Поездка эта зрела давно… Ещё год назад, находясь под впечатлением от зимней поездки в Нарян-Мар, мы вынашивали идею повторить нечто подобное. Именно о Ямале разговор не шёл, хотелось в этих широтах но куда нибудь по-восточнее. Тема эта вновь всплыла осенью, когда надо было планировать зимние приключения…
- Маршрут -
Изначально рассматривали два варианта. Первый это Ямальский по двум зимникам с посещением городов Салехард и Надым – маршрут достаточно известный и в сети масса отчетов о путешествиях по этим местам. Второй вариант всплыл неожиданно, когда на Нарьян-Марском форуме, появилась информация о планируемой на эту зиму прокладке оптико-волоконной линии связи до Коткино. Что будут топтать зимник и пойдёт серьёзная техника от Усть-Цильмы до Великовисочного и дальше на Лабожское и Коткино. Позже выяснилось, что кабель потянут от пос. Пылемец и техника пойдет от Нарьян-Мара а не Усть-Цильмы и где-то в феврале. В Наряне мы были, до февраля далеко и
На форуме УАЗ Патриот озвучили свои планы на новогодние каникулы и разместили приглашение принять участие в путешествии. В итоге собралась хорошая команда на трех автомобилях – Дмитрий и Елена с Самары, Роман с Ногинска и мы с супругой. Все на Патриотах, все на бензине, все с большим желанием посетить суровый северный край.
Был еще один член нашего коллектива, который хоть и не ездил с нами, но по праву может считаться таковым. Это житель п. Лабытнанги, то же кстати владелец УАЗ Патриот – Александр. Здесь его бортовой журнал – Aleksandr-89rus
- Подготовка -
Патриот к зимним поездкам оборудован и утеплён, поэтому в подготовке особо не загонялись… Махнул хрустящие ШРУСы, заодно ревизия ступичных, шкворней и торозных колодок. Изготовили сушилку для вещей соединив выход Вебасто с одним из ящиков, пригодилось… Фен гонит горячий воздух 80-90 град. поэтому сохнет всё моментально, да и еду подогреть то же кстати неплохо. Резервный аккумулятор заряжал до обильного кипения, плюс ещё 2 часа. Плотность получилась 1.31, до минус 50 точно не замерзнет. Тосол не меняли, но канисту антифриза с собой захватили… будет сильно холодать — махнём на месте. Перед самым выездом заглушили 4 задних стекла, на этом пожалуй и все…
- В путь -
Утром 2-го января, в две машины, выехали из Самары в сторону Уфы, где должны были встретиться с нашим боевым товарищем Ромой из Ногинска, который к тому времени уже был в пути. Встреча случилась, правда не в том месте где планировалась. Пообедали в местной кафешке, на развилке трассы М7 и поехали дальше. Ничего так кафешка… всё цивильно, и не дорого. Название кажется «Дуслык». N55°25,694′, E54°48,294′. За первый день проехали около 660 км и встали на ночевку в Чернушке: охраняемая стоянка, рядом неплохая столовая N56°32,009′, E56°05,754′. Фото-видео не доставали, поэтому показывать нечего.
Утром позавтракали и продолжили движение. Погода испортилась… если вчера было солнечно и морозно, то сегодня небо обложило, потеплело, и ближе к Чусовому пошёл снег.
Ромыч изготовил себе хорошую «наклейку», мы с Димой последовали его примеру. В Чусовом заправились и пошли на восток, перелазить через Уральские горы.
На границе «Европа-Азия» ненадолго встали пофоткаться, и поехали дальше. Второй день путешествия закончили в Североуральске, на городской автостоянке где и устроились на ночевку в машинах. Стоянка охраняемая 100р. с УАЗа. Координаты — N60°08,882′, E59°56,495′. За второй день прошли 670 км, до первого зимника отсюда — 250 км.
Проснулись пораньше. Сегодня в планах заправка по полной и выход на первый зимник, до которого кстати ещё надо доехать… 250 км. это часа 4 по зимней дороге, не меньше. Позавтракали, и в начале седьмого тронулись в путь. Часам к 11 добрались до Югорска
- Югорск -
Югорск, город достаточно молодой, но успешно развивающийся. В 1962 году при строительстве железной дороги Ивдель — Обь здесь был основан поселок Комсомольский. А уже в начале 90-х, поселок переименовали в Югорск, с присвоением ему статуса города. Сегодня численность населения Югорска превышает 35 тыс… солидно. Жаль, что мы мало уделили времени достопримечательностям города, хотя здесь есть на что посмотреть. Наверное все наши мысли были уже на зимниках. Хорошо что Мемориал Защитникам Отечества, с возведённым на постаменте перехватчиком «МиГ-25″ был на пути следования, и мы остановились посмотреть и пофоткаться.
На Приобском зимнике заправки есть… и в Берёзово и Азовах и Мужах. Но на дворе долгие новогодние праздники, рисковать не хотелось, и мы решили заправиться по полной, что бы нам надёжно хватило до Салехарда, а это 700 км. Тем более, что на выходе из города хорошая Лкуойловская заправка. Координаты : N61°19,604′, E63°21,4158′. Пока Ромыч ездил за газом, мы с Димой залили все канистры что были… получилось мин. на 1000 км. каждому… с учетом зимы, внедорожья, и ночных сугревов. Забегая вперёд скажу, что заправки на зимниках работали исправно, и топливный «нз» мы распечатали только перед Надымом, т.к. на Надымском зимнике заправок нет совсем.
Справедливости ради следует сказать, что первый наш зимник начинается не в Югорске, а в 10 км. дальше, в поселке Советский, и идёт вдоль полотна той самой железной дороги которую строили 50 лет назад. Зимник протяженностью около 120 км. идет напрямую до Нягани, через п.Уньюган, и его можно объехать по автодороге, которая связывает Югорск и Нягань с Ханты-Мансийском. Но это крюк в 250км, и потом нам не надо автодорог – мы едем смотреть зимники.
Перед выходом на зимник остановились у кафешки. Сначала подумали, что печь бутафорская, и сложена красоты ради, но позже выяснилось настоящая, и даже тёплая. Пообедали, немного отдохнули и около 2-х часов дня тронулись в путь. Темнеет рано, и нам хотелось выйти на первый зимник засветло.
- Зимник Советский-Нягань -
Зимник обязан своим рождением всё той же железнодорожной ветке Югорск-Приобье. Строили её военные, они же укладывали гати и возводили мосты. На карте дорога указана как лесовозная. В сухое лето проходима частично, зимой чиститься и поддерживается как зимник.
По словам местного населения выигрыш, в сравнении с объездной автодорогой сомнителен… и по бензину, и по времени. Но народ ездит. Мы неспешно прошли его за 4 часа, и за все время нам попалось с десяток машин. Никто не сидел, никого не вытаскивали… зимник хорошо почищен и мы просто катились, и любовались лесными пейзажами. Часам к 6 вечера прибыли в Нягань.
В Нягани пробыли недолго. Прокатились по вечернему городу, заехали на заправку, и поехали дальше. Координаты заправки Лукойл : N62°08,485′, E65°24,8639′. От Нягани до Приобья километров 50 хорошей дороги, а дальше всё — дорога кончилась. Летом отсюда ходит паром до Салехарда, зимой — только зимник, 600 км. строго на север вдоль русла Оби.
Часа за два добежали до Приобья, и около 9 вечера выкатились на второй зимник протяженностью 600 км.
Продолжение следует.
- Зимник Салехард-Приобье -
Видео: Зимник Приобье-Лабытнанги