к Белому морю часть 2

 

- Суровый мезенский грейдер -

 

Со слов местных жителей такой жары здесь не было с 2000 года, и вероятность, что Кулойский канал пересох высока. Посему едем в Пинегу на машине поглядеть, что и как, и на месте принять решение по водной части маршрута.

Дорога Архангельск – Мезень

Дорога Архангельск – Мезень

Малые Корелы

Малые Корелы

река Пинега

река Пинега

Дорога до Пинеги это часть автодороги «Архангельск – Мезень» протяженностью 390 км. Первые 80 до Белгородского асфальт, остальные 300 км – грейдер. Заправка есть в самой Пинеге и Боброво, в 40 км от Архангельска. Большинство фоток на грейдерах делаем на ходу. Встать, значит погрузиться в клубы собственной пыли и зависнуть минут на 10-15.

.

.

.

.

.

.

Участок «Белгородский – Пинега» пожалуй самый живописный. Cначала дорога идёт вдоль правого берега р. Пинега, выходя практически к самой реке, дальше уходит круто вверх, напоминая горный серпантин, и огибая Пинежский заповедник снова спускается к реке.

.

.

Пинега местами здорово обмелела

Пинега местами здорово обмелела

.

.

Дальше очень интересное место. Здесь на поверхность выходят гипсы и доломиты Пинежского карста. Постоянно чередующиеся спуски и подъемы с крутыми поворотами и сужениями, плюс летящие лесовозы, коих тут немерено.

.

.

.

.

.

.

Пройдя туркомплекс «Голубино» мы покидаем грейдер и уходим налево по грунтовке, чтобы посетить самую высокую точку Архангельской области – деревню Красная горка. Здесь расположен Красногорский монастырь, основанный в 1603 году, который любил посещать находившийся в ссылке в Пинеге князь Голицын.

Вид на Пинегу с высоты Красной горки, самой высокой точки Архангельской области.

Вид на Пинегу с высоты Красной горки, самой высокой точки Архангельской области.

Спутниковый телефон – неизменный атрибут заброшенных деревень севера

Спутниковый телефон – неизменный атрибут заброшенных деревень севера

Красногорский Богородицкий монастырь. Здесь захоронен Князь В.В. Голицин

Красногорский Богородицкий монастырь. Здесь захоронен Князь В.В. Голицин

После смерти Василий Голицин был погребён на территории Красногорского монастыря. В ссылку же боярин отправлен … за «особливую привязанность» к царевне Софье. В сентябре 1689 г указом Петра отрешен был от всех дел, сперва сослан с женою и детьми в Каргополь, а спустя два года переведен в Пустозерский острог на вечное житие. Скончался в 1715 г в Великопинеге, откуда тело его было перевезено в Красногорский монастырь.
Познакомившись с Красной горкой и монастырем, спускаемся обратно, и через полчаса пос. Пинега и Кулойский канал.

 

- Кулойский канал -

 

Канал «Пинега – Кулой» построен в 1928 году и предназначен для транспортировки леса на лесопильные заводы Архангельска. Канал совсем небольшой, всего 6 км, имеет в своем составе единственный шлюз Сотка, который давно разрушен. До недавнего времени был судоходен и использовался для доставки грузов в период половодья, в основном продуктов в Мезень и Лешуконское. Со строительством круглогодичной дороги «Архангельск – Мезень» в 2008 году потерял свою актуальность и сейчас используется лишь туристами – байдарочниками. На среднем фото мост через Кулойский канал в период июньских дождей 2014 г, на правом – каким его увидели мы в июле 2016.

Канал "Кулой – Пинега" протяженностью около 6 км и одним шлюзом

Канал «Кулой – Пинега» протяженностью около 6 км и одним шлюзом

Мост через Кулойский канал  29 июня 2014 г. фото – http://sanatatur.ru/

Мост через Кулойский канал 29 июня 2014 г. фото – http://sanatatur.ru/

Таким мы увидели мост через Кулойский канал в начале июля 2016 года

Таким мы увидели мост через Кулойский канал в начале июля 2016 года

Для нас, кроме как гидротехническое сооружение, канал был интересен возможностью закольцевать маршрут. Выйдя водой с Архангельска, пройти каналом до Белого моря и вдоль зимнего берега вернуться к месту старта. Не получилось… из-за аномальной жары канал почти пересох, и если здесь у моста воды было по щиколотку, то вход со стороны Пинеги больше напоминал какую нибудь южно-африканскую пустыню.

Кулойский канал

Кулойский канал

Вид с моста на Кулойский канал.

Вид с моста на Кулойский канал.

Кулойский канал

Кулойский канал

Берем тайм-аут для обдумывания дальнейших действий и заселяемся в аэропортовскую гостиницу, расположенную в сотне метрах отсюда. Стрёмно… самого аэропорта уже лет 20 как нет в Пинеге, а гостиница осталась.

