Онежское озеро часть 1

 

Есть месяц отпуска, есть автомобиль на ходу и лодка почти. Мы снова собираемся на Север, который не отпускает уже многие годы. Штормовать и промокать совсем неохота и куда конкретно не знаем сами. Едем до Вологодской развязки, смотрим погоду и определимся окончательно – Вытегра или Архангельск, Онежское или Белое.

 

- Подготовка -

 

Несмотря на погнутый гребной вал прошлогоднее путешествие по Онежскому каналу закончилось удачно. Пройдя около 120 км. мы благополучно добрались до Вытегры своим ходом. Дома разобрал редуктор – шестерни и механизм реверса целые, масло чистое. Опытный токарь замерил твердость, удивился такому везению и даже не взялся разгибать. 55HRC – сломаю обязательно. Оригинальный вал был заказан у надежных людей но ждать пришлось 3 месяца. Новый вал, новое масло и мы снова на ходу.

Удачно погнутый гребной вал.

Удачно погнутый гребной вал.

Механизм реверса

Механизм реверса

Заказал оригинальный вал

Заказал оригинальный вал

∼ ♦ ∼

В прошлом году, после неудачного подхода к о.Мудьюгский, аккумулятор начал «закисать». Выдернули сразу, но солёной воды похоже втянул. Заряжается нормально, стартер крутит весело, но появился саморазряд – за месяц отстоя аккум теряет половину емкости. Т.к. «свинец» в походе не лучший вариант, взял «литий». Литий-железо-фосфат (LiFeP04) на сегодня пожалуй лучший из семейства литиевых, в сравнении с литий-ионными (Li-ion) и литий полимерными (Li-pol) – большая удельная емкость, низкий саморазряд, менее склонны к самовозгоранию при перезаряде и механических повреждениях. Недостаток – «лифер» нельзя заряжать при минусовых температурах. Разряжать можно – заряжать нет. Аккумулятор способный полноценно заряжаться на морозе это литий-титанат (LpTO). Напряжение одного элемента у титаната самое низкое из литиевых – 2,4В (лифер 3,2В, липоль 3,7В) и для получения нужных 12-14 необходимо 5-6 баток, но неоспоримое преимущество «минусовой» зарядки взяло верх.

2016 г. Белое море. Неудачный подход к острову Мудьюгский.

2016 г. Белое море. Неудачный подход к острову Мудьюгский.

Электробусы работающие на литий-титанатных аккумуляторах Microvast

Электробусы работающие на литий-титанатных аккумуляторах Microvast

Сборка из 15 элементов в параллель от китайских электробусов. Емкость 165 а.ч

Сборка из 15 элементов в параллель от китайских электробусов. Емкость 165 а.ч

На Али и Тао представлен широкий ассортимент литий-титаната, например, тут, но рисковать не стал, и взял две готовые сборки по 165 а.ч от китайских электробусов Microvast. Со слов производителя, Microvast Lithium Titanate, теряет всего 3% начальной емкости после 3000 циклов заряд-разряд. Для сравнения обычный свинцовый приходит в негодность после 300 циклов, а некоторые и раньше. Общий ресурс титаната – 20000 циклов. Если добавить низкое Rвн (0.00005 Ом) и бешеную длительную токоотдачу в 600А (1600А в течении минуты), плюс возможность быстрой зарядки токами в сотни ампер и низкий саморазряд… Короче, денег своих он стоит и владельцам лебедок и пр. силовых потребителей есть над чем задуматься.

Приобрел две сборки титаната по 165 а.ч.

Приобрел две сборки титаната по 165 а.ч.

Пакеты с маркировкой

Пакеты с маркировкой

Готовы два блока по 5 элементов

Готовы два блока по 5 элементов

Пришли 100% заряженные, разброс 2,69-2,71v по пакетам. После 2-х месяцев отлёжки стало 2,66-2,69. то есть саморазряд практически нулевой. Внутри элементы соединены при помощи точечной сварки и свободно разделяются обычным скальпелем. Получилось 30 пакетов по 11 а.ч. и соотв два варианта соединений: 5 блоков по 6 пакетов параллельно в каждом (12,5 вольт), и 6 блоков по 5 в параллель (15 вольт).

