, и в 1828 по каналу пошли первые суда. Уже действующая тогда Мариинская система, нынешний Волго – Балт, позволили кратчайшим путем доставлять грузы из Петербурга в Архангельск по двум каналам – Мариинскому и Северодвинскому.
Необходимо отметить, что водный путь из Астрахани к Белому морю на то время уже был. В 1822 году было закончено строительство Северо-Екатерининского канала, соединившего бассейны рек Волга и Северная Двина. Проект был крайне неудачным и в дальнейшем при строительстве возникло много трудностей… но канал протяженностью 19 км. всё же был построен, хотя строился он целых 36 лет!
- Немного про Северо – Екатерининский -
Практические шаги по строительству канала начались лишь с царствования Екатерины II. По её указу в 1781 г. на место стройки была отправлена комиссия из инженеров для составления проекта. Через четыре года она завершила работу и представила проект. В 1786 г.на будущем канале приступили к земляным работам. Место строительства представляло собой сплошное царство лесов и непроходимых болот. Безлюдье. Крайне суровые зимы, продолжительностью полгода. Наконец, в 1822 г., преодолев огромные трудности, строительство было закончено и канал открыли для прохода судов.
Таким образом, строился канал 36 лет, израсходовав более 1 млн. рублей. Плохой уход за водной системой, отсутствие средств на ремонтные работы, разрушение гидротехнических устройств – всё это привело к тому, что в 1838 г. канал был официально упразднен, прослужив всего 16 лет. Но канал существует до сих пор. Начинается он в деревне Канава, и по нему можно перебраться с Вычегды на Каму разве что на небольшой лодке. Фото – kultnasledie.rkomi.ru/
∼ ♦ ∼
Возвращаемся к нашему Северодвинскому: Канал построен, судоходство идёт полным ходом. Габариты пути нового канала полностью соответствовали габаритам Мариинской системы, что, способствовало его растущей популярности. Длинна шлюза – 27,7 метра, ширина – 8,25 и проходными глубинами 1,8 метра. Все это позволяло при прохождении обеих систем пользоваться однотипными судами, что для купцов было очень удобно т.к. исключалась промежуточная перевалка грузов. Конечно, тогда не было ни теплоходов, ни электричества, ни прочих благ цивилизации. В шлюзы баржи заводили конной тягой, проводка по каналу шла бурлаками, а по озёрам – под парусами. По берегам стояли будки бакенщиков, которые вечерами выходили в канал и зажигали своё хозяйство, так как движение по каналу порой было круглосуточным. Грузооборот постоянно рос, и за время своего существования Северодвинская водная система постоянно реконструировалась. Углублялся фарватер, увеличивались габариты шлюзов. Самые серьёзные изменения были проведены период с 1916 г. по 1921 г. силами военнопленных первой мировой. В то время на реконструкции канала работало около 8000 человек. В 1897 г. была построена железная дорога до Архангельска, и потребность в канале стала уменьшаться, а в 1933 г, когда началось движение по Беломорско – Балтийскому каналу, совсем упала. В 1964г. в результате устройства Шекснинской плотины и подъема воды в р. Шексна первый шлюз в Топорне был затоплен, но нумерацию оставили прежней и Северодвинская система теперь начинается со шлюза №2.
В 90-х годах финансирование канала было слабым, деревянные конструкции попросту догнивали, и, казалось бы, участь его предрешена. Однако, было решено сохранить Северо-Двинскую водную систему, и в 2000-х годах началась ее очередная реконструкция, продолжающаяся и по сей день.
«Дабы навсегда сохранить память Ваших трудов на пользу Государства по ведомству путей
сообщения… повелеваю именовать оный канал — каналом герцога Александра Вюртембергского».
Николай I. Высочайший Указ. 23 августа 1828г.
∼ ♦ ∼
- Подготовка -
Подготовка к этой поездке ничем особенным не отличалась, мы лишь усилили навигационную часть программкой SAS Planet, что оказалось совсем не лишним. В последних версиях САСа стали доступны навигационные карты Навионикса с буями глубинами и пр. судоходной обстановкой, которые мы успешно скачали за неделю до старта. Общий объем карт получился около 12 Гб. В добавок ко всему силами супруги был изготовлен стояночный тент и небольшой генакер.
