Идея изготовить зарядное устройство на базе повышающего преобразователя появилась после поездки на Ямал. Спали в машине, салон отапливали феном, утром подогрев движка жидкостным Ебершпахером. Итого за ночёвку расходовали больше половины емкости АКБ, восполнить которую за суточный пробег не получалось. В ход шёл второй аккумулятор, который то же садился а полноценно зарядить его на морозе было нечем – конкретно не хватало напряжения.
- Зарядник на преобразователе DC/DC -
Суть идеи заключается в преобразовании напряжения бортсети 13-14 вольт в 16-17, для полноценной зарядки второго (не подключенного к сети) аккумулятора током 0,1С, в нашем случае 8-10 ампер. Это позволит за суточный 10-и часовой пробег зарядить севший аккумлятор. Потом аккумуляторы переключаются или меняются местами и заряжается второй, подсевший после ночёвки. Потери на преобразование конечно будут, но это мелочи в сравнении с выполняемой задачей. Основой зарядника стал повышающий DC/DC преобразователь U007 с регулируемым стабилизатором тока. Установил к примеру 6 ампер, и как бы не менялось входное и выходное напряжение, ток заряда будет оставаться на этом уровне.
Кроме самого преобразователя и корпуса приобретены стрелочные приборы для контроля тока и напряжения, шунт и вентилятор охлаждения – при зарядном токе более 7-8 ампер радиатор немного греться. Ток холостого хода – 180 ма.
Все это собрано в корпусе, добавлены предохранители и клеммы. Получилось ЗУ с входным напряжением 10-12 вольт, выходным 13-40 и током до 10 ампер. Тепловой режим при токе 7-8 ампер – «чуть тёплый». КПД – 85-95%.
Зарядник отработал 2 зимы и хорошо себя зарекомендовал. Здесь видео зарядки током 6 ампер при напряжении 16 вольт и температуре -10С . Позже в зарядник добавлена ещё одна функция – ночной или стояночный подзаряд.
- Зимний ночной дозаряд -
Суть заключается в «переливе» из второго АКБ в первый (подкапотный) при больших морозах. Ставим машинку на ночь, включаем перелив и уходим домой. Утром имеем полностью заряженный аккумулятор с ровной плотностью по банкам. Заряд идет стабилизированным током 1-2 ампера и о «кипении» при -20°С разговора нет. Ниже фотки экспериментов. С Варты 110 а/ч переливаем в подкапотный: ток, напряжение и количество «залитых» за ночь ампер/часов – все наглядно.
На радиаторе смонтирован повышающий DC/DC и регулируемый стабилизатор тока. Для контроля «залитых» ампер часов использован ваттметр китайского производства. Утром, даже в суровые минуса, после такой «экзекуции» имеем 100% заряженный аккумулятор под капотом и ровную плотность электролита по банкам. 2-й аккумулятор, служивший «ночным донором» подкапотному, заряжается в ходу током 8-10 ампер этим же зарядником в обычном режиме.
На видео зимний контрольно-тренировочный цикл подкапотного аккумулятора не снимая с авто. Разряжен до 11 вольт, после 25-и часовая зарядка током 2 ампера. Результат – ровная плотность по банкам 1,28-1,30. Видео КТЦ – здесь