- Навигация -
Автомобильные навигаторы. Навигатор в машине необходим, а лучше два… и это мы испытали в полноте своей, в поездке Зимники Нарьян-Мара. Отвороток ведущих в никуда немеряно, укатанность их порой больше чем у основной дороги, и два навигатора включенных на разные масштабы экономят и топливо и время. Питание переведено на USB, исчезли громоздкие адаптеры в прикуриватели, и достающая фраза «отключено внешнее питание» уже не режет ухо…
SAS Planet. Это основная программа которой пользуемся в поездках. Для прокладки маршрутов и записей треков кроме самой проги нужен приёмник GPS. В сети есть описания как использовать обычный навигатор в качестве приёмника, но мы не стали заморачиваться и приобрели GlobalSat BU-353s4 со встроенной антенной и USB интерфейсом. Стоимость его небольшая и параметры значительно выше чем у навика. Загрузить свежую версию SAS Planet можно здесь
Lowrance Elite-7 HDI. Судовой картплоттер совмещённый с эхолотом. Имеет хороший класс водозащищенности IPX7, и когда залитые ноут и навигатор просто «гаснут» – Лоуренс продолжает работать. Денег своих от стоит: широкоэкранный 7″ дисплей, 4-х лучевой датчик пробивает толщу воды в 250 метров, на глиссировании глубину показывает стабильно.
В 2013 году пытались увидеть подводную лодку «Декабрист-1″, затонувшую на глубине 200 метров. Лодку не видели, но рельеф дна показывает чётко. Карты с глубинами и пр. навигационной обстановкой – платные и продаются в интернет магазинах. Бесплатные, с хорошо прорисованной береговой линией можно скачать здесь. Инструкция на русском здесь
- Приливы и отливы -
Жизненный ритм в морских путешествиях полностью подчинен приливам и отливам, и порой остановка на полчаса может обернуться внеплановым зависанием часов на 10-12. Для расчёта приливов существуют специальные программы, мы пользуемся WxTide. Указываем необходимый регион, задаём временной интервал и получаем синусоиду с точностью до минут по времени, и сантиметров по амплитуде. Скачать программу и описание можно здесь
- Погода -
ZyGrib одна из лучших программ для получения прогнозов погоды. Программа бесплатная, открывается из папки и не требует инсталляции. Файлы предоставлены на основе спутников NOAA и обновляются 3 раза в сутки. Загрузка файлов осуществляется через интернет и работает достаточно просто – выбираем необходимый участок на карте, отправляем запрос и получаем необходимую информацию с прогнозированием до 8 суток. Скачать программу можно здесь.
В местах где интернет слабый можно использовать направленные антенны GSM, что позволяет принимать прогнозы за 30-40 км. от базовых станций. Как это делается, и что необходимо, подробно описал здесь – Интернет в путешествии.
Ниже три варианта настроек для получения прогноза. В первом случае на 8 суток объём 347 Кб. Во втором – задачу упрощаем до 5 суток и результат 50 Кб. Третий – интервал 12 часов на двое суток и объём всего 8 Кб. Картинка во всех трех случаях меняется не сильно, но получение прогноза становиться возможным даже при медленном интернете.
Прием погоды на КВ. При отсутствии интернета можно принимать погодные факсы на КВ приёмник с SSB. Подобные приёмники имеют высокое «чувство» и как правило построены по супергетеродинной схеме с двойным преобразованием частоты. Для приёма погодного факса необходим компьютер, сам приёмник и шнур соединяющий их по НЧ. На компьютере должна быть установлена программа для приёма погодных факсов. Всё достаточно хорошо описано здесь.
Как читать факсимильные погодные карты здесь
Частоты и время передачи погодных факсов здесь
Раньше, в КВ диапазоне, вблизи крупных водохранилищ передавались прогнозы погоды в радиотелефонном режиме которые можно принимать на Degen 1103 без всяких программ… просто голосом. Как сейчас-не знаю.
Азовское море, «Ростов-1″ и «Ейск-8″ на частоте 2620 кгц.
Рыбинское, «Переборы-радио» 3180 кгц.
Камское, «Пермь-радио» 6250 кгц.
Кубенское и Сухона, «Вологда-радио» 2620 кгц. и т.д.
Прием погоды на УКВ
Продолжение следует….
Средства связи и навигации используются как в авто так и лодке, поэтому подробно описаны отдельно.