И ещё: решено было опробовать приготовление еды из сушеных компонентов собственного приготовления. Водная часть маршрута была рассчитана на 4 суток + 1 день запасной, и необходимости в этом не было. Но мы решили попробовать. Сушили в основном мясо, лук, картофель, немного капусты и свеклы.
Сушеные продукты в походе имеют ряд преимуществ – малый вес и объём, приличный запас витаминов и длительный срок хранения. Для нас незаменимы в водных походах когда вся грузоподъемность корабля отдана под топливо.
После зимы собрали лодочку, опробовали движок, погрузив его дейдвуд в бочку с водой… покидали все это в машину и тронулись в путь. Маршрут знакомый – через Сергач на Ярославль, дальше до Вологды и налево до Шексны.
- В путь -
За два дня добрались до п. Шексна, где предварительно был забронирован домик в доме отдыха ”Парус”. Уютные домики на 2-3 человека, горячая и холодная вода, душ. На территории чисто и ухожено, тут не то, что окурок, пепел стряхивать было как то неловко. Близость водоема, удобный для спуска лодок берег, и тот факт, что директор сам по жизни водно-моторник, и проблемы лодочной братии ему хорошо знакомы, наверное предопределило направление деятельности – отдых на воде, заправка яхт и лодок топливом, продуктами, и т.д. Одним словом – нам понравилось.
Разместились, съездили за бензином, в ближайшем салоне приобрели Северо-Западную симку для интернета. На всем протяжении маршрута сотовая связь была… чаще Мегафон, чуть реже МТС, но без связи не оставались. Интернет же был необходим для приема погодного файла GRIB, опять же в подготовке к предстоящему походу по Баренцеву морю.
Пока готовим лодку немного истории: Как уже говорилось, что необходимость в водном пути до Архангельска назрела давно. Северо-Екатерининский не устраивал ни по качеству ни по габаритам судоходного пути, а так же по отдалённости от Мариинской системы по которой шли караваны из Питера в центральную Россию, и дальше в низовья Волги. Ещё до строительства Северодвинской водной системы, здесь пролегал путь имеющий название «Славянского волок», который действовал с 10 века. В его состав входили: река Славянка от Сизьминского разлива до Никольского озера, собственно сам волок от Никольского Торжка до села Волокославинское и река Прозовица до Кубенского озера. Волок этот был, как сейчас говорят, частным, и передавался по наследству. В конце XVI века принадлежал княгине Феодосье (жене князя Давида Кемского), а после ее смерти, перешел к сыну Дмитрия Донского – Андрею. Перетаскиванием судов по волоку занималось проживавшее в этом районе население, для которого данная работа являлась важным источником дохода. Иван Грозный в 1576 году пожаловал волок вместе с землями и крестьянами волости Кирилло-Белозерскому монастырю. В 1602 году, по инициативе монастырских властей и с разрешения Бориса Годунова, на волоке был устроен Торжок, который способствовал оживлению торговли и активизации перевозок в данном районе.
∼ ♦ ∼
И Кирилло-Белозерский монастырь, и село Волокославинское с его разводным понтоном, и сам Сизьминский будут впереди… а пока лодочка собрана, бензин и снаряга загружены, и около часа пополудни мы покинули гостеприимный «Парус». Через четверо суток, описав дугу к северо-востоку в 220 км., мы снова вернёмся сюда, но всё по порядку.
Загрузка лодочки небольшая: нас двое, бензин и снаряжение около 200 кг и Мерк на 70% гашетки уже обеспечивает глиссирование. Это была самая экономичная поездка – на 220 км мы спалили всего 70 литров. Принимаем прогноз, к вечеру обещают грозовой фронт и усиление ветра. У встречного сухогруза запрашиваем обстановку в Сизьминском.
- Раздувает, волна больше метра – не суйтесь.
Не суйтесь так не суйтесь, и пройдя около 40 км встаем на ночевку перед самым выходом в Сизьминский разлив.
Берега здесь низменные, заболоченные. Только с 3-4 подхода находим хорошее месть для ночёвки. Грозовой фронт подошел вовремя и изрядно нас намочил, но дров здесь предостаточно и к отходу все было высушено. Часть на газу, часть на разогретых трубах. Хотя дождь шел всю ночь, мелкий и противный. Стоянка N59°33,580′ и E38°27,704′
На первой же стоянке опробовали нововведения:1 – GPS датчик GlobalSat BU-353 при низкой облачности «поймал» 8 спутников и дальше пойдем по SAS с картами Навионикса. 2 – «сухофрукты» полностью оправдали надежды, но банку Йошкар-Олинской всё-же кинули в котелок. Все сушёное понравилось, кроме картошки – возможно не так посушили.