116 регион, но сами с Самары

116 регион, но сами с Самары

Гостиничный двор

Гостиничный двор

Номер на втором этаже

Номер на втором этаже

Сходили в настоящую деревенскую баньку, за ужином обсудили наши дальнейшие планы и ближе к полуночи отошли ко сну. Назавтра знакомство с Мезенью и обратно в Архангельск, собирать корабль и по возможности выходить.

Ранним утром покатились на Мезень

Ранним утром покатились на Мезень

Гостиничный двор

Гостиничный двор

Аэропорта нет лет 20, а гостиница осталась.

Аэропорта нет лет 20, а гостиница осталась.

То ли от трясучки на грейдере, то ли от пылищи, которая лезла во все щели – стал заедать замок зажигания. Сначала ключ подклинивал, а потом и вовсе перестал выниматься. Так и оставили машинку на ночь с ключом в замке. Позже уже в Самаре суровый мезенский грейдер не раз напомнит о себе… «отстрелились» головки трех болтиков крышки заднего моста, из-за отказа «левого полушария» пришлось менять приборную панель и много ещё чего по мелочи.

"Отстрелились" головки болтиков

«Отстрелились» головки болтиков

Сверлим 4,8 мм и забиваем Torx30

Сверлим 4,8 мм и забиваем Torx30

Провернулся подрулевой

Провернулся подрулевой

Утром ключ удалось извлечь с помощью шприца и WD-шки… Промыли спиртом личинку, продули компрессором и покатились дальше. Быть рядом и не посетить один из старейших северных городов было бы непростительно.

Приборная панель под замену

Приборная панель под замену

Пришлось вымывать ключ WD-шкой

Пришлось вымывать ключ WD-шкой

Рано утром покатились на Мезень

Рано утром покатились на Мезень

 

- Идем на Мезень -

 

До Мезени отсюда 180 км пыльного грейдера и три понтонные переправы через реки Мезень, Кимжа и Пеза. Скорость та же – либо 5, либо 60 км/ч. Раннее утро, встречки нет, идем 60…

Переправы три – Кимжа, Мезень и Пеза

Переправы три – Кимжа, Мезень и Пеза

Подъехали к первой – река Кимжа

Подъехали к первой – река Кимжа

Понтонный мост через р. Кимжа

Понтонный мост через р. Кимжа

Через пару часов река Кимжа. Армейские понтоны почти не шелохнулись от нашего веса. Ещё бы… 20-и тонные лесовозы тут обычное явление.

Вот мы уже на правом берегу Кимжи

Вот мы уже на правом берегу Кимжи

Понтон р. Кимжа. Фото http://ador.ru/

Понтон р. Кимжа. Фото http://ador.ru/

Важная птица, очень важная...

Важная птица, очень важная…

Буквально через пять минут выкатываемся на берег Мезени, и в паре километрах сама переправа. Очередь из двух грузовичков, встаем за ними… Как позже выяснилось, никакой очереди нет а мужики просто перетаскивают скарб из одного авто в другой. Навстречу несколько машин с правого берега, торможу…

Буквально через 5 мин. река Мезень

Буквально через 5 мин. река Мезень

Пару км по песку и сама переправа

Пару км по песку и сама переправа

Встали за грузовичком, думали очередь...

Встали за грузовичком, думали очередь…

Хотя знаки свидетельствуют о нашем преимуществе прохождения переправы, пытаюсь закрепить собственные знания ПДД у местного джипера… «У кого больше машина, тот и прав» – демонстрирует местный абориген немногословность народов севера. Почти как в Польше – «У кого больше, тот и пан…», но спорить с местными не стал, и минут через 10, пропустив колонну, принялись форсировать очередную водную преграду – реку Мезень.

С нашего берега преимущество...

С нашего берега преимущество…

Правила проезда переправы

Правила проезда переправы

Уточняю у местного, кто тут старше

Уточняю у местного, кто тут старше

Пять барж, надёжно сцепленных между собой, запредельные углы аппарелей и грохот на их стыках… и мы уже на правом берегу Мезени. Читали, что раньше переправа была платной, сейчас нет… просто проехали и всё.

Понтонная переправа через р. Мезень

Понтонная переправа через р. Мезень

На барже есть разъезд со встречными

На барже есть разъезд со встречными

Понтонная переправа через р. Мезень

Понтонная переправа через р. Мезень

Дальше развилка «Мезень – Лешуконское», нам налево. Кстати, направо мимо Лешуконского можно вернуться в Самару через Коми, там же и отворотка на легендарный Печорский тракт. Но нам на Мезень, и вскоре третья по счету переправа через Пезу. Переправу прошли в гордом одиночестве и неспешно, любуясь видами спокойной реки.

