- К месту посадки космического корабля «Восход-2″ -
Выехали часа в 4. В Усолье берем оба под горловины + канистру на всякий… следующая заправка в Гайнах. Яндекс отказался прокладывать маршрут Березники – Басим на автомобиле, только мотоцикл – 110 км. за 6 ч. 14 мин. Навигатор оказался сговорчивее и проложился до места посадки, но о качестве дороги тактично «промолчал».
Дорога оказалась грейдером хорошего качества с небольшими участками асфальта у населенных пунктов, и через пару часов были уже в Басиме.
Указателей немерено и заблудиться тут сложно.
У лесовозников консультируемся о возможности проезда, как здесь говорят, к обелиску. «Не знаю, туда давно уже никто не ездит. Раньше автобус с Басима возил экскурсии. Если плиты остались, наверное пройдете». Дедок на старенькой буханке – «До Гайн? Не знаю, прошлый год у п. Косы совсем плохо было, может сейчас подлатали.». Про Гайны напрягает, возвращаться вкруголя через Киров совсем не катит.
Засекаем по одометру Басим и ровно через 9 км. уходим налево к месту посадки. На фото – первые километры дороги к месту посадки.
После отворотки тайга наполнилась шашлычным запахом, будто огромный мегаполис разом выехал на природу и разжигает свои мангалы. Ответ нашелся сразу: через пару минут мы выехали на огромную площадку с десятками углевыжигательных печей и штабелями мешков с готовой продукцией – здесь делают древесный уголь.
Несмотря на ранний час печи дымят и работники на местах, похоже производство тут непрерывное. Уточняем дорогу: «На УАЗе пройдёте, только заросло там уже всё, вряд ли обелиск найдете. Возвращайтесь назад, будет поворот и указатель высоко на дереве.» Похоже мы его проскочили…
Возвращаемся, находим указатель, фоткаемся.
Техника тут серьезная, в основном гусеничная, и вот такая – «комбинированная». Мы на их фоне пузотеры. На полпути ещё один указатель к месту посадки, но точку не ставим, и где конкретно уже не вспомнить.
Все 25 км. от отворотки до места посадки можно разделить на 2 участка. От трассы до точки «Поворот» (прибл 17 км.) поддерживается лесовозниками в хорошем состоянии в т.ч. мост через р. Чугор.
Следующие 8 км. до места посадки – это заросшая лесная просека, по которой похоже давно никто не ездил, с остатками бетонных плит, поваленными деревьями и тройкой засадных мест, основное из которых – ручей около метра глубиной.
На этих 8 км. оторвем сначала глушитель, потом амортизатор и бонусом появится проблема с креплением РЦС – при нажатии верхнее ухо отходит от колокола на 2-3 мм. Похоже я сам потянул резьбу, когда перед выездом менял сцепу. Подвязываем глушак и едем дальше. Капрон плавится, глушак снова повисает на приемной трубе. Осталось немного. Фоток делали мало, но регистратор успели скинуть. На всё, судя по регистратору, ушло около 2-х часов в один конец. Ниже на фотках собственно все 25 км. пути по времени и три засадных места.
На видео последние метры до развилки, где оставим машину. На 1:34 останавливаемся, потом пытаемся проехать к месту посадки и сразу садимся 2:20. Возвращаемся на исходную и идем пешком метров 300 до указателя. Видео.
Сам обелиск мы не увидели, обследовали ближайшие заросли ивняка, но ничего не нашли – лес вырублен, вся площадь вспахана трелёвочной техникой. Фотографии в интернете, с прошлых посещений обелиска, сделаны на фоне густого соснового леса. У нас редкие берёзки, метровые ямы с остатками брёвен и табличка со стрелкой «Место приземления космонавтов».
По приезду рассматривали это место по Google earth: В 2014 на месте посадки густой лес. В 2015 лес вырублен. Скорее всего обелиск там, мы просто не нашли его в молодых зарослях. Третье фото с привязкой к местности – ближайший лес в километре к югу, в русле р. Уролка, но это совсем далеко.
Всё чаще подтягиваем нижний болт РЦС, и похоже он долго не протянет в одиночку. Есть пару метров 6 мм. вязальной проволоки и столько же тормозной трубки в ЗИПе, но всё это в легкую перерубит полугнилую бочку глушака. Решили разоружить паруса – штаги и ванты из 4 мм стального троса в оболочке и куча всяких прибамбасов – карабинов, вертлюгов, талрепов… может и подберём что-то для крепления РЦС. Пока ползём до открытого места, редко жмакая сцепу и больше по лужам. Здесь комары сожрут нас раньше, чем мы разложим ключи.
5 метров ахтерштага хватило для крепления глушителя. Талреп оттяжки гика встал как влитой – кольцом на колокол, крючком за штуцер удаления воздуха. Набиваем втугую и фиксируем стяжками. Хотели до Сыктывкара и в сервис, но «колхоз» оказался живучим и докатились до Самары – с талрепом на РЦС, тросами на глушаке и трёх амортизаторах.
- из Пермского края в Коми -
Вышли на Басимовский грейдер. Супруга на скорую руку описывает прошедшие события, я ныряю под машину – РЦС прижат, глушитель и все остальное вроде в норме. Катимся дальше.
Село Коса – дорожная техника и кучи щебня по обочинам, похоже прав был дедок на буханке – совсем недавно тут было не проехать. Вскоре выходим на трассу Кудымкар-Гайны. Тот же грейдер, асфальтом тут даже не пахнет.