К утру погода наладилась, появилось солнце, и мы готовимся продолжить маршрут. Впереди Сизьминский разлив.
- Сизьминский разлив -
Свое название разлив получил от реки Сизьмы, левого притока Шексны. Образовался вследствие строительства плотины Шекснинской ГЭС в 1964 году.посёлке Шексна. Тянется он на 20 км в длину и местами достигает такой же ширины. Здесь находился один из наиболее сложных для судоводителей участков – знаменитые Ниловецкие пороги, протянувшиеся на несколько верст. Этот участок был опасен скоростью течения, небольшими глубинами и извилистым фарватером. Всего в районе теперешнего Сизьменского разлива было три шлюза и плотины Мариинской системы: «Ниловицы», «Ковжа» и «Черная Гряда» которые создавали подпор 1-2 метра каждая и скрывали многочисленные пороги и перекаты. Не доходя до Топорни около 2 км, будет ещё один затопленный шлюз – N35 «Деревенька» на старом русле Шексны.
Солнце поднималось, а с ним и ветерок, и мы быстренько перекусив отправились в путь. Будто кто-то бросил пригоршню буёв в воду и они разбрелись по водоёму. Понять логику не просто, но САС планет помогает. Неоднократно пытались уйти под берег, но пеньки, неизменно возвращали нас на судовой ход, в старое русло Шексны. Здесь идём на 5 канале, точнее шли, пока не залили рацию. За нами “пассажир”. Прёт километров 25-30. Нам иди с такой скоростью сложно, но идём. Если он нас не слышит, то пусть хоть видит. Фоток здесь нет, только видео на выходе в Сизьминский. Часам к 11, слегка подмокнув в Сизьминском, мы подошли к Топорне, откуда и начинается Северо-Двинская водная система.
- Северо-Двинская шлюзовая система -
Топорня – местечко в Кирилловском районе Вологодской области с населением в 134 человека. Именно так описан этот населённый пункт в Википеди, и в некотором смысле незаслуженно кратко. Как населённый пункт он действительно небольшой но чистый и ухоженный, но как узловую точку в водной системе России его значение переоценить сложно.
В Топорне сходятся практически все водные пути европейской части страны, посудите сами:
1. На север, по Волго-балту, до Онежского озера. Далее налево по Свири и Ладоге в Балтийское море
2. На север, по Волго-балту, до Онежского озера. Далее прямо до Повенца и по Беломоро-Балтийскому до Беломорска.
3. На восток по Северо-Двинской системе, дальше по Сухоне до Северной Двины, а по ней до Архангельска.
4. На юг, по Шексне на Волгу до Астрахани и Каспийского моря
5. На юг, до Волгограда, и далее по Волго-Донскому, до Азовского и Черного морей
В подходном канале стоит Речной-90, чуть дальше пристань местного маломерного флота, куда мы и направились на очередную просушку. Маленько обстучали и подсушили рацию, зовём шлюз на 3 канале:
- ”Второй шлюз, я 42-34”
- ”На связи второй”
- ”День добрый, маломерный 42-34 снизу. Прошу разрешение на шлюзование”
- ”Сейчас уточню у диспетчера”
Минут через 20…
- ”Мотолодка второму”
- ”На связи 42-34”
- ”Возьмем вас, но только с попутным”
- ”А когда он планируется?”
- ”Не знаю, “Речной-90” пойдет в этом направлении, а когда – не знаю”
- ”Ясно, будем ждать. Спасибо”
Читал, что раньше маломерных шлюзовали за деньги, причем все официально… то ли 500 р. за весь канал, то ли 600. Потом перестали, оно и понятно – сбрасывать несколько тысяч тонн воды из-за одной лодки неразумно. Но мы не в обиде, хорошо что вообще берут надувных. Погода наладилась, ветра стих, солнце. Переодеваемся, сушимся. Даже отдохнули маленько. Спать на банках удобно. Ширина Титана два с лишним, тут и подголовник и ноги опять же не свисают. Часа через три Речной-90 идёт в шлюз, ну и мы за ним.
Видео: Выходим на маршрут и Сизьминский разлив