Направо можно вернуться в Самару

Направо можно вернуться в Самару

Третья переправа, теперь через Пезу.

Третья переправа, теперь через Пезу.

Правила проезда переправы р. Пеза

Правила проезда переправы р. Пеза

Круглогодичная дорога в Мезень появилась совсем недавно в 2008 году. До этого сообщение с большой землёй было по зимнику, а летом самолетом. Сейчас добраться до Мезени можно в любое время года, погранзона перенесена немного на север, но знак остался. Пропуска наши до самой Шойны, и беспокойства за свое присутствие в ПЗ нет. Фоткаемся…

Переправу проходим в одиночестве

Переправу проходим в одиночестве

Правый берег р. Пеза

Правый берег р. Пеза

Фоткаемся у серьезного указателя

Фоткаемся у серьезного указателя

Гостиница в Мезени одна и совсем не дешёвая, двухместный номер без удобств 4 тысячи. Поэтому мягким кроватям мы предпочли ночевку в настоящем таёжном лесу.

Раньше отсюда начиналась погранзона

Раньше отсюда начиналась погранзона

Вот и Мезень...

Вот и Мезень…

Гостиница в Мезени совсем не дешёвая

Гостиница в Мезени совсем не дешёвая

На следующий день той же дорогой возвращаемся в Архангельск, где по договоренности с яхт-клубом «Норд» собираем лодку, оставляем машину и выходим в море. Снова останавливаемся у Кулойского канала, фоткаемся и ещё раз убеждаемся в правильности принятого решения – в канал не идти, а возвращаться в Архангельск и выходить в море.

Мост через Кулойский канал.

Мост через Кулойский канал.

Кулойский канал

Кулойский канал

Мост через Кулойский канал.

Мост через Кулойский канал.

Вернувшись в Архангельск заселяемся в гостиницу на Обводном канале 8, с интересной курилкой на крыше. Назавтра сборка корабля и выход в море. Погоду правда дают не айс – аномальная жара меняется резким похолоданием, отсюда штормовые ветра и грозы. Забегая вперёд скажу, что за 10 суток нашего пребывания в море штормовое предупреждение объявлялось 6 раз. Отчего движение наше по морю не было упорядоченным и больше напоминало броуновское…

Виды в крыши гостиницы

Виды в крыши гостиницы

Виды в крыши гостиницы

Виды в крыши гостиницы

Виды в крыши гостиницы

Виды в крыши гостиницы

После скитания по пыльным дорогам горячий душ и алкоголь сделали своё дело – «светает рано…», «выкинем лодку и пока я смотаюсь за бензином…». «хлеб не забудь…», «в МЧС звякнуть, что выходим»… Заснули.

Виды в крыши гостиницы

Виды в крыши гостиницы

Гостиничный номер на Обводном

Гостиничный номер на Обводном

.

.

Утром небольшая физзарядка. Из навигатора выстреливает micro SD и падает в щель между водительским и торпедой. Попытки извлечь её при помощи ножовочного полотна ещё больше усугубляют ситуацию – флешка проваливается глубже… На ней 13 гигов морских карт, SAS планет под андроид и куча нужной информации. Идти в море без неё, тоже самое, что закрыть глаза. Снимаем водительское кресло и вдобавок имеем десяток зажигалок и пару фломастеров.)))

 

- Сборка корабля -

 

Вызволив micro SD из плена, быстро собираемся и едем в Соломбалу. Там по договоренности с руководством яхт-клуба «Норд» мы собираем лодку, оставляем машину и выходим в море.

Кузнечевский мост

Кузнечевский мост

р. Кузнечиха - приток Северной Двины

р. Кузнечиха — приток Северной Двины

Вот и Соломбала.

Вот и Соломбала.

Плавучий пирс и удобный подъезд на авто, круглосуточная охрана… словом очень хорошее место для стапеля. Спасибо руководству яхт-клуба за предоставленное место для сборки лодки.

Областной яхт-клуб "Норд"

Областной яхт-клуб «Норд»

Областной яхт-клуб "Норд"

Областной яхт-клуб «Норд»

Очень хорошее место для сборки

Очень хорошее место для сборки

Часов десять на сборку, плюс довоз бензина, погрузка и улаживание формальностей… и ровно в 6-00 мы покидаем гостеприимный «Норд» и берём курс на север.

Сборка корабля

Сборка корабля

Заправка бензина маслом

Заправка бензина маслом

Корабль собран, скоро выход

Корабль собран, скоро выход

Здесь, у Архангельска, дельта Северной Двины разделяется на три крупных рукава, каждый из которых впадает в Белое море: Никольский, Мурманский и Корабельный. Мы пойдем самым интересным из них – Корабельным.

 

Продолжение следует.

 

 
часть 1 часть 2