Два блока по 5 пакетов

Два блока по 5 пакетов

Пакет титаната 2,4v 11 a.h 225х130х6мм

Пакет титаната 2,4v 11 a.h 225х130х6мм

Один 3s5p готов, перемычки рядом.

Один 3s5p готов, перемычки рядом.

Пробовал оба варианта соединений. При 5s6p зарядный ток от генератора 100-110 ампер и посаженный титанат автомобильный генератор воспринимает почти как КЗ. Титанату ничего не будет от такого тока, за генератор страхово. Переделал на 6s5p – стало лучше. Сразу 60-70А и плавное снижение тока по мере заряда. Так и оставил – 6 блоков последовательно, в каждом по 5 пакетов в параллель. Получился аккумулятор емкостью 55ah и напряжением 14,4v. Время полной зарядки на Патриоте – час-полтора.

Весь аккумулятор стянут 6-ю шпильками М6 по периметру

Весь аккумулятор стянут 6-ю шпильками М6 по периметру

Для будущей платы BMS сделаны выводы межбаночных соединений

Для будущей платы BMS сделаны выводы межбаночных соединений

Межбаночные соединения из 5 мм. алюминиевой пластины

Межбаночные соединения из 5 мм. алюминиевой пластины

Соединение пакетов по схеме 6s5p, с напряжением 15-16 вольт, позволяет заряжать обычные 12В акб прямым подключением, то есть «самотёком». На фото зарядка литий-железо-фосфата током 15А и подкапотного «свинца» током 4,5А непосредственно в прикуриватель. Зимой оптимально параллелить свинец и титанат на постоянку и иметь надежный пуск в любые морозы. За несколько минут работы генератора титанат восстановиться и будет неспешно переливать свои ампер-часы подкапотному после остановки двигателя. При необходимости 2-3 метра соединительных проводов ограничат зарядный ток.

Самотёком из титаната в лифер

Самотёком из титаната в лифер

... из титаната в подкапотный свинец

… из титаната в подкапотный свинец

IMG_6527

.

Все 30 пакетов стянуты шестью шпильками М6, межбаночные соединения из алюминиевой полосы 5 мм. с клеммами для подключения BMS. Для использовании в качестве пускового поставил обмеднённые болты М10 – подтаскиваем, накидываем клеммы и запускаем. На воде под электромотором точных замеров пока не проводил. Думаю на на 10-12 км. этой емкости хватит. Ну и конечно гермомешок из традиционного желтого ПВХ на 2-3 закрутки и ручкой для переноски. Вес 12 кг.

Для использования в качестве стартерной клеммы М10. Подносим и запускаем.

Для использования в качестве стартерной клеммы М10. Подносим и запускаем.

Для переноски изготовлен гермомешка с 2-3 закрутками. Вес аккумулятора 12 кг.

Для переноски изготовлен гермомешка с 2-3 закрутками. Вес аккумулятора 12 кг.

Думаю одной зарядки хватит на 10-12 км. под этим электромотором. Буду пробовать.

Думаю одной зарядки хватит на 10-12 км хода под электромотором. Буду пробовать.

Протестировал титанат на Патриоте: В режиме все включено ток потребления от АКБ при остановленном двигателе 50-55 ампер – печка, дальний, подогрев и т.д. Через час напряжение понизилось до 1,8v на банку и разряд остановил. После чего весёлая прокрутка двигателя с просадкой по приборке до 10v и суровые 90 ампер зарядного тока от штатного генератора после запуска.

Свинец отключен, двигатель остановлен, ток разряда литий-титаната 55 ампер

Свинец отключен, двигатель остановлен, ток разряда литий-титаната 55 ампер

После 40 мин. разряда током 50 ампер. Напряжение на элементе упало до 2,08v

После 40 мин. разряда током 50 ампер. Напряжение на элементе упало до 2,08v

После запуска посаженный на 80% титанат заряжается током 90 ампер при 13,1 вольтах

После запуска посаженный на 80% титанат заряжается током 90 ампер при 13,1v

На трёх фото ниже разряд титаната по времени с уменьшение напряжения и тока. Судя по ваттмету отдано 99, 231 и 414 вт.ч. Результат порадовал – почти час титанат разряжался током 50 ампер, после чего в лёгкую запустил остывший двигатель. По примерным прикидкам 55 ампер часов «литий-титаната» эквивалентны 120-150 ah «свинца».

