- Шлюзование -
За «Речным-90″ зашли в шлюз. Это первый по счёту шлюз Северо-Двинской системы, но номер у него второй. Дело в том, что при реконструкции Волго-Балта в 1964 г. первый шлюз СДШС был разобран и затоплен, а нумерацию решено было не менять. Поэтому Северо-Двинская шлюзовая система начинается со шлюза №2, хотя по счёту он первый.
Зашли, ошвартовались. После закрытия ворот началось наполнение. Хотя и перепад высот небольшой, около полутора метров, шлюзовались минут 30, не быстро. Здесь, на шлюзе №2, наши данные внесли в журнал: кто мы, откуда и куда… габариты, приписка, и т.п. Дальше эту информацию больше не спрашивали.
Поднялись. «Речной-90″ отдаёт швартовые и выходит. Мы ещё подержимся, что бы не болтаться в камере. За нижними воротами видим Волго-Балт на полтора метра ниже.
Третий шлюз сразу, метров 500. На выходе из второго разводной понтон местной автодороги – Топорнинская лава. Как разводили не видел, но обратно подвели шустро – меньше минуты. В третий заходим в той же последовательности за толкачом. Здесь немного прощёлкали и нас развернуло боем винтов Речного. …и ладно, так и будем подниматься носом к Волго-Балту, потом при выходе развернёмся.
В третьем шлюзе поднимают около 2,5 метров. По времени те же 30-40 минут и мы уже на 4 метра выше «Волго-Балта».
Развернулись, выходим. Впереди Топорнинские заградительные ворота. Это на случай осушения шлюза для ремонта, да и так…на всякий пожарный.
Дальше до Сиверского озера будем идти Топорнинским каналом протяженностью около 7 км. Он полностью рукотворный и по его берегам кое-где ещё сохранились деревянные сваи установленные для укрепления береговой линии.
Разговор по рации:
- ”Кузьминский понтон третьему”
- ”На связи”
- ”Встречай Речного-90 и резиновую лодку”
- ”Добро”
Обгоняем «Речного» и бежим смотреть Кириллово – Белозёрский монастырь пока состав идёт до понтона. Ради нас вряд ли будут разводить, а зависать в канале неохота. Перед самым выходом в Сиверское озеро сохранились укрепления береговой линии и остатки Шиляковского понтона. В былые времена здесь проходил Череповецкий почтовый тракт.
Добежали до монастыря. Велик соблазн был ткнуться носом в берег, немного походить и познакомиться с монастырём поближе. Но Речной-90 уже объявился на 3-м канале, что вышел в озеро, и мы бежим назад к Кузьминскому понтону.
Движение в канале слабое и отставать от Речного не хотелось, когда ещё будет теплоход в нашу сторону. Но «точку» хорошего пляжика для подхода к монастырю поставили. Может кому пригодиться – N59°51,403′, E38°21,916′
Речной уже здесь. Понтон отвели, зелёный на проход. В самом понтоне есть узкий проходик для маломерных, «Прогресс» говорят проходит, но мы на пол-метра шире и рисковать не стали. Пошли за Речным под разводку.
Называть Северо-Двинскую водную систему каналом, было бы не правильно. По сути это целая система небольших каналов соединяющая природные озера. От Кузьминского понтона до следующего, Покровского озера мы идём по Кузьминскому каналу протяжённостью всего 1,3 км. Раньше здесь было русло небольшой речки Карботка, которую при строительстве канала немного углубили и почистили.
Прошли Покровское озеро. Дальше, до следующего озера, канал идёт по старому руслу реки Поздышка, протяженностью 3,4 км. Примерно на середине этого участка очередной понтон – Поздышевский. Понтон отведен, Речной проходит… мы за ним. Дальше нас ждёт Зауломское озеро, это приблизительно 4 км. пути
Пройдя Зауломское озеро, заходим на 1-й Вазеринский канал. А за ним, пройдя небольшое озеро Пигасово, и 2-й Вазеринский. Общая протяженность участка из озера и двух каналов, около 6 км.
Цивилизация отступила, и мы идём малым ходом по глухим Вологодским лесам. Довольно мелко… эхолот кажет от 1,8 до 2,5 метров. Боем винтов Речного поднимаются со дна топляки, и что бы не напороться, увеличиваем дистанцию. Берега здесь обманчивы… издалека вроде песчаный пляжик, а по факту сухой тростник и болото.
Русло канала довольно извилистое. Выставлено множество знаков судоходной обстановки, есть участки с односторонним движением. Речной, как и положено, объявляется когда занимает тот или иной сложный участок. Мы идём малым ходом и любуемся местными красотами.
Свист турбин Речного выдаёт очередной крутой поворот русла, и вахтенный который раз демонстрирует искусство судовождения.
Пройдя 2-й Вазеринский выходим в Кишемское озеро. За ним 3 км. Кишемского канала и шлюз №4. Примерно посредине Кишемского канала мост автодороги Р5 Вологда-Медвежьегорск.
Подошли к четвёртому шлюзу. Если во 2-м и 3-м шлюзах нас поднимали до уровня Кишемского озера, то в последующих трёх шлюзах будут опускать до уровня Кубенского озера.
Опорожнение камеры немного сложнее чем наполнение. Дело в том, что при подъёме мы видим все изъяны стенки по которой будем шаркаться надувным бортом… гвозди, куски торчащей арматуры, и т.п. При опорожнении, всё это будет появляться из воды неожиданно, и необходимо просто отжиматься от стеночки всем бортом. В остальном без разницы.
Зашли в 4-й шлюз, ошвартовались. Здесь опускают на 4 метра. Потравливаем швартов, отжимаемся от стеночки, что бы не порвать борт… и минут через 40 выходим.
Дальше, до шлюза №5, русло канала будет проходить по озеру Благовещенское, и 6-и километровому отрезку реки Иткла. Скажу что в Северо-Двинской шлюзовой системе ночами шлюзуют редко… Для этого необходимо специально заказывать ночное шлюзование, да и идти в темноте по мелкому и извилистому каналу непросто. Речной объявился, что пойдет до 5-го шлюза и встанет там на якорь до утра.
Дошли до 5-го шлюза и встали на ночевку с координатами 59°56,165′ севера и E38°52,745′ востока. Место не очень хорошее но на одну ночь сгодиться. Главное, что в зоне радиосвязи со шлюзом и толкачом а значит не проспим.
Видео: Шлюзование