В Гайнах на Лукойле заправляем машину и заправляемся сами.
Въезжаем в Коми. Перед Кажимом две полосы рыхлого песка с узкой лесной просекой посередине. Прыгаем с одной на другую, но хрен редьки не слаще и возвращаемся на предыдущую. Главное не останавливаться.
В Кажиме два интересных места – бывший Чугунолитейный завод, состоящий из комплекса полуразрушенных зданий: заводоуправления, доменной печи, литейного цеха и плотины. Смотрится интересно, и похоже это главная достопримечательность небольшого поселка в Коми.
Есть ещё одна. На территории Кажимского водохранилища расположено рыболовное хозяйство по выращиванию форели. С моста через плотину хорошо видны его садки.
Прошли Койгородок, грейдер сменился асфальтом, и через пару часов выходим на трассу Киров – Сыктывкар. Внеплановая Пермская часть путешествия заканчивается. Дорога из Пермского края в Коми есть и хорошего качества. (450 км. грейдер + 100 асфальт.) Яндекс по прежнему направляет через Басим и Гайны только мотоциклы, а машины «посылает» в объезд через Кудымкар (670 км.). Стрёмно.
Ночуем в придорожной гостинице п.Визинга. Чистим пёрышки, скидываем фото/видео, ужинаем. Внеплановая Пермская часть путешествия закончилась, дальше уже по ранее намеченному – Сыктывкар, Ухта, Ижма…
- По ранее намеченному -
Дорога тут разная. В основном асфальт, немного нудного грейдера до Малой Перы и 35 км отличной дороги Малая Пера-Ираёль, сданной в эксплуатацию в прошлом году.
В 2013 г. мы тут с Романом (Atil) ехали смотреть Нарьян-Марский зимник. Тогда это была просто отсыпка строящейся дороги, сейчас – отличное покрытие с разметкой, знаками и пр. атрибутами.
Грейдер – прерогатива супруги, она водит аккуратно, без излишних разгонов и торможений. Получается даже быстрее.
В Ираёле заправка, и через пару часов Ижма. Ночуем в небольшом домике на окраине села. Тут все просто: (по телефону) «Ключ найдёте «там-то», деньги за ночевку оставьте в СВЧ. Заселяйтесь.» Назавтра посещение очередной достопримечательности – заброшенного аэропорта Ижма.
Небольшое село в Коми стало широко известным после аварийной посадки обесточенного Ту-154 на заброшенную полосу аэродрома Ижма в сентябре 2010. Полгода борт пробыл в Ижме, и в конце марта 2011 под управлением летчика-испытателя Рубена Есаяна поднялся в воздух и, не убирая шасси, ушел сначала на Ухту, а потом и на ремонт в Самару, сделав прощальный круг над Ижмой. Видео – Легендарный взлет Ту-154 в Ижме. Фото – trinixy.ru
Утром дождь. Здание аэровокзала заколочено, ворота на взлетную полосу за замке. Немного пережидаем непогоду, фоткаемся и едем дальше.
До Усть-Цильмы около 100 км, вместо вчерашних +25 за бортом +16,2 – север приближается.
Выезжаем на берег Печоры. Несмотря на ранний час, желающих перебраться на противоположный берег уже прилично. Успокаивает примечание в расписании – «При накоплении на берегу 3-х и более единиц производятся дополнительные рейсы.» На паром заезжаем задним ходом, так положено. Цена за УАЗ – 475 р. Заезжаем на паром – видео
Печора – быстрая река и русло своё меняет часто. Где недавно был судовой ход, появляются песчаные острова, а на месте вчерашних отмелей река промывает себе новую дорогу. Путейцы, обслуживающие реку, постоянно меняют расположение знаков судоходной обстановки и отражают их в лоции. У нас из навигации SAS и Lowrance с древними картами, посему хватаю фотик и бегу на буксир. Капитан разрешает переснять лоцию реки со свежими корректировками. На мое предложение отблагодарить, слышу в ответ – ничего не нужно.
«Ничего не нужно» – эту фразу мы услышим ещё не раз: местные рыбаки, удивляясь нашему самарскому происхождению, угощали рыбой, «немного» другой, чем мы ловили на удочку. На ведомственном причале в Нарьян-Маре нашлось место на ночевку нашему кораблику, и тоже – «Ничего не нужно»… Печора мелела на глазах. Возвращаясь обратно, в протоке Городецкий Шар, хорошо встряли – широко и везде 0,3-0,4 метра. С нашими 0,6 под килем на малом ходу тут не пройти, только глиссирование. Подъехал местный житель на «Казанке» – «Помощь нужна? Держитесь за нами.» и вывел нас в основное русло Печоры. Судя по карте сами не вышли бы. Люди здесь добрее и отзывчивее, и похоже сам Север обязывает их быть такими.
Полсотни км. мокрого грейдера и мы в Усть-Цильме. Небольшая экскурсия по селу и поиск места для сборки лодки.
Заправка в Усть-Цильме работает только днём. Выгружаем кораблик, скидываем сверху канистры и за бензином. Берём во всё что есть – 10 канистр и бак. Этих 213 л. хватит до Нарьян-Мара и обратно.
Погода налаживается, и ближайшую неделю дождя не будет. Будет небольшой «северок», незаходящее круглые сутки солнце и прекрасные виды вокруг. Начинается водная часть путешествия. Выходим с Усть-Цильмы – видео