Напряжение13.7v, ток 46А, отдано 99 вт.ч

Напряжение13.7v, ток 46А, отдано 99 вт.ч

Напряжение13.2v, ток 44А, отдано 231 вт.ч

Напряжение 13.2v, ток 44А, отдано 231 вт.ч

Напряжение 12.4v, ток 41А, отдано 414 вт.ч

Напряжение 12.4v, ток 41А, отдано 414 вт.ч

∼ ♦ ∼

Закончил монтаж амперметра и ваттметра. Теперь появилась возможность контролировать все силовые токи автомобиля, плюс ток зарядки АКБ на стоянке и в ходу. Всё хозяйство разместилось над рычагами КПП и РК – видно хорошо и внимание не отвлекает. При необходимости можно включить подсветку. В подробностях как делалось тут – Амперметр и Ваттметр

Монтаж амперметра и ваттметра над рычагами КПП и РК

Монтаж амперметра и ваттметра над рычагами КПП и РК

Индикаторная часть амперметра и регулятор напряжения генератора

Индикаторная часть амперметра и регулятор напряжения генератора

Открыты двери, горит свет в салоне. Ток потребления по ваттметру 0,81А.

Открыты двери, горит свет в салоне. Ток потребления по ваттметру 0,81А.

Ниже на фото: идёт зарядка от солнечных батарей – ток 2,65А, в АКБ «залито» 17 вт.ч или 1,2 а.ч емкости; Ток потребления эл. чайника 51 ампер. Всего на кипячение израсходовано 3,2 а.ч. Видео – кипячение чайника

Зарядка от солнечных батарей.  Ток 2,65А

Зарядка от солнечных батарей. Ток 2,65А

На кипячение чайника необходимо 3 ач

На кипячение чайника необходимо 3 ач

Переключатель режимов ваттметра

Переключатель режимов ваттметра

∼ ♦ ∼

Сетки на задних стёклах хорошее место для хранения вещей ближнего доступа. Всего испробовано три варианта их обустройства: Верёвочные со временем отвисают, резинки лучше, но перестают быть таковыми на морозе, а на солнце быстро приходят в негодность. Вариант с мощными 14 мм. пружинами от советского эспандера оказался самый то. Кусок сетки от гамака, ПВХ ткань и люверсы. Внизу алюминиевая полоса 15х2,5мм. на ребро.

Спица фиксации сетки в люверсах

Спица фиксации сетки в люверсах

В нижней части полоса 15х2,5мм

В нижней части полоса 15х2,5мм

0026

.

Недавняя поездка в Мезень похоже долго будет напоминать о себе. Пару раз чистили салон на мойках, но рыжая мезенская пыль снова появлялась неведомо откуда. Пришлось вскрывать полости кузова, снимать сидения и конкретно пылесосить. После чистки салона и монтажа оконных сеток спальник стал выглядеть так.

с6

.

с5

.

0028

.

∼ ♦ ∼

Появились первые симптомы увядающего бензонасоса – слабая перекачка. Заморачиваться заменой насоса не стал и махнул целиком модуль, не забыв конечно врезаться топливоприёмником для нужд Вебасто и Эбершпахера. Насос заурчал, ток потребления возрос до 5,2 ампер вместо 4,3 с прежним, и уровень в правом баке стал подниматься чуть ли не на глазах. До кучи заглянул под левое кресло и поменял потрескавшийся шланг к адсорберу.

Заменил потрескавшийся шланг на адсорбер от сепаратора.

Заменил потрескавшийся шланг на адсорбер от сепаратора.

В среднем штуцере видна струя обратки, можно оценить производительность

В среднем штуцере видна струя обратки, можно оценить производительность

Топливоприемник отопителей пришлось переставить на новый модуль.

Топливоприемник отопителей пришлось переставить на новый модуль.

∼ ♦ ∼

Погрузку упростили – наверх только мачты и 6 канистр плашмя с минимумом подвязок и креплений, остальное вовнутрь. Салон получился под крышу, но расход упал и вместо обычных до 16-17 с «горой на багажнике» получилось 14 литров на сотню.

Погрузка

Погрузка

Погрузка

Погрузка

Погрузка

Погрузка

 

часть 1 часть 2